Мир путешествий

Главная » Файлы » Оптимизм - рассказы, путеводители » Возвращение в прошлое

Челябинск - обратный билет - часть вторая
25.07.2011, 03:15

 

 
 
2
 
Вокзал - Центр
 
Северная ось
 
Улица Свободы
 
"Одна из центральных улиц Челябинска. Получила своё нынешнее название 1 мая 1920 года согласно постановлению исполкома городского Совета о переименовании ряда улиц и площадей города в честь павших героев Гражданской войны, борцов за свободу и новых революционных символов.
В нынешнем виде состоит из четырёх улиц, носивших до 1920 года названия Ахматовская (заречная часть), Ключевская (от набережной реки Миасс до нынешнего проспекта Ленина), Кузнечная и Клубная (от нынешнего проспекта Ленина до железнодорожного вокзала).
Южная часть улицы Свободы с 1920 года носила название "улица Ленина" и, только после того, как бывшая улица Спартака стала назваться Проспектом Ленина, улица Ленина стала частью улицы Свободы".
"Википедия"
 
 
Тем местам, где проходила железная дорога, вторая по значению в России после трассы Москва - Санкт - Петербург, повезло. Они как - бы получали "второе дыхание".
Станция - это не только вокзал, но и целый комплекс предприятий, включающий железнодорожное депо и всякого рода подсобные производства.
Вместе с железной дорогой вглубь России стали продвигаться и зарубежные инвесторы. Так, в Челябинске рядом со станцией был возведен завод бельгийской фирмы "Столль", выпускавший оборудование для сельского хозяйства.
Таким образом, железнодорожный поселок превратился в небольшой промышленный центр.
Образовалось как - бы два города - старый, большей частью ориентированный на переработку сельскохозяйственной продукции и торговлю, и новый, возникший благодаря развитию Транссибирской магистрали. А между ними - пустота, степь и березовый лес.
Но промышленный подъем не мог не затронуть и исторической части Челябинска.
Современники с изумлением наблюдали за происходящими изменениями. Для горожан, привыкших к размеренному, патриархальному образу жизни, наступили иные времена.
Сносились небольшие деревянные домики, составлявшие основной жилой фонд, а на их месте возникали, невиданные здесь прежде здания - банки, торговые фирмы, большие универсальные магазины с зеркальными витринами. Конечно, по сравнению со столицей, в уменьшенном, провинциальном варианте.
Но как писал один из путеводителей того времени - основная особенность Челябинска начала двадцатого века - это "чисто американский рост его".
Необходимо было объединить две части одного города в единое целое.
Старый исторический центр, расположенный в месте основания Челябинской крепости, там, где сейчас раскинулся цветочный партер перед Театром оперы и балета, уже перестал удовлетворять требованиям нового времени. Поэтому на другом конце Уфимской улицы возникает группа общественных зданий, пока наметок будущего городского центра, общего, как для пролетарской, привокзальной части, так и для, преимущественно купеческой, основной, исторической.
До открытия в 1965 году нового здания привокзальная площадь, как и в других городах, представляла собой большой базар с, отходящими в разные стороны, улочками. заполненными магазинами и. подозрительного вида, закусочными.
Отсюда на север. в сторону центра города уходят две основные магистрали - Цвиллинга и Свободы.
С противоположной, южной стороны, лабиринт привокзальных улочек незаметно переходил в мрачный рабочий поселок, образовавшийся при заводе бельгийской фирмы "Столль".
Состоящий из старых деревянных домиков, без каких - либо признаков благоустройства, этот поселок протянулся почти до старых, закопченных цехов завода.
Когда началось строительство нового вокзального комплекса, решено было его возвести, не затрагивая существующих станционных сооружений. То есть сдвинуть на юг, в сторону заводского поселка.
Современному челябинцу это ни о чем не говорит - понятия о расстояниях изменились вместе с ростом города. Тогда же, в начале шестидесятых годов, поднялась волна протестов. Жители требовали прекратить строительство из - за удаленности нового вокзала от собственно города.
Но сооружение комплекса продолжалось ускоренными темпами и,в ноябре 1965 года, состоялось торжественное открытие нового здания вокзала станции Челябинск, который сразу же стал новой городской достопримечательностью.
 
Все было бы великолепно, но не хватало одной важной детали. Бриллианту требовалась оправа.
Великолепное сооружение не имело привокзальной площади, не то, что соответствующей масштабам города и нового вокзала, а вообще никакой. Одно море старых одноэтажных домиков.
Произошла очередная бюрократическая нестыковка.
Подготовленный проект привокзальной площади пришлось быстро приводить в соответствие со сложившимися обстоятельствами. В результате были построены несколько серых панельных пятиэтажных домов, которые образовали временную, как тогда говорили. площадь. Она же стала постоянной.
Со временем здесь появилась гостиница, построенная по типовому проекту, монумент "Сказ об Урале", интересное произведение скульптора В.Зайкова, бетонная копия которого была установлена прямо напротив главного входа в новое здание вокзала.
Сегодня, когда снова изменилось понятие о внутригородских расстояниях, пассажирский комплекс станции Челябинск - Главный стал одним из важных транспортных узлов центра города.
Привокзальная площадь значительно расширилась к югу и теперь ее границей служит завод имени Колющенко, бывший "Столль", возле которого построена большая многоуровневая транспортная развязка - мечта нескольких поколений челябинцев.
Благодаря ей сегодня можно довольно быстро добраться от вокзала почти до всех основных районов южной части Челябинска.
Но мы выберем "классический" вариант экскурсии и направимся в сторону центра города.
Улица Свободы, согласно Генеральному плану 1947 года, должна была служить парадным въездом в город со стороны вокзала Чеябинск - Главный. Архитекторы ленинградского института "Гипрогор" разработали специальный проект, который превращал обычную улицу провинциального города в "Сталинско - ампирную сказку".
Предусматривалось строительство зданий в едином стиле, не выше пяти этажей. Детально прорабатывался каждый дом, благоустроство и уличное осващение.
Однако, все то, что сделали далекие ленинградские проектировщики, можно было сразу сдавать в архив.
Дело в том, что улица Ленина - так тогда называлась ее южная часть, ко времени выхода проекта была застроена почти полностью. Пусть не в едином стиле, но довольно капитально. Снести эти дома было нереально. Особенно в те суровые послевоенные годы.
С момента открытия в 1892 году регулярного железнодорожного сообщения, главным шоссе, связывающим центр города с вокзалом служила нынешняя улица Цвиллинга, плотно, особенно в привокзальной части, застроенная старыми одноэтажными деревынными домиками.
Начиная с середины двадцатых годов прошлого века все новое строительство вблизи улицы Цвиллинга велось на относительно свободных территориях, окружающих "привокзальную деревню". Тех, которые впоследствии превратились в нынешние улицы Свободы и Российская.
 
 []
 
На фотографии - перекресток улиц Свободы и Российская
 
 
Далее - пример перехода от "конструктивизма" к "Сталинскому аампиру". Сороковые - пятидесятые годы прошлого века.
 
 []
 
 []
 
 []
 
 
         
          Для перехода - нажать здесь
 
           Челябинск - обратный билет - часть вторая - 1
 
          Челябинск - обратный билет - часть третья
          
          

 

Категория: Возвращение в прошлое | Добавил: defaultNick | Теги: челябинск
Просмотров: 768 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: