Мир путешествий

Главная » Файлы » Оптимизм - рассказы, путеводители » Возвращение в прошлое

Челябинск - обратный билет - часть вторая
13.01.2012, 04:09
 
 

 

 
 
2
 
Вокзал - Центр
 
Северная ось
 
Улица Свободы
 
"Одна из центральных улиц Челябинска. Получила своё нынешнее название 1 мая 1920 года согласно постановлению исполкома городского Совета о переименовании ряда улиц и площадей города в честь павших героев Гражданской войны, борцов за свободу и новых революционных символов.
В нынешнем виде состоит из четырёх улиц, носивших до 1920 года названия Ахматовская (заречная часть), Ключевская (от набережной реки Миасс до нынешнего проспекта Ленина), Кузнечная и Клубная (от нынешнего проспекта Ленина до железнодорожного вокзала).
Южная часть улицы Свободы с 1920 года носила название "улица Ленина" и, только после того, как бывшая улица Спартака стала назваться Проспектом Ленина, улица Ленина стала частью улицы Свободы".
"Википедия"
 
 
Тем местам, где проходила железная дорога, вторая по значению в России после трассы Москва - Санкт - Петербург, повезло. Они как - бы получали "второе дыхание".
Станция - это не только вокзал, но и целый комплекс предприятий, включающий железнодорожное депо и всякого рода подсобные производства.
Вместе с железной дорогой вглубь России стали продвигаться и зарубежные инвесторы. Так, в Челябинске рядом со станцией был возведен завод бельгийской фирмы "Столль", выпускавший оборудование для сельского хозяйства.
Таким образом, железнодорожный поселок превратился в небольшой промышленный центр.
Образовалось как - бы два города - старый, большей частью ориентированный на переработку сельскохозяйственной продукции и торговлю, и новый, возникший благодаря развитию Транссибирской магистрали. А между ними - пустота, степь и березовый лес.
Но промышленный подъем не мог не затронуть и исторической части Челябинска.
Современники с изумлением наблюдали за происходящими изменениями. Для горожан, привыкших к размеренному, патриархальному образу жизни, наступили иные времена.
Сносились небольшие деревянные домики, составлявшие основной жилой фонд, а на их месте возникали, невиданные здесь прежде здания - банки, торговые фирмы, большие универсальные магазины с зеркальными витринами. Конечно, по сравнению со столицей, в уменьшенном, провинциальном варианте.
Но как писал один из путеводителей того времени - основная особенность Челябинска начала двадцатого века - это "чисто американский рост его".
Необходимо было объединить две части одного города в единое целое.
Старый исторический центр, расположенный в месте основания Челябинской крепости, там, где сейчас раскинулся цветочный партер перед Театром оперы и балета, уже перестал удовлетворять требованиям нового времени. Поэтому на другом конце Уфимской улицы возникает группа общественных зданий, пока наметок будущего городского центра, общего, как для пролетарской, привокзальной части, так и для, преимущественно купеческой, основной, исторической.
До открытия в 1965 году нового здания привокзальная площадь, как и в других городах, представляла собой большой базар с, отходящими в разные стороны, улочками. заполненными магазинами и. подозрительного вида, закусочными.
Отсюда на север. в сторону центра города уходят две основные магистрали - Цвиллинга и Свободы.
С противоположной, южной стороны, лабиринт привокзальных улочек незаметно переходил в мрачный рабочий поселок, образовавшийся при заводе бельгийской фирмы "Столль".
Состоящий из старых деревянных домиков, без каких - либо признаков благоустройства, этот поселок протянулся почти до старых, закопченных цехов завода.
Когда началось строительство нового вокзального комплекса, решено было его возвести, не затрагивая существующих станционных сооружений. То есть сдвинуть на юг, в сторону заводского поселка.
Современному челябинцу это ни о чем не говорит - понятия о расстояниях изменились вместе с ростом города. Тогда же, в начале шестидесятых годов, поднялась волна протестов. Жители требовали прекратить строительство из - за удаленности нового вокзала от собственно города.
Но сооружение комплекса продолжалось ускоренными темпами и,в ноябре 1965 года, состоялось торжественное открытие нового здания вокзала станции Челябинск, который сразу же стал новой городской достопримечательностью.
 
Все было бы великолепно, но не хватало одной важной детали. Бриллианту требовалась оправа.
Великолепное сооружение не имело привокзальной площади, не то, что соответствующей масштабам города и нового вокзала, а вообще никакой. Одно море старых одноэтажных домиков.
Произошла очередная бюрократическая нестыковка.
Подготовленный проект привокзальной площади пришлось быстро приводить в соответствие со сложившимися обстоятельствами. В результате были построены несколько серых панельных пятиэтажных домов, которые образовали временную, как тогда говорили. площадь. Она же стала постоянной.
Со временем здесь появилась гостиница, построенная по типовому проекту, монумент "Сказ об Урале", интересное произведение скульптора В.Зайкова, бетонная копия которого была установлена прямо напротив главного входа в новое здание вокзала.
Сегодня, когда снова изменилось понятие о внутригородских расстояниях, пассажирский комплекс станции Челябинск - Главный стал одним из важных транспортных узлов центра города.
Привокзальная площадь значительно расширилась к югу и теперь ее границей служит завод имени Колющенко, бывший "Столль", возле которого построена большая многоуровневая транспортная развязка - мечта нескольких поколений челябинцев.
Благодаря ей сегодня можно довольно быстро добраться от вокзала почти до всех основных районов южной части Челябинска.
Но мы выберем "классический" вариант экскурсии и направимся в сторону центра города.
Улица Свободы, согласно Генеральному плану 1947 года, должна была служить парадным въездом в город со стороны вокзала Чеябинск - Главный. Архитекторы ленинградского института "Гипрогор" разработали специальный проект, который превращал обычную улицу провинциального города в "Сталинско - ампирную сказку".
Предусматривалось строительство зданий в едином стиле, не выше пяти этажей. Детально прорабатывался каждый дом, благоустроство и уличное осващение.
Однако, все то, что сделали далекие ленинградские проектировщики, можно было сразу сдавать в архив.
Дело в том, что улица Ленина - так тогда называлась ее южная часть, ко времени выхода проекта была застроена почти полностью. Пусть не в едином стиле, но довольно капитально. Снести эти дома было нереально. Особенно в те суровые послевоенные годы.
С момента открытия в 1892 году регулярного железнодорожного сообщения, главным шоссе, связывающим центр города с вокзалом служила нынешняя улица Цвиллинга, плотно, особенно в привокзальной части, застроенная старыми одноэтажными деревынными домиками.
Начиная с середины двадцатых годов прошлого века все новое строительство вблизи улицы Цвиллинга велось на относительно свободных территориях, окружающих "привокзальную деревню". Тех, которые впоследствии превратились в нынешние улицы Свободы и Российская.
 
 []
 
На фотографии - перекресток улиц Свободы и Российская
 
 
Далее - пример перехода от "конструктивизма" к "Сталинскому аампиру". Сороковые - пятидесятые годы прошлого века.
 
 []
 
 []
 
 []
 
 
Здания в стиле "конструктивизм", построенные в конце двадцатых, начале тридцатых годов прошлого века - один из символов улицы Свободы.
Строгость, аскетизм и запущенность.
 
 []
 
 []
 
 []
 
 []
 
Дом для высшего руководства Южно - Уральской железной дороги. Здесь, на втором этаже, находится служебная квартира начальника дороги.
 
 []
 
Чем ближе к центру, тем дома становятся все более "Имперскими" - роскошный "Сталинский ампир" побеждает аскетичный "конструктивизм".
 
 []
 
На фотографии - здесь встречаются улица Свободы и проспект Ленина.
Идеальный пример "Сталинского ампира" пятидесятых годов прошлого века.
 
 []
 
Так выглядело это место в тридцатые годы двадцатого века.
 
Улица Цвиллинга
 
"Как и все центральные улицы города, улица Цвиллинга имеет давнюю историю.
Самая старая часть улицы первоначально носила название Оренбургской, по наименованию южных ворот челябинской крепости.
В XVIII-XIX веках она являлась главной улицей города. Затем получила наименование Христорождественской от главного храма города - Христорождественского собора, построенного в 1748-1766 годах (находился в северо-восточной части площади Ярославского, разрушен в 1932 году).
С конца XIX века до 1920 года улица называлась Большой. В дореволюционном Челябинске это была одна из немногих улиц, мощёных булыжником и её южная часть, ведущая к вокзалу носила название Шоссейной, своё высокое транспортное значение она сохранила и поныне.
1 мая 1920 года исполком городского Совета переименовал ряд центральных улиц и площадей города "в честь павших героев Гражданских войны, борцов за свободу и новых революционных символов", в результате этого часть бывшей улицы Большой, что южнее Площади Революции, была объединена с нынешней Кирова и вместе стала носить название Рабоче-Крестьянской, а появившаяся тогда же на карте города улица Цвиллинга была заметно короче."
Википедия
 
 []
 
Современной молодежи, да и далеко не только ей, фамилия Цвиллинг ничего не говорит. Разве что название улицы.
Сегодня это более символ, чем человек.
На самом деле биография товарища Цвилллинга по - своему довольно интересная.                                                                                                                                                                                          
 
Не все так однозначно во жизни, но и само время тогда тоже было неодозначное.
Самуил Моисеевич Цвиллинг прожил всего двадцать семь лет.
Родился в Тобольске, в еврейской семье. Всупил в РСДРП(б) в 1905 году. В 1907 году за преступление совершенное в период революции 1905-1907 годов был приговорен к смертной казни, замененной пятнадцатилетни тюремным заключением.
В 1916 году во время первой мировой войны был мобилизован в армию.
В 1917 году после Февральской революции С.М. Цвилинг стал председателем Челябинского совета и председателем комитета РСДРП(б). Фактически главой городской администрации.
Приехал в Санкт-Петербург для участия в VI съезде РСДРП(б). Здесь он стал одиним из лидеров Октябрьской революции, комиссаром в Санкт-Петербурге и делегатом Второго Всероссийского съезда Советов.
Вернувшись на Южный Урал С.М. Цвилинг организовывал отряды красных для борьбы с белоказаками атамана А.И. Дутова.
Был арестован в ноябре 1917 года, но бежал из под стражи и с ноября того же года С.М. Цвилинг стал комиссаром Совета Народных Комиссаров Российской Советской Республики в Оренбурге и председателем Военно-революционного комитета (ВРК) Оренбурга. С марта 1918 года С.М. Цвилинг - председатель оренбургского губисполкома.
2 апреля 1918 года во время боя в станице Изобильной Оренбургского казачьего войска С.М. Цвилинг был убит войсковым старшиной Бартеневым С.В.
Все это за двадцать семь лет!
Воззведенный в далекие двадцатые годы прошлого века, в "Коммунистические святые", он так им и остался, несмотря на все политические катаклизмы и весьма неоднозначное отношение к нему.
Именем С. М. Цвиллинга названа одна из главных улиц Челябинска.
Долгое время, выполняя функции одной из важных транспортных магистралей города, она оставалась "пасынком" по сравнению с бурно развивающейся "соседкой" - улицей Свободы. Особенно в южной части.
Несмотря на это, на улице Цвиллинга, главным образом на ее северном отрезке, находится много учреждений культуры, административных зданий, в том числе Администрация Челябинской области, Дворец культуры железнодорожников Южно-Уральской железной дороги, Региональное отделение Союза Художников России, корпуса Челябинского института путей сообщения, Челябинский железнодорожный музей, торгово - развлекательный комплекс "Куба", Камерный театр, Городской парк культуры и отдыха имени А.С. Пушкина, выставочные залы, библиотеки, кинотеатры, банки, ювелирные салоны, кафе и рестораны.
Улица имеет большое значение в транспортной сети города, поскольку является кратчайшим путём от центра города к железнодорожному вокзалу и выезду на многоуровневую развязку у Привокзальной площади.
 
 []
На фотографии - Центральная железннодорожная поликлиника на улице Цвиллинга - построена в 1938 году
 
Ближе к площади Революции улица Цвиллинга превращается из "пасынка" в одну из самых интересных аттракций. Она пересекает район, к которому лучше всего подходит название "Заповедник Сталинского ампира".
Рассказывая о городе, который известен как один из центров производства всего того, чем сильна современная Россия, невозможно оставить в стороне этот относительно небольшой уголок, расположенный к юго - востоку от площади Революции.
Несмотря на то, что "имперские" сооружения так и остались основным градообразующим элементом и в других районах Челябинска, эти, прилегающие к проспекту Ленина, несколько улиц можно, без преувеличения, назвать "заповедником", местом наибольшей концентрации сооружений "Сталинского ампира" в городе.
Считается, что зона, о которой идет речь, почти целиком принадлежит железной дороге. В какой - то мере так и есть. Огромный бюрократический аппарат этого мощного ведомства, точнее его представители, в свое время получили, а затем и приватизировали прекрасные "имперские" квартиры.
Однако, здесь вы не встретите ни машиниста электровоза, ни слесаря локомотивного депо, ни поездного диспетчера. "Железнодорожное государство" представлено только своим высшим командным составом и "нужными людьми".
Кроме того, каждое крупное предприятие имеет здесь ведомственную недвижимость. Так же не для слесарей.
 
 []
 
 []
 
 []
 
 []
 
На фотографиях - "Заповедник Сталинского ампира" сегодня






 
 
 
 
3
 
Центр
 
 []
На фотографии - панорама западной части проспекта Ленина
 
 []
На фотографии - "Сфера любви" - один из символов Челябинска
 
 
Проспект Ленина
 
Ось восток - запад
 
 []
 
"Проспект Ленина ранее представлял собой отдельные улицы - Южный бульвар - восточнее нынешней площади Революции и улицу Болгарская (Сербская) - западнее площади, которые вместе с переименованием в 1920 году были объёдинены в улицу Спартака.
Переименование в 1960 году улицы Спартака в проспект Ленина, с одной стороны, приблизило город к стандартам советских городов-миллиоников (миллионник с 1976 года), где именно так почти всегда называется главная улица, однако определённо убавило городу топонимической индивидуальности.
Одновременно с переименованием улицы Спартака путем присоединения к улице Свободы была ликвидирована улица Ленина".
"Википедия"
 
 []
 
Среди паутины улиц и перекрестков центральной части Челябиска этот занимает особое место.
Зднсь встречаются две крупнейшие транспортные магистрали города - север - юг - улица Свободы и восток - запад - проспект Ленина.
Будучи долгое время "пасынком" по отношению к своей "ампирной" соседке, сегодня улица Цвиллинга стала более престижной и удобной для жизни.
Дело в том, что, относительно спокойная, улица Свободы вошла в состав внутригородского транспортного кольца, которое, огибая центр, соединяяет многочисленные жилые массивы, бурно развивающегося Северо - Запада, промышленные зоны Севера практически со всей южной частью Челябинска.
Проезжая часть улицы Свободы реконструирована, что не скажешь о добротных зданиях по обе стороны нового "шоссе". Да, так придется теперь называть когда - то тихую, "троллейбусную" улицу.
Сегодня эти "ворота в город" имеют довольно потрепанный вид. Но, как говорят, красоту ничем не испортишь. И первые реконструированные дома это подтверждают.
 
 []
 
Проспект Ленина - уже совсем другой уровень. Здесь разговор о ветхости и запущености просто неуместен. На главной улице одного из крупнейших российских городов иные цены и, соответственно, иное состояние зданий.
 
 []
На фотографии - проспект Ленина ночью
 
 
На проспекте находятся здания, составляющие "Имперскую" гордость Челябинска.
Примерно до конца сороковых годов прошлого века в городе практически не занимались архитектурным проектированием. Небольшие конторки выполняли работы по привязке зданий к местным условиям. Такого понятия, как "архитектурная школа" здесь не существовало. Имеется в виду не учебное заведение, а стиль работы группы единомышленников.
Положение изменилось после высадки "десанта", состоящего из выпускников Московского архитектурного института. Почти всех "молодых специалистов" выпуска 1947 года направили в один город. Некоторые, отработав положенный срок, уехали. Но большая часть осталась, впоследствие создав в Челябинске свою "архитектурную школу" довольно высокого уровня.
Ранее, в "додесантный" период, всем архитектурным и инженерным проектированием в городе занимались ленинградские специалисты, в основном из института "Гипрогор". "Подкрепление" прибыло вовремя.
Встреча этих двух мощных "потоков" - московского и ленинградского - не могла не сказаться на облике города.
У каждой "школы" были свои традиции. А встретились они в период, когда "Сталинский ампир" не только считался официальным стилем, но и находился в процессе перехода на свою высшую, самую роскошную, стадию.
Союз двух крупнейших архитектурных школ страны придал городу столичную масштабность.
Проспект Ленина становится "витриной" Челябинска. Здесь собраны здания почти всех архитектурных стилей, применявшихся в течении двадцатого века. Строгий, аскетичный конструктивизм переходит в, пока еще робкий "ампир", который, со временем, набирает силу и, к середине пятидесятых годов прошлого века, становитя господствующим.
Перекресток с улицей Свободы расположен в средней части семикилометрового проспекта.
На востоке - корпуса, когда - то знаменитого, Челябинского тракторного завода - ЧТЗ. На западе - Южно - Уральский государственный университет. Завод и ВУЗ с двух сторон замыкают проспект.
Рядом с перекрестком возвышаются два интересных здания. Построенные примерно в одно и то же время, они совершенно непохожи друг на друга. Две разные архитектурные школы.
 
 []
 
 []
 
Первые многоэтажные громады, построенные в тридцатые годы прошлого века в районе современной площади Революции - "Главный дом", здания обкома, банка и гостиницы "Южный Урал", стали основой центральной части нового проспекта Ленина.
 
 []
На фотографии - перекресток нроспекта Ленина и улицы Кирова - 1934 год
 
Эти дома, словно пришельцы из другого мира, нависали над старой, преимущественно одноэтажной, деревянной застройкой уездного городка, жители которого даже не могли себе представить, во что превратится Челябинск в самое ближайшее время.
 
Лишь находясь на проспекте, где новые огромные сооружения закрывали убогость старого городка, люди начинали понимать, что тихая, размеренная жизнь заканчивается. А, что будет дальше, никто не знал.
 
 
 
 []
На фотографии - Главная улица - 1943 год
 
"Соцгород ЧТЗ"
 
Несмотря на то, что в центральной своей части проспект еще формировался, к тому времени, уже был завершен большой отрезок все той же улицы. Эта часть, длиной в несколько километров, называлась "Соцгород ЧТЗ".
Построенный в 1930 - 1933 годах по проекту архитектора А. Бурова, по своей структуре он стал одним из первых микрорайонов в стране.
 
 []
На фотографии - заводоуправление Челябинского тракторного завода. Построено в 1933 году в стиле "конструктивизм"
 
Соцгород - город-завод. На Урале в конце 1920-х - первой половине 1930-х годов был создан целый ряд таких крупномасштабных промышленно - жилых образований.
Соцгород понимался как комплекс, где органично сочетались предприятие и жилой массив с системой коллективизированного культурно-бытового обслуживания.
"Индустриальный рабочий город" ЧТЗ на 37500 человек проектировался по принципу "полного обобществления культурно-просветительной и бытовой жизни всех трудящихся", где все взрослое население, за исключением престарелых, больных и инвалидов, участвует в производительном труде и общественной работе.
"Жизнь трудящихся сосредотачивается в жилкоммунах, а дети до 16 лет находятся на полном общественном обеспечении и проживают в яслях, детских садах и интернатах закрытого типа".
Если сравнить количество приезжих, работающих тогда на строительстве Челябинского тракторного завода с размерами Соцгорода, то оказывается, что эта широко разрекламированная инфраструктура была доступна далеко не всем.
То, в каких условиях жила большая часть "новых горожан", старались не афишировать.
Так называемые "общежития" для рабочих, тех, кому не хватило места в Соцгороде, представляли собой, построенные на скорую руку, бараки - длинный коридор и множество комнат по обе его стороны, заполненных по максимуму.
Когда не хватало и такого жилья, строили землянки.
Но пропаганда делала свое дело. Люди терпели, надеялись и верили. Тем более, что назад, в деревню, откуда приехала большая часть строителей завода, дороги не было.
В разгаре "Сталинская коллективизация", "средний класс", презрительно называемый "кулаками", к тому времени практически прекратил свое существование, а традиционный русский деревенский образ жизни находился в состоянии распада.
Эти обстоятельства и "выталкивали" последние остатки трудоспособного населения в город, на строительство "флагманов индустриализации".
 
Главная улица города начинается около здания заводоуправления ЧТЗ и проходит через тот самый Соцгород, который долгое время служил рекламой достижений Советской власти.
Сегодня инвесторы не торопятся вкладывать деньги в это место. Для того, чтобы возвести здесь очередной бизнес - центр, нужно, в первую очередь, расчистить территорию, то есть снести все обветшалые строения, которые находятся в таком состоянии, что говорить об их ремонте просто не имеет смысла.
То же самое относится ко всей инфраструктуре района.
Однако, проходящий через Соцгород, проспект Ленина находится совсем в другом положении.
Восточная его часть с момента постройки была "лицом Тракторозаводского района".
Здесь расположены - дворец культуры Челябинского тракторного завода, отдельно стоящий концертный зал, известный под названием - театр ЧТЗ, образовательный центр завода, экспериментальная фабрика - кухня, которая была скорее объектом политическим, нежели социальным.
В те годы подобные сооружения возводились по всей стране. Предполагалось, что они освободят советскую семью от забот по приготовлению пищи. Тем самым люди будут иметь больше свободного времени для культурного отдыха.
Центром досуга в районе становится Дворец культуры - место интенсивной пропагандистской работы.
Такой "стандартный набор" получили все крупные промышленные центры Советского Союза. Несмотря на политическое основание. людям достались прекрасные места для отдыха - парки, концертные и выставочные залы, спортивные городки.
Тем более, что культуре тела в те годы придавалось особое внимание - молодежь готовили к службе в армии.
Соцгород заканчивается в районе Комсомольской площади. К моменту ее образования стиль "конструктивизм" начинает постепенно заменяться все на тот же "Сталинский ампир", пока еще довольно примитивный, во многом сохранивший черты своего предшественника.
В конце сороковых годов аскетичный "конструктивизм" был предан опале. Это относится и к проспекту Ленина, который уверенно продвигался в западном направлении, стремясь быстрее воссоединиться с его центральной частью. Отрезок улицы от Комсомольской площади до железнодорожной линии на Екатеринбург застраивался именно в это время и резко отличается от предыдущей, "соцгородской" части.
Здесь уже господствует "Cталинский ампир", правда в своей начальной стадии.
Красивые многоэтажные дома, парки и фонтаны встречают гостей Тракторозаводского района.
 
 
 []
На фотографии - парадный фасад Тракторозаводского района - 1949 год
 
"Соцгород ЧТЗ" с прилегающими районами, несмотря на то, что его основной градообразующей осью является проспект Ленина - главная улица всего города, фактически существует несколько обособленно.
Переходя условную "границу", мы попадаем в фактический центр города. Но не только.
Пересекая железнодорожную линию на Екатеринбург и автомобильную трассу "Мередиан", фактически мы переходим из Сибири на Урал. Именно здесь проходит геологическая граница между Западно - Сибирской низменностью и, протянувшимися с севера на юг, древними Уральскими горами.
Но альпинистов м других любителей высоты прошу не беспокоится. Если проехать на электричке от Челябинска примерно сто километров в западном направлении, то лищь тогда вы окажетесь в "Горном раю" или "Уральской Швейцарии", то есть на "настоящем" Урале.
 
 []
На фотографии - проспект Ленина - ворота на Урал. Здесь проходит геологическая граница.
 
 
Сам же Челябинск фактически расположен в Зауралье, в степной зоне с довольно бедной растительностью.
Дальше - загадка природы.
В этой бескрайней степи, в том месте, где раскинулся огромный мегаполис - множество озер, из которых четыре находятся в пределах административных границ Челябинска.
Добавьте сюда еще два старых сосновых бора. Один из них начинается прямо на главной улице.
Вот вам и степной городок.
 
 []
 
На фотографии - городской бор - вход с проспекта Ленина
 
Проспект Ленина, начиная от границы Тракторозаводского района, в целом, вполне соответствует статусу "Главной магистрали" одного из крупнейших городов России.
 
 []
 
Самый, по моему мнению, приятный участок проспекта Ленина расположен между улицей Свободы и площадью Революции.
Здания здесь, в основном, построены в тридцатые годы прошлого века. Несмотря на то, что в тот период времени стиль "конструктивизм" еще не сдал свои позиции, в этой части проспекта Ленина уже господствует "Сталинский ампир". Конечно ему еще далеко до роскоши и излишеств пятидесятых годов, но все равно красиво.
 
Отрезок от улицы Свободы до Кирова, включая здания, расположенные на северной стороне площади Революции - центральная часть проспекта Ленина. Именно этот участок является лицом и визитной карточкой города такого масштаба.
 
 []
 
На фотографии - Северная сторона проспекта Ленина - в сторону площади Революции
 
 []
 
На фотографии - Южная сторона проспекта Ленина - в сторону площади Революции
 
Следующий перекресток - самый центральный в городе. Здесь сходятся несколько крупнейших магистралей - улицы Кирова, Воровского, Цвиллинга. Проспект Ленина пересекает его в своем непрерывном движении, словно скорый поезд проезжает небольшую станцию, которой нет в его расписании.
Каждый участник этого марафона живет в своем ритме.
Но этот перекресток невозможно проехать без остановки.
Главная площадь Челябинска - душа города, его сердце, мозг. Называйте как больше нравится.
Если лишить город этой его части, то он распадется на отдельные районы, а затем "цепная реакция" продолжится дальше.
Площадь Революции не просто душа города. Это - сгусток энергии, позитивной и негативной. Энергии, поступающей сюда со всех концов огромного мегаполиса. И она же, эта энергия, объединяет город в единое целое.
Одна из крупнейших площадей Европы - место настолько необычное в плане архитектуры, истории и той роли, которую она играет в жизни города, что миновать этот "перекресток" невозможно.
 
 
 []

 
Площадь, которую вы видите на этой фотографии, не имеет названия. Почему так получилось? Не знаю. Может быть виноват "именитый" сосед - площадь Революции. Она здесь, совсем рядом.
Эта безымянная площадь служит своего рода "предбанником" той, основной. Здесь расположено здание Государственной Публичной библиотеки, типовой проект, который коснулась рука двух талантливых архитекторов из того самого московского  "десанта" - М.Мочаловой и Б.Петрова.
 []
По другую сторону площади возвышается обыкновенное конторское здание семидесятых годов прошлого века. С его постройкой эта небольшая, камерная плошадь превратилась в часть проспекта Ленина.
Положение попытался исправить архитектор - "десантник" Е.Александров. Он разместил на всю высоту дома огромное панно, выполненное из каслинского литья - визитной карточки Челябинской области.
С переходом России к капитализму - если это можно так называть - в городе началось массовое строительство, нет не жилья, бизнес - центров. Самое престижное место Челябинска площадь Революции, мечта любого инвестора. Эти здания для бизнесменов уже почти со всех сторон окружили ее, но на саму площадь пока еще не вышли.
Зато безымянная плошадь, называемая в народе "Публичкой" - в честь расположенной здесь библиотеки - уже имеет несколько. Эти бизнес - центры хорошо видны с площади Революции, испортив панораму ее западной части.
 
 []
 
Проспект Ленина продолжается в сторону Южно - Уральского государственного университета.
В этом районе сосредоточена большая часть научного потенциала города. Далеко не все научно - исследовательские институты пережили смену власти и общественного строя. Выжили сильнейшие и самые необходимые. Но, судя по количеству институтов, расположенных в этом районе, специфическая, челябинская наука все еще необходима государству.
 
 []
 
Южно - Уральский государственный университет, в прошлом Челябинский политехнический институт - один из крупнейших и престижнейших ВУЗов России. Здесь учится примерно тридцать тысяч человек.
В отличие от Политехнического института, Университет предлагает сегодня целый спектр специальностей, включая гуманитарные. Это учебное заведение в какой - то мере повторило судьбу самого города.
Созданный в 1942 году, Машиностроительный институт, готовил специалистов для местных и эвакуированных предприятий. Выпуски были небольшие и, после окончания войны, его предполагалось закрыть. Ведь на Урале, в Свердловске, работал один из крупнейших учебных центров - Уральский политехнический институт.
Но тут началась, точнее, продолжилась, но уже в других масштабах, "Эра оборонки", которой требовалось с каждым годом все больше и больше специалистов. Так появилось то, что мы видим сегодня.
 
Университетский городок расположен по обе стороны проспекта Ленина.
Главный корпус был запроектирован в том же "Сталинском ампире" и возводился в три этапа - сначала западное и восточное крыло, а затем - центральная часть.
В разгар строительства начались "Хрущевские сокращения". И, если крыльям хоть что - то досталось от опального имперского стиля, то центральную часть упростили до предела.
Сегодня Главному корпусу вернули первоначально запроектированный вид.
Вновь построенная башня со шпилем видна издалека и в целом, даже с добавлениями, реконструированное здание смотрится весьма эффектно.
 []
 
 []
На фотографиях - главный корпус Южно - Уральского государственного университета
 
 
Остальные сооружения построены в более позднее время и имеют соответствующий вид.
Университетский городок расположен довольно компактно и включает в себя, кроме учебных корпусов, общежития, кафе, столовые, дворец спорта, бассейн, поликлинику, предприятия сферы обслуживания - то есть почти полностью автономное образование, расположенное на краю старинного соснового бора.
Находясь здесь, в самой высокой точке проспекта Ленина, начинаешь понимать, насколько необычен и уникален Челябинск.
Отсюда, с площади перед памятником академику Курчатову открывается великолепный вид на главную улицу.
Но почему память о выдающемся ученом увековечена именно здесь, в Челябинске, да еще на одном из самых престижных мест города?
Скульптура академика - часть комплекса под названием "Расщепленный атом".
То, что тщательно скрывалось в прошлом, хотя этот секрет знал почти каждый житель города. Челябинск был и остается одним из крупнейших центров оборонной промышленности страны, сердцем Советского "атомного проекта".
 
 
 Челябинск - обратный билет - часть третья
          
 

 

Категория: Возвращение в прошлое | Добавил: defaultNick
Просмотров: 3420 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: