Московский метрополитен - рассказы и фотогалереи. Метрополитены Лондона, Парижа, Берлина, Гонконга, Мадрида - рассказы и фотогалереи. Швебебан - Вупперталь, Германия.
Новая Москва - фильм о перспективах "Сталинской реконструкции" Москвы - игровой. Ретро Москва - фотографии Москвы семидесятых годов двадцатого века. Ночной Лиссабон - видовой, музыкальный фильм о ночном Лиссабоне. Копенгаген - путеводитель по Копенгагену - документальный.
Париж - город живописный, артистичный, интеллектуальный, город с вековыми традициями и с памятниками, хранящими свою долгую и увлекательную историю. В то же время - это один из крупнейших мегаполисов мира. Именно поэтому метрополитен находится в списке парижских символов, вместе с Эйфелевой башней и Лувром. Но метро - отнюдь не аттракция для туристов, а живой, действующий организм, который связывает огромный десятимиллионный город в единое целое.
Парижское метро на удивление эффективное. Сеть сильно разветвленная - триста с лишним станций. В каком бы закоулке города вы ни оказались, где-то в двух-трех кварталах должен быть вход на станцию. Схема парижского метрополитена довольно запутана. Сами же станции - это платформы по краям, а поезда - в центре зала. Такая схема менее удобная, чем например, лондонская, так как для перехода на противоположную платформу в пределах одной станции, нужно преодолеть довольно длинные переходы и лестницы. Однако эта система позволяет значительно удешевить строительный процесс.
Большинство старых станций выполнено в едином стиле. Полукруглый свод зала, облицованный синей кафельной плиткой и обязательные, расположенные на стенах, керамические рамы, внутри которых наклеены огромные рекламные афиши. В последнее время открыты новые станции совершено иного дизайна - отделка тонированным алюминием, особая, скрытая от глаз, приглушенная подсветка, стеклянные стены, разделяющие платформы и поезда, а также много других дополнительных удобств для пассажиров.
В парижском метро впервые применены и некоторые технические новинки, в частности вагоны на бесшумных резиновых колесах и автоматический поезд без машиниста.
Но, несмотря на развитую сеть, часть станций находятся как - бы не на том месте, где им полагалось бы быть. Например, желающим посетить Эйфелеву башню нужно совершить хорошую прогулку от ближайшей станции метро. Это же можно сказать о Монмартре.
Один из самых больших узлов подземки расположен у вокзала "Монпарнас" и объединяет пять станций. По сути дела - это подземный город, занимающий целый квартал между собственно вокзалом, универмагом "Галерея Лафайет" и небоскребом "Башня Монпарнас".
Первый проект парижского метрополитена появился в 1845 году, но движение началось лишь 19 июля 1900 года.
Поезд состоял из трех деревянных вагонов.
Спустя три года после открытия случилась одна из самых крупных катастроф за всю историю существования парижского метро - пожар, стоивший жизни 84 пассажирам. Несмотря на небольшое возгорание, машинист решил продолжить движение, вместо того, чтобы остановиться в тоннеле. Это усилило и ускорило распространение огня, что и привело к печальным последствиям.
Дошедшие до наших дней старые станции, несмотря на, кажущийся одинаковым, внешний вид, удивительно разнообразны. Например, есть платформы, напоминающие ботанический сад, а, если приглядеться, то можно увидеть, что не все так одинаково и в керамической отделке.
Проходные турникеты тоже отличаются - есть с дверями почти в человеческий рост, есть с обычной трёхрожковой вертушкой, а есть с маленькими дверками. Разнообразен и подвижной состав. Например, вагоны так называемого "среднего поколения" отличаются тем, что двери в них нужно открывать специальной ручкой, только после чего подаётся сжатый воздух, и они распахиваются полностью.
На самых современных маршрутах, между вагонами, вместо дверей установлены стеклянные перегородки, так, что весь поезд представляет собой одну сквозную трубу.
Эти поезда передвигаются без машиниста, на резиновых колесах, которые при движении издают негромкий свист. Двери в вагонах на этой линии открываются специальной кнопкой.
Но парижский метрополитен занимается не только перевозкой пассажиров.
Экскурсии в прошлое, на закрытые станции 30-х годов, можно совершить на старинных поездах, стилизованных под первые подвижные составы. Путешествие проходит под звуки шарманки или популярные композиции в исполнении Эдит Пиаф и Шарля Азнавура.
Кроме того некоторые станции используются для проведения вечеринок, показов мод и познавательных экскурсионных туров.
Парижское метро работает в сочетании с пригородной электричкой RER, четыре линии которой носят буквенные обозначения от A до D. Это система пригородных поездов, которая в пределах города проходит по подземным тоннелям и имеет свои, независимые от метро, но в некоторых местах связанные с ним, подземные станции.
В отличии от сети RER, часть линий парижского метрополитена выходит на поверхность и поезда движутся по эстакадам над улицами.
Один из символов парижского метро - кованые навесы над входами, созданные по проекту известного архитектора Гектора Гимара. До наших дней сохранилось 86 таких "воротец".
Подземный Париж - это не только свыше двухсот километров линий метро.
Помимо него под городом расположены такие интересные объекты как катакомбы и городская канализационная сеть.
Все три системы многократно пересекаются друг с другом.
Катакомбы - это около трехсот километров заброшенных известняковых карьеров и место последнего приюта нескольких поколений парижан, вернее, их останков.
Для туристов доступна лишь небольшая часть лабиринтов, которая встречает устрашающим плакатом - "Стой! Здесь начинается империя смерти!"
Во времена Французской Революции кладбища Парижа перестали справляться с нагрузкой, посему городские власти решили перенести часть захоронений под землю. Около 6 миллионов скелетов было перемещено с 1786 по 1860 год.
Еще одну экстремальную экскурсию можно совершить, спустившись в парижские недра, в тоннели городской канализации.
Часть этой системы была превращена в музей еще в XIX веке. Разумеется, пахнет там не розами, но разве это остановит настоящего туриста-авантюриста? Тоннели с вонючей жижей - это не единственный экспонат музея. Здесь и информационные стенды, и строительное оборудование, и компьютерные системы мониторинга.
Сточная система по протяженности сопоставима с парижским метро и даже имеет похожее устройство - центральный тоннель достаточно широк и глубок для катаний на лодке, по бокам от него проходят асфальтированные дорожки для пешеходов, под потолком тянутся водопроводные трубы и телекоммуникационные провода.
Канализационные тоннели в точности повторяют наземный уличный рельеф -расширяются под бульварами и сужаются под второстепенными улочками.
К тому же на каждом углу развешаны указатели с названием улицы, расположенной наверху.
Вплоть до Средних веков, система водоснабжения и канализации в Париже была устроена весьма оригинально - забор воды происходил из реки Сены, туда же сливали отходы.
Париж благоухал непередаваемыми ароматами.
Но это еще полбеды. Эпидемии холеры, брюшного тифа и других инфекционных заболеваний сводили в могилу тысячи людей.
Несмотря на периодические попытки городских властей как-то наладить систему водоснабжения и утилизации отходов, реальные шаги были предприняты только в 1850 году.
Первый тур по свежепостроенной канализации состоялся в 1867 году.
С 1892 по 1920 туристов возили на специальном поезде, затем, вплоть до 1975 года - на лодке. Сегодня проводятся только пешеходные экскурсии по небольшому, относительно безопасному, участку.