Так получилось, что Лондон стал первым городом, открывшим для меня ворота на "запад", в мир "настоящего капитализма".
К тому времени я уже побывал почти во всех странах Восточной Европы. Да, это считалось поездкой за границу и оформлялась она "как положено", через "компетентные органы". Но посещение стран "Восточного блока" не очень отличалось от поездок по республикам, тогда Советской, Прибалтики.
Порой мне казалось, что Рига выглядит более "заграничной", чем, например, Варшава. Страны Восточной Европы, страны "социалистического содружества", а проще "сателллиты Советского Союза" управлялись из единого центра - Москвы.
Прошло много лет, заполненных, в основном, борьбой за выживавние в новом мире. И, наконец, пришел тот день, когда появилась возможность немного расслабиться, остановиться, оглянуться и позволить себе немного побольше. Для меня, "фаната путешествий", это была поездка за границу. Пришло время познакомиться с Западной Европой, тем миром, о котором можно было когда - то только мечтать.
Лондон, как цель туристической поездки, я выбрал сам и, находясь там, старался как можно подробнее описать каждый свой день в, специально заведенном для этого, дневнике.
С тех пор прошло более десяти лет. Мир изменился и Лондон тоже. Но, вернувшись из последней поездки в столицу Великобритании, я перечитал, уже пожелтевшие, страницы того старого дневника и с удивлением обнаружил, что большая часть записей вполне актуальна и сегодня.
Несмотря на бурное строительство, особенно в последнее время, исторический центр этого гигантского мегаполиса почти не изменился. А именно здесь расположены основные достопримечательности, среди которых "тусуются" многочисленные туристы,"залетевшие" в британскую столицу кто на неделю,кто на несколько дней.
Именно "залетевшие".
Чтобы действительно понять этот город, с его ментальностью и традициями, здесь надо родиться или хотя бы прожить большой период времени. Так можно сказать о любой стране.
Но для Лондона такое выражение особенно актуально. Насколько уникален этот огромный мегаполис.
Почему именно Лондон? Попробую объяснить.
Шерлок Холмс, доктор Ватсон и Британская столица.
В 1966 году московское издательство "Правда", после долгого перерыва, выпустило в свет небольшим тиражом собрание сочинений английского писателя Артура Конан - Дойля, "создателя" образа гениального детектива Шерлока Холмса.
Этот восьмитомник сразу же попал в список "супердефицитных" товаров. Что для огромной страны шестьсот тысяч экземпляров. Капля в море.
Истории о великом сыщике были собраны в первые три тома. Таким образом, для меня знакомство с творчеством Конан - Дойля началось с его всемирно известного персонажа.
Вскоре я стал замечать, что в этих "криминальных рассказах", кроме двух основных героев - Шерлока Холмса и доктора Ватсона, присутствует еще один, виртуальный - город Лондон.
Столица Британии в произведениях Артура Конан - Дойля служит не только фоном для описываеиых событий, но и выступает как полноправный герой, живущий своей, собственной жизнью.
Из всех, в том числе и английских, экранизаций рассказов о великом сыщике, которые удалось посмотреть, самой "лондонской", как мне кажется, оказалась наша, "советская". С Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях.
Необычное в этом фильме было то, что ни один человек из всей съемочной группы в Лондоне никогда не был.
В те времена даже поездка в так называемые "страны народной демократии" была очень проблематичной. А тут в Лондон, в "логово врага".
Так что почти вся "викторианская" столица Великобритании снималась или в городах Советской Прибалтики, или в декорациях, созданных теоретически, по книгам и альбомам.
Думаю, что самой королеве Виктории понравилось, как показана в фильме ее эпоха. Советские специалисты заочно, чисто интуитивно, создали образ города, вплоть до мельчайших деталей неотличимый от оригинала.
Британская корона
В годы, описываемые Конан - Дойлем, Британскую корону украшали такие бриллианты как Египет, Индия, Австралия. Даже одного из них было достаточно, чтобы сделать свою метрополию величайшей колониальной державой.
Великобритания владела почти половиной мира. Именно владела - физически.
Как хороший хозяин, метрополия полностью контролировала принадлежащее ей имущество - политику и экономику. Управление огромной империей строилось по принципу максимальной централизации, сохраняя при этом уважение к местным порядкам и традициям.
Один небольшой островок на краю Европы, управлял судьбами сотен миллионов людей.
До сих пор во многих, ныне "независимых", бывших британских колониях действуют те же, якобы "расистские" законы, которые пока никто отменять не собирается. Работают заводы, порты и железные дороги, построенные англичанами.
Одним из последних частей Империи, получившим независимость стал Гонконг, взятый в "аренду" на 99 лет. В 1997 году британцы передали его Китаю, не забыв при этом построить один из крупнейших в мире аэропортов, который принял первых пассажиров в 1998 году.
Вся инженерная работа для этого "руковорного чуда", начиная со стадии проектирования и до завершения строительства, была выполнена британцами.
Сами же этнические англичане, которые родились и выросли в Гонконге, уже не совсем европейцы. Это новая общность людей, которую местные жители называют "gwailo".
После передачи Гонконга Китаю, многие из них вернулись на "историческую родину" и там обнаружили, что они и местное население - это далеко не одно и то же, что ментальность у них иная и европейская культура, в ее современном виде, им чужда. И потянулся поток в обратном направлении.
К началу двадцатого века Великобритания считалась одной из самых развитых в экономическом отношении держав.
Но, как учит история, мало стать великой империей. Нужно еще сохранить, если не навсегда, то хотя бы надолго, имперский статус.
Когда в это же время такие государства как США и Германия, резко увеличили темпы экономического развития, Великобритания "почивала на лаврах" своей колониальной политики.
Несмотря на мощную базу и, продолжающий сохраняться статус самой экономически развитой страны мира, Великобритания постепенно уступает часть своих позиций.
Внешнеполитическая доктрина - "Блестящая изоляция" - много лет служила стержнем Британской политики,
Растущая конкурентоспособность Германии вынудила "Альбион" отказаться от, прошедшей сквозь века, доктрины.
Это стало началом распада одной из величайших империй мира.
Несмотря на победу военного блока "Антанта" - союза России, Франции и Великобритании над Германией в Первой мировой войне, ослабление основного экономического конкурента и даже присоединение бывших немецких колоний и большую часть территорий, принадлежавших Турции, включая почти весь Ближний Восток - все это уже не могло спасти Британскую империю. Война слишком ослабила метрополию.
Не только экономически, но и политически.
Первой независимость получила отнюдь не далекая экзотическая колония, а часть самого Объединенного Королевства - Ирландия. Великая Империя распадалась изнутри.
Короткая мирная передышка заканчивалась. Началась Вторая мировая война.
Со времен Вильгельма Завоевателя Британские острова не подвергались вражескому нападению. Самолеты "Люфтваффе" свободно летали над территорией бывшей "Королевы небес", германские корабли и подводные лодки блокировали все подходы к бывшей "Владычице морей".
Британия была на волосок от гибели. Оставался небольшой толчок - оккупация.
Но Гитлер не торопился. Почему?
Германия не была готова к нападению? Сомнительно.
После захвата стран Антигитлеровской коалиции на фашистов работала почти вся Европа. "Независимые" государства - Италия, Испания, Португалия, Румыния, Болгария, Венгрия считались, кто теоретически, а кто практически, союзниками Гитлера.
Кого же он опасался? Советского Союза?
Но Великобритания вступила в войну в сентябре 1939 года, а между СССР и Германией вплоть до 22 июня 1941 года действовал "Пакт о ненападении", неофициально называемый "Пактом Молотова - Риббентроппа". С жирными кусками приложений, зафиксированных в секретных протоколах, которые в полном объеме еще никто не видел, а, если и видел, то молчит.
Опасаться Франции? "Великой державы", разгромить которую фашистам хватило всего нескольких недель. После чего эта старая проститутка легла под нового хозяина, подтвердив тем самым свой "мировой имидж".
"Напыщенные" важностью, ведущие страны Евросоюза типа Бельгии и Голландии, достались Германии в ходе "большой прогулки", почти без сопротивления.
То же самое можно сказать о Дании и Норвегии. "Нейтральная" Швеция служила и "нашим и вашим", с перекосом в сторону Германии.
Швейцария, как всегда, работала "мировой копилкой". Для фашистов, коммунистов, социалистов и прочих политиков, ввергнувших мир в кровавую "бойню".
Те, кто выжил, остался при деньгах и даже с положенными процентами. Например, за поставку материалов для газовых камер Освенцима, Майданека и еще тысяч лагерей уничтожения германские химические концерны, существующие и поныне, положили на свои счета в те же швейцарские банки не один миллион.
Деньги тех, кому не повезло, в основном евреев, уничтоженных в этих газовых камерах, надежно спрятаны в глубоких подземельях под улицами Цюриха и защищены законом о тайне вкладов. Знаменитые швейцарские банки с их непоколебимой репутацией давно уже оприходовали эти невостребованные капиталы, и возвращать их, похоже, не собираются. Даже законным наследникам.
Так что в этом противостоянии с Германией Соединенное Королевство оказалось в одиночестве.
Однако толчка - приказа об оккупации островов не было. Почему? По - моему, Гитлер больше хотел иметь своим союзником Лондон, а не Москву, где англичан просто ненавидели, особенно это не скрывая.
Но терять такого, пусть и временного, союзника по антигитлеровской коалиции Советский Союз не мог себе позволить.
Великобританию бомбили и довольно жестоко. Столица подвергалась неоднократным авиабомбёжкам, самые тяжёлые из которых пришлись на сентябрь 1940 и май 1941 года.
Всего, за время войны, в Лондоне её жертвами стали 30 000 мирных жителей, 50 000 получили ранения, десятки тысяч домов были разрушены. На войне как на войне.
Но приказ об оккупации Британских островов так и не был отдан.
После окончания второй мировой войны начался распад одной из величайших империй мира.
Лишившись источников сырья, рынков сбыта и дешевой рабочей силы, экономика страны, еще недавно диктовавшей волю более чем половине мира, должна была пасть. Но, видимо, слишком большой внутренний потенциал, заложенный в Великобритании, помог ей не только выйти из кризиса, но и остаться в "клубе" самых развитых стран мира.
Несмотря на все потрясения, Британия и сегодня занимает одно из ведущих мест в ряду великих держав.
Все также гордо реет "Юнион Джек" - государственный флаг. Все также "с почтеньем берут паспорта с двухспальным английским левою".
Так писал Владимир Маяковский в начале двадцатого века. Так продолжается и сегодня.
Что такое Лондон?
Выросшие за "железным занавесом", мы не имели ни малейшего представлеиия,.что же там, за ним.
Поэтому третий "главный герой" рассказов о Шерлоке Холмсе, город Лондон, в моих глазах выглядел как что - то виртуальное, "западное", типа столиц "наших" прибалтийских республик. Другого варианта и не было. Приходилось фантазировать.
Даже самым известным и "особо приближенным" кинематографистам очень редко разрешалось снимать "заграницу" в "естесственных" условиях. Так, например, рассеянный профессор Плейшнер из фильма "Семнадцать мгновений весны" погиб отнюдь не в швейцарском Берне, а в "нашей" Риге.
Города Советской Прибалтики служили фоном для огромного количества фильмов о "загранице". Неважно какой. Считалось, что большая часть зрителей все равно ее никогда не увидит.
Наступили новые времена. Исчезли многочисленные анкеты о "моральной устойчивости", унизительные допросы в райкоме партии, с участием бывших "чекистов", впавших почти в полный старческий маразм, но продолжавших принимать решения, с учетом своего богатого жизненного опыта.
Сегодня деньги - та же анкета. И, если их достаточно, то пропуск ы любую страну гарантирован.
Лондон. Столица Великобритании. Британии, Англии? Официальное название страны - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - United Kingdom.
Столица государства - один из крупнейших городов мира. Несмотря на свою почти двухтысячелетнюю историю, в такого "монстра", каким мы его знаем сегодня, Лондон начинает превращаться лишь к началу восемнадцатого века, во времена Свифта и Дефо. Уже тогда количество жителей города превышало семьсот тысяч человек, а к концу того же столетия достигло миллиона.
Столица превращается в гигантский "муравейник", куда приезжают сотни тысяч "подданных британской короны" со всех концов огромной империи, в основном в поисках лучшей жизни. Таков удел больших городов - создавать иллюзии и ломать судьбы.
Лондон девятнадцатого века - город контрастов. С одной стороны, он был экономическим и политическим центром мира, а с другой - городом, где в трущобах, практически без средств к существоаванию, жили миллионы бедняков.
В этом же столетии в Лондоне было построено огромное количество новых фабрик и заводов, появились целые промышленные районы.
В облике Лондона происходят кардинальные изменения. В 1836 году была открыта первая железная дорога, соединившая Лондонский мост и Гринвич, и меньше чем за двадцать лет было построено 6 вокзалов.
В 1863 в Лондоне появилось первое в мире метро.
В том же девятнадцатом веке были возведены - Биг-Бен, Альберт-Холл, комплекс Трафальгарской площади, Тауэрский мост. Впервые за всю историю существования Лондона появилась канализация.
Столица огромной империи по интенсивности строительства и уровню благоустройства была на несколько порядков выше континентальной Европы.
Лондон становится первым космополитическим городом мира, в прямом смысле этого слова. Посмотрите, сколько в призведениях того же Конан - Дойля выходцев из колоний.
Сегодня никого не удивишь огромными арабскими, индийскими и китайскими районами в Брюсселе, Париже, Риме, Мюнхене. Да и по всей остальной Европе, где в любом, даже крошечном городке, можно встретить женщин в паранджах, а вечером - группы шумных, агрессивных подростков отнюдь неевропейского вида. Непонятно только, куда исчезло с улиц коренное население, если оно еще осталось.
Современный Лондон занимает огромную территорию. При населении примерно восемь миллионов человек, его площадь в два раза превышает территорию Нью-Йорка, в котором число жителей намного больше.
В течениии нескольких веков Лондон имел статус "морской столицы" мира, хотя находится в 64 километрах от ближайшего морского побережья.
Основатели города были далеко не глупые люди. Лондон расположен в долине реки Темза - самой обширной и плодородной в Англии. Именно здесь он становится естественным перевалочным пунктом торговых путей, центром внутренней и внешней торговли. А Темза достаточно полноводна, как тогда, так и сейчас, что позволяет принимать любые корабли. Почти.
Для современных круизных "монстров" достаточно портов на побережье.
Однако, в послевоенное время Лондон утратил статус крупнейшего порта Великобритании, так как оборудование доков устарело, и не могло обслуживать большие грузовые корабли. Водные терминалы были перенесены в близлежащие города Феликстау и Тилбери, а район Доклендс в 1980-е был перестроен - теперь там находятся офисы и многоквартирные дома.
Так что же такое современный Лондон?
Застройка столицы до сих пор ведется довольно хаотично. Так и вспомнишь добрым словом советский Госплан.
До последнего времени большая часть территории города застраивалась малоэтажными домами, высотой не более двух этажей.
Как устроен Лондон
Существует выражение - "Лондон состоит из сотни деревень". И оно, как мне кажется, довольно точно определяет характер застройки Британской столицы. Только деревни превратились в городские районы, сохранив при этом свои традиции и демографию.
По моему мнению, современный Лондон не просто город, а, скорее, страна или даже планета. В этом огромном мегаполисе, каждая часть которого живет относительно обособленно, отсутствует понятие "центр города" в нашем понимании.
Районы Сити и Вестмистер, наиболее известные в мире, выполняют функции центра всей страны, а заодно и британской столицы.
Рассказать о всей "Планете Лондон" - все равно, что попытаться объять необъятное.
Лучше всего начать с представления о Лондоне как об агломерации двух средневековых городов - коммерческого Сити и правительственного Вестминстера.
В первом среди, стоящих вдоль древних изогнутых улочек, небоскребов - план Сити практически не меняется уже тысячу лет - снуют туда-сюда банковские клерки с сэндвичами. Во втором картина похожая, но клерки правительственные, дома пониже, а улицы шире. Между этими двумя полюсами вдоль древнего тракта, ныне известного под именем Стрэнд, расположились судейский Холборн и торгово-театральный Ковент-Гарден - самые старые из всех лондонских пригородов.
Эти места и принято считать центром мегаполиса "Большой Лондон".
Географически и финансово лучше всего представить себе границы "сердца Британии"... по карте метрополитена. Территорию, которая находится в границах первой зоны подземки, условно принято считать центром города. Большая часть туристов пользующихся "трубой" - народное название метро - тусуются в пределах этой части города и лишь единицы пересекают "границу".
За ней начинается собственно Лондон, то есть та самая "сотня деревень".
В западном направлении - престижные Сент - Джеймс и Мэйфэр, чуть севернее - Блумсбери и Фитпровия.
Эта аристократическая зона отделена невидимой стеной от остального Лондона и погружена в свои наследственные и прочие подобные проблемы.
За Гайд-парком начинается Кенсингтон, рядом довольно престижный Челси.
Список можно продолжить, но есть ли в этом необходимость. Скажу только, что почти все восточные районы Лондона сегодня превратились, где целиком, а где частично, в эмигрантские гетто, своеобразный "Новый Вавилон".
Здесь уже совсем другой Лондон, место, где племенные законы поставлены на более высокую ступень, чем британские, место, где царствуют национальные традиции.
К сожалению, сегодня Лондон не одинок. Так выглядит почти вся Западная Европа и эту новую реальность изменить уже невозможно.
Мой дневник - год 1996, Лондон.
С наружной стороны виртуального внутреннего "железного занавеса", окружавшего СССР, находилась "буферная зона", состоящая из "стран народной демократии", сателлитов Советского Союза. По границе "социалистического лагеря" проходил еще один, внешний, "железный занавес".
Все, что находилось между ними и было для нас "заграницей". Дальше прорывались по "спецзаказу".
Те единицы, которым это было позволено,очень неохотно делились впечатлениями. И их можно было понять.
Сегодня главное ограничение - деньги. При большом желании, и это преодолимо. Особенно после возвращения домой, когда нужно отдавать долги.
Возможность посмотреть "запретный плод" звала в дорогу и заставляла на время забыть о других проблемах.
Место первой поездки определилось сразу, только я взглянул на знакомый, черного цвета, восьмитомник. За эти годы он был так зачитан, что пришлось сменить обложку на всех книгах.
Итак, с легкой руки Артура Конан - Дойля, была определена цель первого путешествия.
Стояло прекрасное солнечное утро, когда наш самолет приземлился в лондонском аэропорту "Гатвик", одном из пяти, расположенных в столице Великобритании. Стандартное начало, но утро было действительно солнечным.
Кстати о погоде. Лондон всегда олицетворяется с бесконечными дождями, туманами и смогом.
Все это есть. Однако и в первый раз, и в мои последующие посещения британской столицы стояла прекрасная погода. Возможно, здесь присутствует элемент везения. Но, что было, то было.
Международный аэропорт "Гатвик".
Первое, что меня поразило - здесь улыбались. На паспортном контроле, на таможне, в справочном бюро.
Между двумя терминалами проложена монорельсовая дорога, по которой ходит поезд без машиниста. Из окна вагона хорошо были видны, резвящиеся в высокой траве, зайцы. Трудно представить, что в центре огромного аэропорта, с его шумом, самолетами, бензовозами, поездами, находится этот природный оазис.
К железнодорожным кассам тянулись длинные очереди. Я сначала даже не понял, что это такое и направился прямо к окошку. Но меня быстро завернули обратно. В лучших советских традициях.
Хорошо, что мой английский был не на очень высоком уровне. Но кое - что я понял. Это была первая очередь, которую я увидел в мире капитализма. Но не последняя.
Кассир, ничего не спросив, улыбаясь, вручил нам билеты. Конечно самые дорогие, на экспресс. Этот поезд идет до вокзала "Виктория", делая в пути две - три остановки. Быстро и удобно.
Но есть и другой вариант, о котором кассир, улыбаясь, "забыл" сообщить.
По этой же линии проходит и другой поезд, останавливаясь на всех станциях. В пути он всего на десять минут больше, чем экспресс. А разница в стоимости билетов весьма существенная.
Так что, несмотря на улыбку, доверяй, но проверяй.
"Гатвик" расположен довольно далеко от центра Британской столицы, примерно в шестидесяти километрах.
За окном вагона тянулись поля, перемежаемые лесами. Зелень была настолько яркой, сочной, что казалась неестественной. Красиво, ничего не скажешь.
Но где же, наконец, Лондон, город моей детской мечты.
Вот и показались его первые дома. Такое увидеть я не ожидал. Особенно по сравнению с российской столицей.
Москва встречает огромными микрорайонами белоснежных многоэтажных зданий. Светлый цвет, особенно в сочетании с хорошим солнечным днем, создает ощущение праздничности и душевного подъема.
Лондон начался с, уходящих за горизонт, районов, застроенных одинаковыми, как близнецы, двухэтажными домами из красного кирпича. Причем, в сторону поезда выходили не парадные, тоже весьма своеобразные, фасады, а изнанка дома, дворы, где развевалось разноцветное белье и стояли какие - то ящики.
На заднем плане просматривались группы типовых многоэтажных зданий мрачного серого цвета. Картина удручающая.
Наконец наше семейство прибыло на вокзал "Виктория" и, взяв чемоданы, мы отправились искать вход в метро.
Здесь я решил "блеснуть" своим английским и стал спрашивать у прохожих, где находится Subway, что, по моему мнению, и означало "метро".
Каждый встречный, к котороиу я обращался, пытался долго и терпеливо что - то объяснить. Из всего этого я только понял, что нужно дойти до ближайшего угла, а за ним и будет то, что нам нужно.
Так наше семейство, вместе с чемоданами, шло от поворота к повороту, радуясь, показавшеиуся вдали символу лондонского метрополитена - круг с горизонтальной полосой посредине. Но это оказывалось обычной автобусной остановкой, с такой же эмблемой, только поменьше.
Завернув за пятый или шестой угол, мы, наконец, поняли, что наш маршрут, мягко говоря, неверный.
В итоге, обойдя по периметру здание вокзала, мы вернулись к главному входу, рядом с которым и оказалось искомое метро. Только здесь оно называется Underground, а не Subway.
Наконец прибыли в гостиницу. Сколько я поездил по миру, сменил множество отелей, но такого увидеть больше не доводилось.
От этого обслуживания здорово попахивало "совком".
О получении заказанного номера до двух пополудни в регистрации и слушать не хотели. Придется несколько часов гулять по городу.
Можно ли оставить багаж? Да, это они предусмотрели. Прямо около главного входа в отель к колонне "прилепилась" будочка, в которой сидел, как сказали бы у нас, "пенсионер со стажем".
К этой, сбитой из чего попало, "камере хранения", тянулся длинный хвост из таких же "раноприбывших". Похоже, что неказистое сооружение приносило хороший доход.
Но все это "ностальгическое" обслуживание забывалось, как только мы выходили на улицу. Отель располагался в центре города, рядом с Британским музеем и станцией метро. Что было особенно важно, так как сам он, центр Лондона, огромен.
Тех нескольких часов, которые мы бродили по окрестностям отеля, было достаточно, чтобы забыть о моем виртуальном Лондоне.
В действительности все выглядело иначе. Не лучше и не хуже, а по - другому.
Когда стрелка часов стала приближаться к часу дня, мы вернулись в отель. Ведь предстояло отстоять две очереди - одну в "камеру хранения", а другую - на регистрацию.
К трем часам, что, говорят, довольно быстро для этого места, получили свой долгожданный номер. После бессонной ночи и прогулки вокруг отеля, мы "свалились" на широкие кровати и отключились.
Через пару часов я проснулся и долго пытался понять, где нахожусь.
Лондон - город, которым я грезил с детства, здесь, за окном! А мы спим!
Долой "сончас"! Наскоро одевшись, мы направились к ближайшей станции метро.
Лондонский "Underground" - не просто средство передвижения, один из видов городского транспорта. Это нечто другое. Скорее стиль жизни, символ Британской столицы.
Позвольте мне начать рассказ о современном Лондоне с этой своеобразной достопримечательности.
"Дедушка метрополитенов"
Мысль о передвижении под землей давно не давала покоя инженерным умам самой передовой тогда, в девятнадцатом веке, страны.
В 1843 году в присутствии королевы Виктории был открыт пешеходный тоннель под Темзой. В 1863 году по нему помчались поезда, и с тех пор движение не прекращается.
Тогда, в 1863 году, произошло главное событие в истории метростроения - пуск первого в мире 3,6 километрового подземного участка внеуличной железной дороги.
Несмотря на то, что поездки в заполненных паровозным дымом и копотью тоннелях были далеко не комфортабельными, практическая целесообразность превзошла все ожидания. И уже в год пуска парламентская комиссия одобрила сооружение подземной окружной железной дороги общей протяженностью около 30 километров.
Локомотивы работали на пару, и, чтобы пассажиры не задохнулись, в тоннелях через каждые 100 метров пробили вентиляционные колодцы.
Должно быть, лондонские улицы, под которыми проходила "труба", напоминали долину гейзеров - с вырывающимися на поверхность клубами дыма.
Наконец, в 1890 году на Южно-Лондонской линии была введена электрическая тяга поездов.
Самая первая в мире линия метрополитена, та, открытая в 1863 году, жива до сих пор и даже сохранила первоначальное название - Metropoliten line.
Лондон, город, открывший для всего мира преимущества этого вида городского транспорта, сегодня обладает довольно разветвленной сетью, включающей кольцевую линию и множество радиальных, которые по мере приближения к окраинам, расходятся еще на несколько, образуя так называемую "вилку".
На первый взгляд кажется, что московское и лондонское метро - это почти братья - близнецы. Но, в отличие от российской столицы, спустившись вниз, пассажир видит очень просто отделанную станцию, своего рода кусок "трубы", предназначенный только для выполнения своих функций и не более. Лишь иногда проскальзывает что - то похожее на робкую попытку архитектора хоть как - то подчеркнуть индивидуальность станции, связав ее оформление с местом вблизи которого она находится.
Однако в последнее время положение несколько изменилось.
Например, новая линия "Миллениум" старается соответствовать своему названию - станции здесь украшены чем - то вроде жеванного тонированного алюминия. Немного странно, однако запоминается своей экстравагантностью.
А на остальных линиях все очень просто - эскалаторный тоннель, как и в Москве, увешанный рекламами, небольшой средний зал с минимальной отделкой и слабым освещением, а по сторонам - проемы для прохода на платформы.
Бросаются в глаза, посеревшие от многолетней пыли потолки, стены, увешанные гирляндами электрических кабелей и огромными рекламными афишами.
В лондонском метро существуют линии, где размеры тоннелей позволяют пропускать поезда только определенных габаритов и формы.
Например, линия Пикадили, где верхняя часть вагона вместе с дверями имеет полукруглую форму. Поэтому, зайдя в поезд и остановившись у входа, во время закрытия дверей вы имеете реальную возможность быть прижатыми их створками так, что туловище будет в вагоне, а голова - в тоннеле. Но ничего страшного. Освободиться из этого плена очень легко.
В целом же, лондонское метро - довольно удобный вид транспорта, которым часто пользуются и далеко не бедные люди, добираясь до своих офисов намного быстрее, чем простаивая в бесчисленных пробках на узких улочках центра.
Как и в Москве, станции лондонского метро расположены не очень близко друг от друга, однако этим видом транспорта, можно доехать до всех основных достопримечательностей города - музеев, вокзалов, крупных магазинов типа "Харродс", а также перейти на внутригородские и пригородные линии Британских железных дорог.
"Пассажир в красной рубашке, не притворяйтесь, что читаете газету. Мы знаем, грязный извращенец, вы разглядываете бюст вашей соседки". Или такое - "Просьба к американским туристам - говорите потише".
Это "шутки" Эммы Кларк - многолетнего диктора Лондонского метрополитена.
В 2008 году "голос трубы" уволили. Формальной причиной стало ее интервью одному из телеканалов, где она признается, что боится ездить в столичной подземке. Вот такая "реклама".
Кроме подобных "шуток" в поездах, особенно тех, которые обслуживают эмигрантские окраины, можно услышать классическую музыку.
Так, с помощью Рахманинова и Вивальди, руководство подземки и местной полиции пытается сократить преступность на метрополитене.
Посмотрим. А пока неопытному туристу не стоит выезжать из границ первой зоны, особенно в вечернее время.
Схема линий метрополитена в том виде, который мы знаем, пришла к нам из Лондона. Несмотря на простоту и очевидность, она стала одним из крупнейших изобретений века.
Вначале линии наносились на обычную карту города в соответствующем масштабе. Несмотря на точность схемы, пользоваться ей было невозможно.
Помогло вмешательство чертежника Гарри Бека, временно нанятого отделом сигнализации. В свободное от работы время он придумал карту, применив тот же принцип, что и в рисуемых им электросхемах.
Этим принципом теперь пользуются метрополитены всего мира - каждая ветка имеет свой цвет и расположена строго по горизонтали, вертикали или диагонали, а станции размечены без учета фактических расстояний между ними.
Пробная диаграмма вышла в 1933 году и с тех пор иного варианта не найдено.
Будущее лондонского метрополитена впервые пытались предсказать в 1914 году. Некий профессор писал в транспортном журнале, что через 85 лет на станциях откроются комфортабельные комнаты ожидания, куда станут моментально стекаться все сообщения о движении поездов, возможно, даже в виде картинок на художественно подсвеченных экранах.
Сегодня "дедушку" дополняет мини-метро - Docklands Light Railway (DLR). Эта ветка проходит над землей, поезда в ней без машинистов, и формально она к лондонскому метро не относится. DLR имеет смысл пользоваться при осмотре доков и Гринвича.