Пятница, 19.04.2024, 13:04

Мир путешествий

Меню сайта
Категории раздела
Познание нового [22]
Возвращение в прошлое [49]
Политкорректность [8]
Только для зарегистрированных пользователей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мир путешествий


Челябинск - счастливый билет - часть четвертая
26.07.2010, 01:58


Стереотипы
Много лет два крупнейших города - Екатеринбург и Челябинск ведут борьбу за право считаться столицей Большого Урала. Пока побеждает первый.
Скорее всего, так будет и дальше. Ведь Екатеринбург изначально был задуман как столица Урала.
При Советской власти эта же роль отводилась Свердловску, который сохранил и при новом общественном строе тот же столичный статус, теперь уже Уральского Федерального округа. Так что в ближайшее время занять место Екатеринбурга невозможно.
Что же остается Челябинску? Роль столицы Южного Урала? Однако это понятие достаточно размыто.
Например, республика Башкортостан тоже относится к Южному Уралу. Но эта автономия имеет свое правительство, парламент, столицу и административно не связана с Челябинском.
Зачем тогда весь этот столичный лоск, кварталы важного и надменного "Сталинского ампира".
Все, что описано выше - театры, музеи, променад, громадные сооружения центра Челябинска, создающие городу столичный имидж - явления вторичные. 
Настоящее лицо Челябинска нужно искать в другом месте.
Также как и в любом другом городе, центр Челябинска окружен "спальными" районами. Здесь вы не найдете архитектурных "изысков". Основная застройка - типовая, быстровозводимая. Ведь жилье требуется постоянно, при всех властях.
Районов, где почти полностью отсутствует промышленная зона, в Челябинске немного. Самый большой из них - Северо - Запад - город средних размеров с населением около трехсот тысяч человек.
Основная же масса, окружающих челябинский центр, районов совсем другая.
Прогуливаясь по городу, обратите внимание на название конечных остановок городского транспорта. Для приезжего - это загадка. Непонятные аббревиатуры - ЧТЗ, ЧЭМК, ЧМК, ЧГРЭС, ЧКПЗ. Первая буква, как нетрудно догадаться, означает - челябинский. А что дальше?
Центр города окружают промышленные предприятия и каждый более или менее приличный завод имеет свой, отдельный ведомственный жилой район.
Подъезжая к городу по прекрасному скоростному шоссе с севера, из Екатеринбурга, еще за несколько километров до въезда можно различить густые клубы дыма в небе.
Последний поворот и перед нами открывается фантастическая картина.
Множество труб извергают в небо дым самых разных цветов. Природная голубизна почти не видна среди этих рукотворных облаков.
Перед вами заводы знаменитого концерна "Мечел" - бывший челябинский металлургический комбинат. Заложенный в 1942 году, на довольно большом расстоянии от центра города, он, со временем, превратился в одно из крупнейших металлургических предприятий страны.
Одновременно с корпусами завода началось строительство жилого поселка. Сегодня - это целый город с населением около четырехсот тысяч человек.
Основная масса домов возводилась здесь руками заключенных ГУЛАГа и пленных немецких военнослужащих. Последние имели намного больше прав, чем политические заключенные. И даже могли построить улицу в память о своей Родине. Чем не Германия?Через несколько лет "перевоспитанных" фашистов с миром вернули домой, а узников ГУЛАГа реабилитируют до сих пор.
Долгое время район жил в автономном режиме из - за удаленности от основной городской застройки. Даже праздничные демонстрации в Челябинске проводились две - на площади Революции и в Металлургическом районе. Словом - отдельный город.
Развитие городского общественного транспорта, реконструкция и строительство сети автомобильных дорог способствовали интегрированию района в общегородскую структуру. В огромном мегаполисе снова изменилось понятие о расстояниях.
Металлургический комбинат занимает огромную территорию. По ней даже проложено несколько трамвайных маршрутов.
Сам жилой район сегодня уже почти вплотную подошел к заводским корпусам.
Разноцветное дымовое облако, нависающее над домами, хорошо просматривается при въезде со стороны центра города.
Обособленное расположение района не помешало строительству здесь еще нескольких крупных предприятий, не имеющих отношения к "Мечелу", но загрязняющих атмосферу не хуже его.
В те дни, когда сильный ветер, наперекор проектировщикам, изменяет направление и над районом зависает рукотворное облако, с моста через реку Миасс открывается фантастическая картина. Слабеющие лучи предзакатного солнца с трудом пробиваются сквозь, нависающие над белыми домами, тяжелыми облаками радужного оттенка. И не важно, с какого завода. Сливаясь вместе, они образуют одно большое облако, которое как шапкой укутывает весь район.
Запоминающаяся панорама.
Продолжаем движение по широкому многополосному шоссе в сторону центра города. По дороге нас ждет еще одно испытание - пересечение первого внутреннего промышленного кольца. Что в нашем случае означает встречу с представителями "Большой химии".
С левой стороны тянется забор лакокрасочного завода, напротив - корпуса завода цинкового. Если на дороге нет пробок, то проезд этого "химического коридора" занимает всего несколько минут. Постарайтесь на это время задержать дыхание. В противном случае запахи, которые исходят от этих двух предприятий, еще долго будут вас преследовать.
Первое внутреннее промышленное кольцо представляет собой непрерывную цепочку заводов самого разного профиля. В основном это крупные предприятия тяжелой промышленности, протянувшиеся вокруг центральной части города с севера, через восток, юг, запад. 
С северо - западной стороны кольцо прерывается. Здесь находится своеобразный "коридор дыхания", через который относительно свежий воздух проникает в город. В этой же части расположен городской бор, тот самый, выходящий на проспект Ленина в районе Южно - Уральского государственного университета. Благодаря такому "коридору", район университета считается наиболее экологически чистым.
То же можно сказать о микрорайонах Северо - Запада, хотя влияние предприятий "кольца" здесь уже чувствуется. Кроме того ветер доносит сюда разноцветные облака с "Мечела" и соседних с ним заводов.
В целом, в Челябинске нет ни одного экологически безопасного района.
Второе промышленное кольцо охватывает город с южной и восточной стороны.
В него входят предприятия челябинского мегаполиса, расположенные в пригородах.
На территориях, прилегающих к Челябинску с этой стороны, с начала двадцатого века разрабатываются месторождения бурых углей. Проверка запасов этого материала послужила основой для принятия решения о строительстве в Челябинске крупной электростанции - ЧГРЭС, как энергетической основы для дальнейшей индустриализации. Именно с 1927 года, времени ее постройки, наступает новая эра в истории города, тот период, который мы называем "после".
Примыкающий к Челябинску с восточной и юго - восточной стороны город Копейск - центр угледобывающей промышленности региона. Его окружают шахтерские городки и поселки с разбросанными вокруг угольными терриконами - холмами из отработанной породы. Внизу, под землей - лабиринты шахт. Впечатление такое, словно находишься в районе Донбасса.
Город Коркино, южный пригород Челябинска, тоже центр угольной промышленности. Но, в отличие от Копейска, добыча здесь происходит открытым способом. Зрелище очень любопытное.
С холмов из отработанной породы, окружающих Коркинский угольный разрез, открывается фантастическая картина. Огромная яма, похожая на лунный кратер. Но, в отличии от последнего отнюдь не безмолвный. Здесь кипит жизнь. Огромные экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, люди - все это в движении, в состоянии кажущегося хаоса. Но присмотревшись, начинаешь немного понимать существующий здесь порядок. Недостаток подобного способа добычи - огромное облако угольной пыли, постоянно накрывающее разрез.
Третье промышленное кольцо весьма условно. Оно охватывает разбросанные в радиусе до ста километров от "Нулевой версты", что на Кировке, многочисленные предприятия оборонной промышленности.
Челябинская область - стратегический страж безопасности России. Именно здесь была создана первая в стране атомная бомба, а могучие ракеты РС-18 (СС-20 "Сатана") долгие десятилетия охраняли покой ныне развалившейся державы под названием СССР.
Да и сегодня Российская Федерация чувствовала бы себя не так спокойно, не будь на ее территории "закрытых" производств и предприятий Челябинской области.
Челябинск - центр одной из наиболее развитых областей - пятой по объему выпускаемой промышленной продукции в Российской Федерации.
По индустриальной мощи в России впереди Челябинска лишь Москва, Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург.
Около 40% продукции города - металл. Челябинск дает треть отечественных ферросплавов, пятую часть труб, почти все - крупного диаметра, тяжелые гусеничные тракторы и дорожную технику, прицепы-супертяжеловозы, уникальные металлоконструкции, приборы.
Высокая концентрация промышленных предприятий, особенно оборонной сферы, поставила Челябинск в число наиболее важных приоритетных целей в стратегическом противостоянии "великих держав".
Помните тот мини - опрос, где мои респонденты показали хорошие знания о Челябинске в виде устоявшихся стереотипов. Каких именно? Да тех самых, описанных в этой главе.
Концентрация в одном месте такого количества производств во много раз увеличивает опасность техногенной катастрофы.
Ведь случись что - нибудь на одном из закрытых даже для местных служб по чрезвычайным ситуациям, предприятий, существует вполне реальная опасность цепной реакции.
Об экологической катастрофе я уже не говорю. Она произошла, давно, задолго до Чернобыльской. Ее последствия уже закодированы в генетической памяти нескольких поколений. В том числе и моего.
Когда - то Челябинск вытянул из лотерейного барабана счастливый билет.
Маленький, захолустный, провинциальный городок, каких в России тысячи, получил право на вход в элитный клуб мегаполисов, городов, определяющих судьбы мира.
Но за все нужно платить.
Счастливым ли стал тот билет? На этот вопрос у меня нет однозначного ответа.
Может не стоило использовать этот шанс?
Тогда, вероятно, вместо этой панорамы,


мы бы получили что - то совсем иное.
Только для челябинцев или посторонним вход разрешен
Вы прочитали рассказ о Челябинске, городе, который, наконец, приподнял завесу секретности и открылся миру во всем своем великолепии.
Промышленные гиганты, "заповедник" сталинского "ампира", мощная научная база, известные ( и неизвестные ) всей стране ученые, множество высших учебных заведений с богатым выбором специальностей. 
Челябинск - один из крупнейших культурных центров России. Театры, два из них - академические, орган, который специалисты считают одним из лучших в стране, концертные залы, музеи, множество различных студий.
Челябинск сегодня - это огромный современный город с великолепными дорогами, уютными скверами и парками, зданиями необычной архитектуры, построенными в последнее время.
Возможен ли был бы этот "набор" если не тот самый "Счастливый билет"?
И очень грустно, а порой и унизительно, сознавать, что все это богатство для большинства россиян, даже достаточно образованных, лишь пустой звук или, в лучшем случае, набор давно устаревших стереотипов.
Даже житель какой - то Тмутаракани, но из Центральной части России, гордо задирает нос перед "Урало - Сибирской провинцией". А, если этот городок еще и находится где - то в Московской области, пусть на самых ее задворках, то уж тут "столичной" спеси нет предела.
Этим рассказом я попытался хоть немного закрасить "белое пятно" дезинформации, а точнее, просто незнания реалий своей страны определенной частью ее жителей.
Информации о Челябинске настолько мало, что даже в огромном книжном магазине на площади Революции, там, где полки, в буквальном смысле слова, "ломятся" от литературного изобилия, там, где можно выбрать издание по любой теме и весу, мне предложили только "Атлас автомобильных дорог Урала" и карту города. И все! Может быть где - то, в других магазинах иначе. Не знаю. Но, как говорят, хороша ложка к обеду.
Челябинск - мой родной город. Здесь я родился, учился и работал. А потом уехал. Конечно в столицу. Но отнюдь не за карьерой, как это принято сегодня. Просто хотелось выдавить из себя тот "провинциальный синдром" и все другие "комплексы", которые годами выращивали в нас.
Правильно ли я сделал? Кто знает. В современном мире все настолько перемешано, что трудно дать однозначный ответ. Как сложилось, так и сложилось.
Но Челябинск все еще крепко держит меня в своих объятиях.
"Счастливый билет?" В конце заголовка я поставил вопросительный знак. Давайте возьмем этот самый виртуальный билет и перевернем его с "гламурной", парадной стороны, на обратную.
То, что мы там увидим, описано в главе "Стереотипы".
Про ужасную экологическую обстановку в мегаполисе сейчас говорят и пишут много. Но возможно ли что - то изменить в городе, где на относительно небольшой территории сконцентрировано такое количество производств, многие из которых имеют статус особо опасных предприятий.
Военная промышленность - стержень челябинской экономики, пережила смену власти и ее приоритетов особенно тяжело. Где тут было думать об охране окружающей среды. Выжить бы!
Но "первый звонок" прозвучал намного раньше. В 1957 году. Во времена устойчивого и стабильного Советского Союза. "Кыштымский взрыв". В отличие от Чернобыля, о нем мы не знали ничего. Большая часть материалов о взрыве реактора всего в девяноста километрах от Челябинска до сих пор засекречена. И лишь в некоторых местах автомагистрали "Урал" - Екатеринбург - Челябинск можно увидеть широкие многометровые просеки, заваленные сухими деревьями. Здесь уже больше пятидесяти лет ничего не растет.
"Мертвая зона". Место прохождения радиоактивного облака, похоронившего под собой несколько деревень и городков со всеми их жителями.
Что произошло потом? Где это облако? В каком направлении его понес ветер? Кто - то утверждает, что на север, в сторону Свердловска. Другие источники говорят о южном направлении. И все они ссылаются на какие - то "мифические" документы.
Я же уверен, что - то самое радиоактивное облако или его часть, все - таки прошло и над Челябинском, оставив свой след в генетической памяти всех последующих поколений. Джина выпустили из бутылки, а что делать с ним дальше никто не знал. И не знает до сих пор.
В "корзину" челябинской экологии можно также добавить "подарки" от электродного, цинкового, лакокрасочного и еще множества других, не менее опасных производств.
"Счастливый билет" медленно, но верно находит свои жертвы и отдает долги.
Джин слишком силен, а люди ему помогают. Мир сходит с ума. Гонка вооружений продолжается. Зачем? Кому это нужно? Ответ простой.
Пусть же помнят те, кто делает на этом свои миллиарды, что все возвращается.
Но кто об этом думает? Разве только старики, выжившие в аду Хиросимы и Нагасаки. Они видели это своими глазами. Но мир их не слышит и не желает слышать.

© Copyright: Виленский Юрий, 2009
Свидетельство о публикации №209041700070
Категория: Возвращение в прошлое | Добавил: defaultNick
Просмотров: 701 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: