Мир путешествий

Главная » Файлы » Оптимизм - рассказы, путеводители » Возвращение в прошлое

Москва и Будапешт - часть вторая
03.08.2010, 03:21


Красная площадь


Главные символы Советской империи находились здесь и поэтому основная масса ее жителей считала, что и название этой площади происходит от алого цвета государственного флага страны.
"Красная" - от слова "красивая". Так площадь называется уже несколько веков.
Несмотря на смену царей, вождей, генсеков и президентов, уникальный архитектурный ансамбль почти полностью сохранился.
Площадь действительна очень красива, красива не европейской строгой гармоничностью, а красотой иного рода - яркой, сказочной.
Храм Василия Блаженного []

Даже появление, точнее восстановление, двух старых, когда - то снесеных, зданий - Иверских ворот и Казанского собора, только добавило это ощущуние праздничности.
Само пространство площади во время нашего визита было закрыто - шла подготовка к празднованию Дня Независимости России - независимости от кого?
Здесь, на брусчатке, помнившей советские имперские военные парады, вводившие в панику всю Западную Европу и заставлявшие лихорадочно вооружаться ее и Соединенные Штаты Америки, сейчас возводились многочисленные сценические площадки.
Глядя на площадь я не увидел одной из основных ее деталей и символов - Мавзолея Ленина. Неужели все - таки снесли?
Но об этом не было никакой информации. В Софии, например, мавзолей Георгия Димитрова был взорван и обломки убраны за один день.
Нет, вот оно, творение великого архитектора Щусева, настолько гармонично вписанное им в пространство площади, что эта усыпальница - потомок египетских пирамид - нисколько не нарушила сказочности окружающего пространства.
Мы его сразу не увидели потому что, вплотную к входу в самое святое место Советского Союза возводилась очередная сцена для нового российского праздника.
Больше всего поразило меня на Красной площади отсутствие людей.
Мы были там и днем и вечером - все то же самое. Немного иностранных туристов и небольшие группки россиян. Где та толпа, сплошным потоком заполнявшая Исторический проезд, пространство перед ГУМом, разливавшаяся по окрестным улицам Китай - города.
Иностранных туристов в советские времена было мало - индивидуальных и семейных туров не существовало, а в те немногие группы, которые все - таки проезжали по Москве на автобусах с надписью "Интурист", входили храбрецы, рискнувшие все - таки посмотреть эту загадочную "Империю зла" - своего рода экстрим.
Сегодня разрешено все, но Москве туристы не нужны - слишком много хлопот, да и прибыль невысока. Инфраструктура массового туризма - отели класса три звезды - почти полностью уничтожена а, с завершением сноса гостиницы "Россия" слово "почти" можно будет убрать совсем.
Но клиенты "Интуриста" составляли лишь малую часть людского столпотворения.
Советские люди приезжали в Москву за покупками. Из - за постоянного дефицита - невозможности купить иногда даже самые элементарные вещи, и так почти по всей стране - Москва была тем островком, где, отстояв огромные очереди, можно было хоть как - то, что - то, где - то приобрести.
В центре города сложился "туристско - торговый треугольник" - ГУМ, ЦУМ, "Детский мир". Вот между этими тремя вершинами и тусовалась масса приезжих со всех концов огромной страны. Теперь такого рода маршрут неактуален.
Что же стало с тем треугольником?
ГУМ - Государственный универсальный магазин . Здание его протянулось вдоль Красной площади почти на всю ее длину. По сути дела - это современный шопинг центр большого размера. Только одна маленькая деталь - построен он не сейчас, а в девятнадцатом веке. И сегодня он выполняет точно ту же функцию, для которой и был возведен. Сейчас здесь множество небольших магазинов известнейших фирм, естественно далеко не дешевых. Кафе на мостиках, эскалаторы, лифты - полный набор обычного западного молла.
У каждого из входов, а их по три с каждой стороны, стоят охранники и здороваются с кажым посетителем при входе, а при выходе - прощаются.
При ГУМе есть свои такси - огромные "Мерседесы" красного цвета с фирменной надписью на дверях. Правда, не видно было желающих ими воспользоваться, но, видимо, спрос есть.
Но ГУМ, в прошлом - Верхние торговые ряды - это только часть огромного комплекса, слоожившегося в этом районе к началу двадцатого века.
На Красной площади, немного ниже, высится внешне точно такое же сооружение, но немного поменьше - Нижние торговые ряды.
В советское время здесь располагались различные учреждения, как и в здании ГУМа до 1954 года. Сейчас началась реконструкция и этого сооружения.
По - видимому здесь будет продолжение шоппинг - центра с сохраненным названием ГУМ.
Сзади Нижних торговых рядов находится, прямоугольный в плане, Московсий Гостинный двор - в прошлом тоже торговый центр.
Здесь также находились учреждения, только рангом пониже - сплошной салат из всевозможных мелких конторок. Из - за этого, в прошдом, здание, несмотря на близость к Кремлю, имело ужасный вид. И это с фасада. А огромный внутренний двор представлял собой некое подобие мусорной свалки.
Сегодня, после реконструкции, Гостинный двор изменился почти до неузнавемости. Все внутренние пространство перекрыто стеклянным куполом и используется для проведения разного рода выставок и презентаций.
А само здание надстроено и так мастерски реконструировано, что со стороны наружного фасада этих изменений почти не видно.
Здесь также много эксклюзивных магазинов и даже магазинов - музеев.
Второй вершиной того "туристско - торгового" треугольника был ЦУМ - Центральный универсальный магазин на Театральной площади, стоящий вплотную к зданию Малого театра.
Открытый в начале двадцатого века фирмой "Мюр и Мерилиз", в советские времена он превратился в обыкновенный универмаг с длинными хвостами очередей, чаще вдоль главной лестницы.
В середине семидесятых годов ЦУМ был значительно расширен вдоль улицы Петровка, а с задней части оставили небольшой сквер - место отдыха приезжих покупателей. Сегодня на этом месте строительная площадка - ЦУМ снова расширяется.
Витрины этого магазина, протянувшиеся вдоль Петровки просто поражают. Они выполнены в стиле восточных сказок, но ничего лишнего, яркого и кричащего.
Для того, чтобы попасть на третью вершину "треугольника", нам придется двинуться в сторону Лубянки.

Лубянка и Старая площадь

Слово "Лубянка" у пожилого поколения вызывает, в лучшем случае, неприятные ассоциации, благодаря находящемуся здесь огромному зданию бывшего Комитета государственной безопастности СССР, в прошлом грозное НКВД, а ныне ФСБ. Когда - то в центре площади высился памятник основателю этой организации - Дзержинскому - "железному Феликсу".
Однако меняются времена и с ними идолы.
Памятник Дзержинскому был одним из первых снесенных после падения старой власти. Разборка проходила ночью, при ярком свете прожекторов, в окружении огромной, эйфорически настроенной толпы.
С исчезновением этого памятника, площадь потеряла свою цельность и визуально распалась на отдельные составляющие.
Одна из них - огромный универмаг "Детский мир", давший начало открытию по всей стране подобных магазинов, чаще всего и с тем же названием.
Поговаривают, что здание универмага тоже находится в очереди на снос.
Причиной называют большое количество подсобных помещений по отношению к торговым площадям. А это очень невыгодно, да и реконструкция без сноса обойдется значительно дороже.
На противоположной стороне старый знакомый - Политехнический музей на Новой площади, а дальше начинается Старая площадь, спускающаяся к улице Варварка - бывшая имени Степана Разина, того самого, который, как известно из песни, будучи в подпитии, бросил за борт персидскую княжну.
Справа по ходу нашего движения - комплекс бывшего ЦК КПСС, занимавший несколько кварталов Китай - города и вобравший в себя множество зданий, в основном бывших банков царского времени. Теперь здесь располагается новая власть - администрация Президента России.
У фасада, выходящего на Старую площадь - большая стоянка машин.
Не знаю - автомобили эти служебные или личные, но стоянка напоминает выставку новейших моделей, в основном, немецких.
Для рассказа о марках машин, припаркованных там, требуется отдельная глава.
В целом же, впечатляет.
Гуляя по этому месту вечером, я решил заснять на память, нет не пустой в этот час паркинг, а окружающие дома. Но был остановлен свистком милиционера.
Прогуляться вдоль зданий он, правда, разрешил.
Почти в конце этой правительственной стоянки, поперек дороги, стоял огромный черный джип и его владельцы, "новые русские", игрались с сигнализацией, которая и пела, и мигала множеством разноветных лампочек, как при входе в казино.
А где же тот грозный страж порядка? Он исчез, растворился.

По Москва - реке
Кремль []

Живя в Москве, я ни разу не ездил по городу на речном трамвае. Наконец мечта детства сбылась.
Наш полупустой теплоход отходит от пристани, кстати очень неудобно расположенной - где - то метров пятьсот надо идти от Красной площади вдоль забитой машинами набережной, вдыхая ароматы бензина, а потом еще и перейти дорогу, что, несмотря на нарисованную на асфальте пешеходную "зебру", связано с риском для жизни - дорогу здесь не уступают.
Только, находясь уже на палубе теплохода, я, наконец понял, почему его называют трамвайчиком.
Он ходит от пристани к пристани, как простой городской транспорт, безо всяких рассказов об окружающих местах, лишь на полную мощность транслируется одна из многочисленных частных радиостанций. А остальное смотрите сами.
Плывем вдоль отреставрированного Кремля. В глаза резко бьет позолота купола Большого Кремлевского дворца, сверкают купола старинных соборов и колокольни Ивана Великого.
На кремлевских башнях сохранились советские рубиновые пятиконечные звезды, а позолоченные двухглавые орлы венчают только башни Исторического музея. Прямо напротив Кремля, на противоположной стороне реки - отреставрированное здание "Роснефть" - месторасположение, согласно табелю о рангах российской экономики.
Закончилась кремлевская стена и заблестел на берегу купол Храма Христа Спасителя. На другой стороне - знаменитый "Дом на набережной". Здание было построено в тридцатые годы для так называемой "высшей номенклатуры", ответственных работников,близких к советской верхушке. Это целый жилой комплекс, включающий также большой универсальный магазин, кинотеатр и театр эстрады.
Сейчас, когда в Москве, на окраинах, идет интенсивное строительство так называемого "элитного жилья" по заоблачным ценам, "Дом на набережной", находящийся напротив Кремля и Храма, теоретически должен быть одним из самых дорогих на рынке недвижимости. Недаром "новый русский" коммерсант Вася из фильма Эльдара Рязанова "Старые клячи" хотел жить именно здесь.
Однако, мне показалось, что большую часть помещений комплекса занимают не квартиры, а офисы.
На стрелке, там где сходятся основное русло реки и Обводной канал - новая достопримечательность Москвы - памятник Петру Первому работы Зураба Церетели.
Конечно, сама скульптура велика, как был велик и сам Петр, однако, если смотреть с расстояния, то, возвышающаяся над окружающими зданиями, фигура царя напоминает Гулливера в стране лилипутов. По мере приближения к памятнику это ощущение постепенно пропадает, но не до конца.
Миновав Крымский мост, попадаем в элитную зону Москвы советской - справа, застроенная "сталинскими" домами Фрунзенская набережная.
Застройка ее очень гармонична и не нарушена вкраплениями "новорусских" домов - видимо желающим здесь жить достаточно того, что есть.
С левой стороны - центральный парк имени Горького. На набережную выходит его городок аттракционов, среди которых космический шаттл "Буран".
Парк постепенно переходит в старинный Нескучный сад, в глубине которого мелькают новые виллы, а затем начинаются Воробьевы - бывшие Ленинские - горы. Здесь - одна из лучших зон отдыха столицы, а также место появления одного из первых в городе "элитных" комплексов. Вернее их два, разделенных идущей по верхней части Воробьевых гор улице Косыгина - с одной стороны виллы, построенные американцами, а с другой - небольшие четырех - пятиэтажные дома.
МГУ []

В советское время в этих местах располагались правительственные резиденции, Дом приемов, построенный при Хрущеве, когда страна стала потихоньку открываться миру, а также виллы для приема высоких иностранных гостей.
В Москве в последнее время основательно занялись мостами через реку, однако весьма необычно. Их переносят на другое, более перспективное, место, перекрывают конструкцией из стекла, образуя тем самым пространство для размещения магазинов, при этом сохраняя возможность обзора для потенциальных покупателей - мосты пешеходные.
Киевский вокзал []

Один из таких стеклянных надводных шоппинг центров нам встретился у Киевского вокзала - конечной остановки нашего речного трамвайчика.
Мост, видимо, только построен и ведет пока в никуда. Со стороны Киевского вокзала, на площади перед которым возводится очередной огромный торговый центр, перед входом на мост сделана красивое "фойе" в виде оригинальной формы фонтана, однако противоположный конец упирается в переулки позади Смоленской площади и Плющихи. Видимо здесь в ближайшее время что - то изменится, скорее всего в торгово - коммерческую сторону.

Монорельсовая дорога

img src=ostankinskajabashnja.jpg>

Это тоже очередная "игрушка" городских властей, административно включенная в систему Московского метрополитена, который сам по себе находится в тяжелом положении.
Монорельсовая дорога открылась совсем недавно и, теоретически, трасса ее проложена по районам, давно нуждавшимся в решении транспортной проблемы. Она соединяет две радиальные линии метрополитена и проходит по одному из красивейших мест Москвы - Останкино, минует Телецентр и далее попадает в так называемый "мертвый треугольник".
Так называли большой микрорайон, с трех сторон ограниченный линиями железной дороги. Несмотря на относительную близость к центру, это место было труднодоступно из - за недостаточности транспорта.
Казалось, что монорельсовая дорога должна была решить проблему, но с постройкой станции "Тимирязевская", метрополитен закрыл вопрос.
Таким образом, этот новый вид транспорта пока так и остался очередной аттракцией.
Мы проехали всю трассу и по дороге не увидели ни одного встречного поезда. Такое впечатление, что наш единственный на линии. Пассажиров почти нет, состав движется с черепашьей скоростью, цена билета, по местным меркам, довольно высока - в общем пока это своего рода часть луна - парка, а совсем не городской транспорт, как его гордо именуют власти, забывая при этом о состоянии настоящего "труженника" - метрополитена, за все эти годы построена только одна новая линия, да и то частично.

Храм Христа Спасителя

Храм, в первоначальном виде, был построен в память о победе России над Наполеоном в войне 1812 года и по замыслу своих создателей должен был перекликаться с Кремлем. Прототипами его послужили Успенский и Архангельский соборы. Средства для строительства собирались по всей стране, а само здание, после нескольких десятилетий строительства, полностью было завершено в 1889 году.
Это грандиозное сооружение, высотой 103 метра, призввано было служить вторым кафедральным собором Русской Православной церкви, после Исаакиевского в Санкт - Петербурге.
Когда, к тридцатым годам прошлого века Советский Союз окреп и превратился в грозную коммунистическую империю, ему потребовались новые символы власти, которыми советский народ мог бы гордиться, но и они же должны были подавлять своей мощью, воздействовать на психику.
То есть, тот же храм, только в несколько ином варианте.
Место, выбранное для строительства этого циклопического сооружения со статуей Ленина наверху, было идеальным - в самом центре, рядом с Кремлем, прекрасно просматриваемое с разных точек города. Все бы хорошо, но оно было занято собором. Так в 1931 году Храм Христа Спасителя был взорван и на освободившейся площадке началось строительство нового советского "кафедрального собора" - Дворца Советов.
К началу войны, имеется в виду перехода ее в 1941 году на территорию СССР, был готов лишь фундамент гигантского здания. Работы приостановили, часть готовых металлоконструкций пошла на изготовление противотанковых "ежей". А по окончании войны строительство этого никому не нужного циклопа прекратилось. Так в центре столицы образовался пустырь, превращенный позже в открытый плавательный бассейн "Москва".
Таким наше поколение и знало это место, а память о стоявшем здесь когда - то храме была успешно вытравлена репрессивным аппаратом и наши родители старались на эту тему не говорить.
Сейчас бассейна уже нет, а есть снова Храм, вернее его усовершенствованная, согласно требованиям времени, копия. Здесь и музей, и подземные стоянки - в народе его называют "Спаситель" на гаражах".
Храм возводился круглосуточно, днем и ночью. Пик строительства пришелся на самое тяжелое для новой России время - почти полный развал экономики, "дикая" приватизация и дефолт.
Однако работы не останавливалось ни на один день и в январе 2000 года состоялось освящение собора.
Сегодня Храм гордо возвышается рядом с Кремлем, но при этом, по моему мнению, гармоничного архитектурного ансамбля не получилось.
Храм Христа Спасителя - главный кафедральный собор русской Православной церкви. Чтобы попасть внутрь, надо выстоять примерно полдня в длинной очереди, которая обвивает нижнюю, отделанную гранитом, часть собора - ту самую где гаражи, тянется вдоль набережной и вокруг памятника императору Александру П, канонизированному в святые.
Почему - то в собор Святого Петра в Ватикане, который пожалуй лишь ненамного больше размерами, чем московский Храм, очередей нет, хотя туда приезжают и католики со всего мира, и массы туристов, исповедующих другие религии, и атеисты - места хватает всем. А в Москве, как всегда, очередь.
Рядом с собором, на Волхонке, находится музей изобразительных искусств имени Пушкина. Когда - то люди простаивали ночами около него, чтобы попасть на очередную выставку или посмотреть только одну картину, но "Джоконду".
Сейчас здесь пусто, очередь переместилась к Храму.
Интересно также то, что вокруг здания музея образовался своеобразный комплекс, включающий также Музей личных коллекций и две частные галереи - известных художников Александра Шилова и Ильи Глазунова - у последнего, пожалуй, побольше охраны при входе.

Арбат старый и Арбат Новый

В начале семидесятых годов в центре Москвы была сделана "пластическая операция", но не человеку, а городу - была проложена новая широкая магистраль - проспект Калинина, начинающаяся почти от Кремля и переходящая в Кутузовский проспект - место проживания всех советских генсеков и новый, альтернативный прежнему, через Арбат, парадный въезд в город с запада, который, миновав мост через реку, упирался в лабиринт старинных арбатских переулков. Вот им то и была сделана "пластическая операция". Строительство новой трассы шло так, будто резали по живому и без наркоза. Сносилось все, что попадалось на пути - будь то многоэтажный дом, или старинный арбатский особнячок, или известная Собачья площадка - небольшая уютная площадь - символ этого района.
Опыт прокладки такого рода магистралей в Москве имелся. Так была проложена в тридцатые годы на месте старой Тверской улица Горького.
Но тогда часть наиболее интересных зданий сохранили, передвинув их на новое место - работа, требующая аккуратности, почти ювелирной точности и очень дорогая.
Так возник в центре старой Москвы современный проспект Калинина, который все называли Новым Арбатом, как альтернатива старому, проходящему рядом.
С одной стороны здесь возвышались пять жилых башен, а с другой - дома - книжки, в которых разместились различные учреждения, в основном союзные министерства.


Здания на этой стороне проспекта соединялись двухэтажной стилобатной частью, в которой находились большие универсальные магазины, огромный ресторан "Арбат", гастроном "Новоарбатский" - самый большой в Москве. Под всей стилобатной частью был устроен тоннель для подвоза товаров.
Таким образом Новый Арбат стал еще одной достопримечательностью столицы, как всегда торговой.
Старый Арбат при этом лишился статуса радиальной транспортной магистрали, соединяющий Кремль с Можайским шоссе - дорогой на запад и на дачу Сталина.
В восьмидесятые годы его превратили в первую в Москве пешеходную зону - променад, реконструировав не только проезжую часть, но и все здания.
Тогда то здесь и началась уличная торговля, открылись летние кафе и ресторанчики.
Старый и Новый Арбат стали единым комплексом, дополняющими друг друга.
При взгляде на променад сегодня, кажется, что он особенно не изменился, кроме того, что здесь, как и на Тверской улице, не осталось ни одного старого магазина. А так - те же летние кафе, лотки с сувенирами, уличные музыканты и художники.
Правда, как мне показалось, на всем лежит печать некоторой запущенности.
Скорее всего первый в Москве променад просто постарел, но не потерял своей прелести.
Послушав уличного певца, исполнявшего песню Розенбаума, ма перешли на соседнюю улицу.
Новый Арбат производил удручающее впечатление.
Когда - то белоснежные дома - книжки потемнели, хотя прошло не так уж много времени. Находившиея в них министерства давно ликвиированы, часть помещений пустует, а часть арендуют различные фирмы. Стены увешаны гроздьями кондиционеров, разных размеров и видов, так как удобно съемщику.
В нижней, стилобатной части, первоначально было сделано много свободного пространства перед магазинами. Теперь там сдан в аренду каждый квадратный сантиметр. От огромного гастронома остался маленький супермаркет, все остальное место занимают магазинчики, торгующие всем, чем угодно.
И над всей этой пестротой вывесок сверкает реклама сети казино "Корона" - их немало разбросано по Москве.
На противоположной стороне - те же потемневшие жилые дома, а между ними, вместо торчащих как попало зданий, уцелевших во время прокладки проспекта, отстроенные в том же "ресинском" стиле офисы банков, как - бы фасады старинных зданий между модерновыми домами, что на самом деле совсем наоборот.
Но все - таки Новый Арбат привлекает своими открытыми пространствами, что большая редкость в тесноте московского центра. Здесь установлено несколько огромных плазменных экранов, работает и тот, старый, смонтированный лет двадцать назад на боковой стене широко известного в Москве родильного дома имени Грауэрмана, сохранившегося, правда под другим названием.
Камерный променад Старого и простор Нового Арбата - прекрасный, несмотря на коммерческие дополнения, уголок столицы.

Поклонная гора

Когда - то, в позапрошлом веке, Поклонная гора находилась далеко за городом.
Гостям и врагам, приходившим с запада, открывался отсюда великолепный вид на Москву.
Прошло время и это место оказалось в глубине города, превратившимь в обычный, сильно запущенный, парк.
Однако, о необходимости строительства здесь памятника - мемориала и музея Великой Отечественной войны начали говорить еще в пятидесятые годы и, как тогда было принято, установили памятный знак. На этом дело и закончилось.
Наконец, в середине восьмидесятых годов, началось строительство мемориала.
Памятники, посвященные войне с фашизмом, были почти в каждом городе и, часто, довольно внушительные, как например в Волгограде на Мамаевом кургане.
Вид с Поклонной горы []

И только в столице страны, победившей фашизм, городе - герое Москве, память о десятках миллионов погибших не была достойно увековечена.
Конечно, Вечный огонь у кремлевской стены - это главный и наиболее почитаемый в стране памятник.
Но музея, целиком посвященного подвигу народа, не существовало. Что - то было в музее Советской Армии, например Знамя Победы, что - то в Историческом и еще во многих других.
К шестидесятилетию Победы этот долгострой наконец завершился, далекий, правда, от первоначального проекта, но наконец законченный и торжественно открытый при участии тех немногих, еще живых, ветеранов.
Сколько бывших солдат, которые разгромили фашистскую Германию, ждало этого дня. Так и не дождались.
Мемориал впечатляет своей имперской мощью.
От специально построенной станции метро "Парк Победы" начинается плавный подъем нп Поклонную гору. Вдоль главной аллеи протянулись фонтаны, подсвеченные вечером красным светом.
Само здание музея представляет собой в плане полукруг, охватывающий огромную площадь, в центре которой высится очередное творение Зураба Церетели. Находясь вблизи кажется, что эта, как мне показалось сначала, стела уходит сквозь облака прямо в небо.
Потом, когда мы приехали туда в дневное время, нам объяснили, что это не стела, а символ Победы - штык от винтовки. Ближе к вершине, на нем прикреплено что - то непонятное, из - за высоты трудно разглядеть - то ли пронзенная этим штыком лошадь, то ли человек - только видны какие - то раскоряченные ноги.
Вместе с мемориалом были построены три культовых сооружения - церковь, синагога и мечеть.
Церковь видно издалека. Она высокая, оригинальной формы и прекрасно подсвеченная вечером, по крайней мере намного лучше чем само беломраморное здание музея.
Что же касается синагоги и мечети, то они спрятаны за горой, их еще надо хорошо поискать.
В начале главной аллеи, той самой, с фонтанами, с левой стороны вывеска "Парк развлечений "Поклонная гора" - самый обычный луна - парк со стандартным набором аттракционов.
По - моему, это не то место, где можно покачаться на качелях или проехаться по "американским горкам". Но, как видно, коммерция проникла и сюда.
Что ж, несмотря на все, наконец в Москве появился мемориал Великой Отечественной войны достойный великого города.
Жалко только, что большинство тех, кому он посвящен, уже его не увидят.

О людях и их жизни

Побывавшие в последнее время в Москве выходцы из СССР, живущие сейчас по всему миру, рассказывают о том, что народ в столице озлоблен, много грубости, хамства.
Просто нам повезло. Везде нас обслуживали культурно и вежливо.
Лица у людей в метро обычные, такие как и раньше, хотя кто знает, что у них на душе. В вагонах по - прежнему много читают.
При сегодняшнем расслоении, когда на одном полюсе люди богатые, очень богатые, а на другом бедные, едва сводящие концы с концами, что может думать
простой народ, тем более воспитанный на совсем других идеалах.
Мне трудно судить, спустя шестнадцать лет, как живут и о чем думают эти люди.
В один из дней, мы поехали посмотреть, что стало с нашим бывшим районом - Свиблово.
Это типичный "спальный" район, в начале шестидесятых годов застроенный одинаковыми панельными пятиэтажками.
Какой праздник был у людей, получивших здесь, хоть и крохотное, но отдельное жилье, перебравшиеся из "коммуналок".
Позже появились здесь панельные девятиэтажки, а потом дома и повыше.
В общем, самый обычный типовой "спальный" район.
Москва давно перешагнула через него и двинулась дальше, сметая на ходу старые деревни Бибирево, Отрадное, Медведково и превращая их в большие жилые микрорайоны - один от другого не отличишь.
Само же Свиблово сегодня выглядит великолепно. Зеленый, чистый, ухоженный район.
Почти все старые пятиэтажки снесены, а на их месте построены высотные кирпичные дома - тоже элитное жилье, конечно это не центр и не Воробьевы горы, но район вполне приличный.
Во дворах много новых игровых конструкций для детей. Вокруг, протекающей рядом реки Яузы, появился парк и там же восстановлена, заброшенная когда - то, усадьба восемнадцатого века.
Однако, так как этот день был праздничным, то уже с утра на улицах начали появляться, довольно прилично одетые, но уже "нагрузившиеся" граждане.
В этом изменения не замечались.


Москва, 1990 год. Закат горбачевской "перестройки".
В нашем относительно устоявшемся мирке происходит что - то странное, непонятное и даже страшноватое.
Страна - империя с помпезным названием вроде бы та же, Коммунистическая партия по - прежнему ее направляет и организует. Та, да не та. Товары в магазинах постепенно исчезают, в столице вводят талоны на сахар, сигареты, водку - самые необходимые вещи.
Уже несколько лет как появились так называемые кооперативы, поставляющие широкой публике новомодные изделия "под заграницу", только производства местного и качества соответствующего.
На Рижском рынке, почти в центре Москвы, самая настоящая барахолка, про которую газета "Московская правда" - орган столичного комитета КПСС, выдает народу статью о якобы появившихся там рекетирах, но тут же гневно отрицает этот факт, по - принципу - в СССР секса не было,нет и быть не может. Также как и рэкета.
В этом же "издании" примерно в августе появляется маленькая провокационная заметка о том, что больше половины столичных хлебозаводов находятся в аврийном состоянии и, конечно, уже в сентябре начинаются проблемы с хлебом.
Да и сама социалистическая империя начинает распадаться. Республики "Советской Прибалтики" еще как бы и в СССР, а фактически неизвестно где, неизвестно даже им самим.
Тут еще побоище в Тбилиси и Вильнюсе, погромы в Баку и Сумгаите, Нагорный Карабах.
Но все эти пустые магазины, тщательно скрываемые прессой национальные конфликты, барахолки и т. п. - для советского человека дело не новое, пройденное уже не раз. Мы умели читать между строк, да и в конце восьмидесятых эти расстояния сильно увеличились - пресса высвободила несколько пальчиков.
Было что - то иное в той атмосфере глобального развала.
Это что - то, необъяснимое, ирреальное подняло вдруг с мест сотни тысяч людей, оторвало их от налаженного быта и отправило в дальние страны. Правда только тех, кто имел на это "право" - немцев, живших в России веками и выглядевших как типичные русские колхозники, с родным же им русским языком, армян, бежавших от страшных бакинских погромов, когда в обычную квартиру в панельной многоэтажке вдруг врывались знакомые много лет соседи, а с ними еще какая - то озоверевшая одноликая масса. Дальше я не хочу продолжать.
Ехали греки, вдруг вспомнившие, что их родина оказывается немного южнее, ехали корейцы, карелы - в общем начался классический массовый побег с тонущего корабля.
И, конечно, евреи уезжали в "свой Израиль", куда их много лет "посылали". Именно в Израиль, а не через Вену и Рим в Америку. Ворота в США закрылись и поток аккуратно повернули в южном направлении. Как - то так все сразу и очень согласованно.
Евреям завидовали те, кто раньше их "посылал", кто не имел "права" на выезд - ведь у них была одна историческая Родина. А кто - то хорошо наживался.
Конечно, эмиграция огромных, в осноном неплохо устроенных и чисто русских по ментальности, масс людей - это была совсем не мистика, а реальность - то ли стихийная, то ли спланированная - не мне судить.
В московском ОВИРЕ люди месяцами ждали зеленую бумажку - визу на выезд, разрешние открыть для них на границе издыхающей империи калитку, за которой начиналась дорога в неведомое. Как выход в открытый космос, только не на пару минут.
Процесс нашего оформления продолжался почти год. Здесь были и ночные переклички, проверки списков, визиты к начальству ОВИРА. Нужно было продать вещи, купить что - то другое, никто не знал что именно.
А тем временем страна скатывалась все глубже, хирела на глазах, но мы уже смотрели на все это несколько отстраненно.
Вторая половина года прошла в сборах, упаковках, продажах, покупках всякой ерунды.

Сегодня у меня хорошее настроение - в кармане лежит долгожданная зеленая бумажка - нам "разрешили". Что, зачем, почему - неважно.
Неделю, а уже наступил ноябрь и было довольно холодно, по вечерам, во дворе ОВИРА проходила перекличка очередников на получение визы на выезд - только тех, чья фамилия после долгих месяцев ожидания появилась в списках "разрешенных".
В один из таких вечеров, после проверки моего, уходящего за несколько сотен, номера, я зашел в приемный зал ОВИРА немного согреться. Было около шести часов и контора работала, а посетителей не было. Я постучал в дверь комнаты выдачи виз и спокойно получил долгожданный документ без всякой очереди.
Уезжали мы в конце декабря. Стояла отвратительная погода - наконец выпал снег, а следом за ним пошли дожди. Скользко, грязно, по краям дорог черные сугробы, которые никто и не думал убирать.
Вот тогда - то мачеха Москва повернулась своей некрасивой стороной.
Настроение соотвествующее. Здесь все в прошлом, а там, дальше, неизвестность.

И вот мы и приехали из этой неизвестности.
Сколько всего произошло здесь с тех пор - два путча, разоривший простых людей дефолт и еще много всего. За это время кто - то разбогател, а кто - то, не сумев приспособиться к новой жизни, скатился глубоко вниз.
И не нам их судить.
Много воды утекло с тех пор в реке Яузе, огибающей наше бывшее Свиблово. Мы стали не те, но и москвичи совсем другие.
Это уже не те люди, за которых думала Советская власть. Теперь решения надо принимать самим, но и не только принимать, но и бороться за их исполнение.
Жизнь потихоньку расставляет все на свои места.
Сегодня, как и тогда шестнадцать лет назад мы уезжаем из этого города . И снова в Будапешт, правда не поездом, а самолетом.
А хотелось по железной дороге, не спеша, глядя в окно.
Но, к сожалению, это не так просто. Для того, чтобы въехать в Россию, как я уже говорил, нужна виза и довольно дорогая. А поезд проходит еще и по територии независимой Украины, чья виза еще в полтора раза дороже.
Лучше перелететь всю эту "независимость" на самолете.
До аэропорта мы добирались тем же путем, что и в первый день - на метро до станции "Речной вокзал", а дальше а автобусе.
В Москве много говорят об огромных пробках на дорогах. Но мы их просто не почувствовали, так как пользовались только метрополитеном.
И на прощание Москва дала нам испытать, что же это такое.
При входе в автобус с тем же турникетом, один из пассажиров долго пытался выяснить у водителя, сколько времени занимает дорога до аэропорта.
На что тот отвечал, что не знает, когда приедем, тогда и приедем. И, как оказалось, был абсолютно прав.
С трудом выехав на Ленинградское шоссе, наш автобус оказался в одной из тех пробок, о которых так много говорят.
Места для общественного транспорта там не существует. Все три полосы шоссе были забиты до отказа и машины стояли, в четыре ряда.
Здесь вспоминается выражение о том, что в бане все одинаковые.
Так и на шоссе. В общей пробке стояли и огромные джипы с тонированными стеклами, и спортивные автомобили "новорусских деток" и "новорусских любовниц", и допотопные "Жигули" первых моделей. Стоял и наш автобус.
В общем, под аромат бензиновых выхлопов, при полном отсутствии, нет не кондиционера, а простой вентиляции, мы добирались до аэропорта почти два часа вместо обычных тридцати минут.
До отправления самолета оставалось примерно минут сорок, за которые надо было пройти три прозвонки, одна из которых также с проверкой обуви пассажиров, зарегистрироваться, сдать багаж, пройти паспортный контроль и забежать в "Дьюти - фри". Хорошо, что терминал "Шереметьево - 2" такой компактный.
Где та строгая таможня, проверка паспортов с тяжелым взглядом пограничника. Мы ее не заметили. Все бегом.
Но успели везде и через два с половиной часа наш самолет компании "Малев" приземлился в сказочном городе Будапешт.
Здесь все было тихо и аккуратно.
http://video.yandex.ru/users/optimism56/view/13/

Первое, что мы почувствовали выйдя из самолета, это запах. Ошеломляющий запах какого - то цветущего в это время растения.
Пахло так, как - будто это был не аэропорт, а ботанический сад.
Такой же аромат стоял во внутреннем дворике небольшого отеля, где мы остановились.
Вокзал "Нюгати", первая платформа. Прямо с нее можно пройти в огромный, самый большой в Будапеште торговый центр "Вест энд", новый современный молл со множеством магазинов, ресторанов, кафе, заполненный народом.
Много молодежи, новое поколение, не знающее, да и не желающее знать о прошлом.
Венгрия избавляется от силой насаженного ей строя, избавляется намного быстрей, чем Россия. Будапешт сегодня выглядит вполне современным европейским городом, сохраняющим при этом свою самобытность и сказочную красоту.
Про него - отдельный рассказ.

Постскриптум

В российской столице много мест, откуда открываются прекрасные панорамные
виды на город - это и смотровая площадка на Воробьевых горах, откуда в ясную погоду видна пятая часть Москвы. Но, в основном, крыши.
Великолепный вид на Кремль с Большого Каменного моста, однако эта картина, своего рода символ советской империи, настолько растиражирована, что даже на месте не воспринимается как реальная.
По моему, одна из лучших панорам Москвы - это вид с Калининского, то есть ныне Новоарбатского моста.
По одну сторону - Смоленская набережная, застроенная огромными имперскими "сталинскими" зданиями, метромост, за ним - Бородинский мост. В перспективе просматривается здание Киевского вокзала архитектора Рерберга.
По другую сторону - помпезная гостиница "Украина" - одна из семи "сталинских" высоток.
С этой же стороны - здание в виде раскрытой книги - бывший Совет экономической взаимопомощи стран, сателлитов Советского Союза. Сам Совет канул в небытие, а дом - книжку заняла Московская мэрия. Говорят, что, несмотря на развал СССР и сокращение размеров страны, количество чиновников не уменьшилось, а, наоборот, увеличилось.
Например, в Москве почти в два раза.
Далее по набережной - знаменитый "Белый дом" - здание Правительства России.
Мост, на котором мы находимся имеет в Москве дурную славу. Танки, стоявшие на нем в 1993 году, стреляли в "Белый дом" прямой наводкой, а камеры американского канала CNN, непонятным образом установленные днем раньше на крыше гостиницы "Украина", вели прямую трансляцию на весь мир, включая и саму Москву.
После такого расстрела это здание стали называть "Бело - черный дом".
Сегодня здесь снова находится Правительство, но уже независимой России.
Здание отремонтировано и снова сверкает белым мрамором. Правда теперь к нему нельзя близко подойти, так как оно огорожено по всему периметру.
Чуть дальше по Краснопресненской набережной - темно - серые корпуса Центра международной торговли, который в народе называют "Хаммеровским".
Он построен на деньги американского бизнесмена Арманда Хаммера, нашедшего свой "Клондайк" в, разоренной революцией и гражданской войной, России, покровительствуемый еще Лениным - премьер - министром первого советского правительства.
Когда, в конце семидесятых годов, Советский Союз стал потихоньку приоткрывать "железный занавес" для иностранных инвестиций, все тот же Хаммер, переживший и Ленина, и других своих компаньонов и имеющий поразительное чутье, построил в столице то, что в мире называется Convention Centre. И, как всегда, не прогадал.
Бизнессмены, рискнувшие вести дела с СССР, попадали здесь в привычную обстановку, а для москвичей в это чудо - здание входа не было, только для избранных. Рядом был установлен символ центра - позолоченный Меркурий - бог торговли.
Советский Союз все больше привлекал потенциальных инвеститоров.
Старый выставочный городок в парке "Сокольники" уже не мог вместить всех желающих предложить свою продукцию. Международные выставки стали проводиться все чаще, они превратились в тематические, отраслевые.
В восьмидесятые годы на той же набережной, за парком, как продолжение Центра международной торговли, был построен новый выставочный городок с постоянными, а не временными, как в Сокольниках, павильонами, оснащенными самым современным оборудованием и создающие привычную для иностранных бизнесменов атмосферу.
Но все это было еще при социализме и, естесственно, в ограниченных размерах.
Сегодня Россия открыта миру и очень привлекательна для инвестиций.
В столице ускоренными темпами строится комплекс "Москва - сити". Он продолжает цепочку коммерческих зданий вдоль Краснопресненской набережной, начинающихся с "Хаммеровского центра".
Пока здесь, на месте старых заводиков и складов, возведено несколько зеркальных небоскребов, строительство продолжается и, судя по количеству башенных кранов, довольно интенсивно.
В этот район прокладывается отдельная линия метро.
Пока открыта только одна станция "Деловой центр".
Это целый подземный город, где все сделано из совсем иных материалов, чем другие станции.
Блестит новенький гранит пола, сверкают, покрытые тонированным аллюминием стены. Вся отделка выполнена в бежевых тонах. Мягкий, рассеянный свет приглушает этот блеск.
Со станции можно пройти на новый мост через Москва - реку, соединяющий бизнесс - центр с Кутузовским проспектом.
Мост "Багратион" пешеходный, с горизонтальными эскалаторами, представляет собой прозрачную стеклянную трубу, заполненную магазинами и кафе.
Возвратившись под землю, в метро, в одном из многочисленных подземных залов мы обнаружили оригинальную скульптуру Эрнста Неизвестного, выдворенного в свое время Хрущевым из СССР.
В другом зале установлен макет - проект комплекса "Москва - сити".
В центре, среди небоскребов самой разной формы и отделки, выделяется главный, который должен, по замыслу его заказчиков, стать самым высоким в мире.
В Москве сейчас ведутся серьезные разговоры об этом здании.
Планируется, что возводить его будут фирмы из многих стран - инвеститоров.
Россия по - прежнему старается все делать с размахом, соответственно статусу Великой державы.
И строительство этого небоскреба, в компании с ведущими странами мира, должно закрепить этот статус.
Только бы эта невиданных размеров башня не стала вавилонской.

Категория: Возвращение в прошлое | Добавил: defaultNick | Теги: москва, Будапешт
Просмотров: 409 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: