Мир путешествий

Главная » Файлы » Оптимизм - рассказы, путеводители » Возвращение в прошлое

Москва - обратный билет - часть вторая
13.09.2012, 00:21


 
Мини - отель

2006 год
В столице, сколько я помню, всегда были проблемы с гостиницами.
Раньше, во времена советские, снять не то что комнату, спальное место в отеле для человека с улицы было просто нереально. И это несмотря на крупнейший в Европе гостиничный комплекс "Россия", небоскреб "Интурист" и еще множество больших и маленьких отелей. 
Даже, когда при подготовке к Олимпиаде - 80, были построены огромные, на десятки тысяч мест гостиницы - Центральный дом туриста, "Измайлово", "Космос" и еще много других, проблему это не решило. 
Свободные "койкоместа" как бы пропадали в московском "Бермудском треугольнике".
Сейчас я столкнулся с подобной проблемой но как - бы с противоположным знаком.
Места в московских гостиницах были, сколько угодно, в любом районе города, на любой период, но цены... 
Найти номер в обычном отеле туристического класса - две - три звезды - оказалось почти нереально. Двухместная комната стоимостью чуть ниже ста долларов за ночь предлагалась или в отеле, расположенном в "ближнем Подмосковье", или в том, что когда - то называлось "дом колхозника". 
При этом, если в интернетовском сайте отеля сообщалось о его прекрасном месторасположении в зеленой зоне - на самом деле это было где - нибудь вблизи корпусов ЗИЛа или Шинного завода, если в рекламе значилось - пять минут пешком до ближайшей станции метро, это было более близко к истине, только не пешком, а на автобусе, который ходит раз в полчаса.                                                                                                                                                                         
Зато не было недостатка в различных "Мариоттах", "Шератонах", "Хаятах" и прочей подобной роскоши. Много новых названий, а большинство из существовавших в наше время, теперь вошли в состав крупных мировых сетей.
Гостиницы, считавшиеся когда - то среди гостей столицы престижнейшими, теперь имеют классификацию не выше трех звезд, правда, иногда, их стоимость тянет на все пять.
Так было в 2006 году, так продолжается  и сегодня.
Но есть и кое - что новое. 
Сейчас, не только в Москве, но и по всему миру широкое распространение получают так называемые мини - отели.
Обычно - это одна или несколько квартир, перестроенных под гостиницу. Возможны и другие варианты.
Такие отели имеют определенные преимущества и в последнее время стали очень популярны.
Вот и я решил попробовать, что это за штука. Открыл Интернет и заказал номер в таком отеле. Преимущества - самый центр Москвы, всего несколько номеров, судя по фотографиям и цене, довольно приличных и, соответственно мало соседей.
Смущало только одно - прием гостей только до 18 - 00. Перед отъездом позвонил, представился и сообщил, что приеду в районе одиннадцати часов вечера.
Приятный женский голос заверил, что номер забронирован на мое имя и никаких проблем не будет. В конце разговора менеджер отеля, так она представилась, дала мне код для входа в подъезд.
Как и предполагалось, в одиннадцать часов вечера я шел со своим багажом по мрачному Колобовскому переулку, который соединяет Трубную площадь с Петровкой. Место отличное. С одной стороны - станция метро, с другой - гарантия безопасности - знаменитая Петровка, 38 - Главный штаб московской полиции.
Вот он, нужный дом. С помощью кода открываю стальную дверь - такие ставят теперь везде - поднимаюсь на второй этаж и вот он, мини - отель. Правда никакой вывески нет, но, судя по публике, я у цели.
Что - то похожее на женщину заплетающимся языком сообщает, что мой номер занят, а свободных нет. 
Кто - то пришел раньше - ему и продали. Что же делать? Никто ничего не знает.
Сажусь на старый продавленный диван, стоящий в прихожей и начинаю "качать права". Откуда - то изнутри квартиры, а это самая обыкновенная расселенная "коммуналка", появляются три "качка" и... обещают вызвать полицию.
Не знаю, выполнили бы они свою угрозу или разобрались со мной сами, но, в любом случае, дело принимает нехороший оборот. 
Куда я пойду сейчас почти в полночь, да еще с багажом?
На мое счастье один из "качков" оказался земляком. Еще по тому городу, из которого я уехал в Москву. Он велит женоподобному существу позвонить хозяину отеля, а точнее целой сети.
После долгих переговоров наконец находится место в другой гостинице, на Покровке. Как туда добраться почти в час ночи? Выйти на площадь и взять такси. Кто оплатит? Кому надо, то есть мне. Отель платить не будет.
Земляк советует не выступать, взять на площади машину и не пожалеть каких - то жалких трехсот рублей. 
Спасибо ему за совет. Надо убираться отсюда, да побыстрее.
На прощанье спрашиваю, с кем я говорил по телефону. Вопрос в пустоту. "Персонал" отеля устал и хочет спать.
Москва, Трубная площадь, час ночи. Ярко освещенный фасад театра Иосифа Райхельгауза - единственное светлое пятно. Есть еще несколько фонарных столбов, на которых что - то светится и красные фонарики на заборе в центре площади - здесь что - то ремонтируют. Скажем прямо - темновато и не очень приятно.
Последние троллейбусы едут в депо, черные "Мерседесы" - в ночные клубы. И ни одного такси.
Наконец из - за угла выехал "частник". Поднимаю руку - сразу останавливается.
Называю адрес. "Две тысячи рублей". Спасибо земляку - научил. Отхожу в сторону. "Тысяча рублей". Не реагирую.
"Триста рублей". Поехали.
Сажусь в автомобиль - какая - то старенькая "иномарка", в темноте не разберешь.
Водитель заводит машину и спраивает, как ехать. Имеется в виду не какая дорога лучше и ближе. Водитель просто не знает, где эта улица. Приходится объяснять.
После двадцатиминутных поисков светофора - а он почему - то оказался за тем, ремонтным забором - покидаем негостеприимную Трубную площадь.
Следующий мини - отель тоже расположен в тихом переулке, недалеко от Покровских ворот. В этом доме, в самом сердце когда - то престижного района жили две известнейших звезды эстрвды. Когда - то.
Открыв стаьную дверь подъезда, я увидел... киргизский аул, расположившийся со всеми его дедками, бабками и детьми прямо на лестнице. Не хватало только юрты.
Перебравшись через них, я поднялся на третий этаж и позвонил в дверь. Здесь тоже был свой "менеджер".
Молодая киргизка, почти не говорящая по - русски, потребовала полностью оплатить номер и только в рублях. Потому что  она не умеет считать иностранную валюту.
Моих запасов в рублях хватает только на половину требуемой суммы. Где же можно обменять деньги в час, нет уже в два часа ночи. Но киргизка стоит на своем.
Тогда иду на хитрость. Отдаю ей все свои рубли и прошу показать мне комнату. "Менеджеру" лень сдвинуться с места, тем более часть денег получена. Она дает мне ключ, я захожу в свой номер и запираю дверь изнутри.
Но меня никто не беспокоит. Через запертую дверь кричу, что остаток утром и киргизка, немного поворчав на своем языке, оставляет меня в покое.
Номер "полулюкс" состоит из "комнаты" минимального размера. Во время ремонта бывшей "коммуналки" ее перепланировали, разделив на такие вот отсеки. В так называемой "комнате" большую часть площади занимает двухспальная кровать - от стены до стены, похоже, что по ней планировалось помещение. Остальное - узкий проход для подхода к кровати. Еще есть небольшая прихожая и ванная комната. В последней, с одной стороны - душевая кабина, с другой - раковина. Между ними, в углу, унитаз. Чтобы подойти к нему нужна хорошая физическая подготовка, так как, из - за экономии площади, между душем и раковиной почти не осталось места.
Три часа ночи. Не спится. Рассматриваю дом напротив.
По странной иронии судьбы улица, где расположен отель, для меня тоже знаковая. Даже больше, чем площадь Белорусского вокзала. Особенно тот дом, прямо напротив моего окна.
Это здание было построено в 1886 году. До Октябрьского переворота 1917 года здесь жили, в основном, врачи, адвокаты и представители "свободных" профессий.
Потом огромные квартиры превратили в "коммуналки".
С приходом капитализма начинается передел недвижимости. Не все, но многие квартиры были расселены и сюда начинают переезжать "новые русские" бизнессмены. Место тихое, в самом центре, квартиры отличные.
Престижный район.
Рассматривая этот дом, я понял, почему на окружающих зданиях так много объявлений о продаже квартир. 
Судя по лицам, мелькавшим за окнами, похоже, что все здание занято гастербайтерами. Даже чердак.
Там, сквозь слуховые окна пробивался свет и мелькали такие же лица. Не знаю, что с подвалом, но думаю то же, что и с чердаком.
Москвичи бегут из этого, когда - то престижного, района, а их место занимает другой "контингент".
Может быть расширение столицы в юго - западном направлении как - то связано с этими процессами?

Киргизка - "менеджер" спала на диване, полностью перекрыв выход из квартиры - отеля. Сегодня с утра она была более сговорчивой. Приняла оставшуюся сумму в долларах, долго их пересчитывала, мусоля каждую бумажку.
Потом пожелала счастливого пути.
Мне же говорить "спасибо" почему - то не хотелось.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
Московский метрополитен
  
  На площади Белорусского вокзала, куда прибывает "Аэроэкспресс", расположены две станции метро - кольцевая и радиальная.
  Так получилось, что начинался мой трудовой путь в Московском метрополитене на первой, а завершился на второй. Хотя между ними было еще с десяток станций, но судьба вернула меня именно сюда, на эту площадь.
  Метрополитен был не только местом работы.
  До сих пор у меня не утратилось то первое детское ощущение от иного, необычного мира, начинавшегося сразу же за входными дверями. Это, наверное, своего рода болезнь или любовь, или, если хотите, все вместе.
  А может быть просто затянувшаяся ностальгия по далекому детству, где, как принято считать, и люди были другие, и дома другие, да и метро тоже было какое - то не такое.
  В жизни мне приходилось выполнять самую разную работу, но нигде я не чувствовал себя так комфортно, как в метро. Почему? Не могу объяснить.
  Было тяжело, порой очень тяжело. Но все равно, несмотря ни на что, детская сказка нисколько не поблекла.
  Эта сказка прошла со мной все шестнадцать лет эмиграции и, возвратившись в Москву в 2006 году, я продолжал смотреть на метро сквозь "розовые очки".
  2006 год.
  Московское метро - самое красивое в мире - так нам внушалось в прежние времена. И теперь, проехав не один десяток стран, готов это подтвердить.
  Станции поразительно красивы и сегодня. Но отведя взгляд от золотой мозаики на "Комсомольской", скульптур на "Площади революции" или других имперских символов эпохи социализма, вы увидите иную картину.
  Станции грязны настолько, что порой эта запущенность выделяется более ярко, чем прекрасная архитектура.
  Пыль толстым слоем покрыает когда - то белые потолки, многочисленные лепные украшения, скульптуры и карнизы.
  Где - то в середине восьмидесятых годов на кольцевой линии проходил испытания поезд нового поколения, блестящий, обтекаемой формы. Так он и ездил по кругу до самого нашего отъезда. И, похоже, испытания не прошел.
  Подвижной состав Московского метрополитена находится в ужасном состоянии. Это видно даже невооруженным глазом. Новые поезда ни разу не встретились. Все больше выпуска середины семидесятых годов прошлого века, проржавевшие до неприличности снаружи, с продавленными сидениями внутри и жуткой тряской во время движения, сопровождаемой скрежетом и скрипом.
  2012 год.
  На станции "Белорусская - радиальная" меня ожидал сюрприз. Поезд, подошедший к платформе, оказался той самой модели, которая проходила испытания на Кольцевой линии в середине восьмидесятых годов прошлого века.
  Позже он получил название "Русич".
  Наконец московский метрополитен обновил свой подвижной состав. Но, увы! Поезд новой модели, который встретил меня в день приезда, оказался первым и последним. Словно специально подготовились к встрече.
  Когда проектировали и возводили подземные дворцы, думали ли создатели этой сказки о том, что белый мрамор имеет свойство с течением времени темнеть. Что он сейчас успешно делает.
  Трудно себе представить, какое количество этого материала разбросано по всему московскому метрополитену. Что будет со всей этой красотой через несколько лет.
  Метрополитен продолжает строится и даже, как сказал "постлужковский" мэр Москвы Сергей Собянин, приближается к уровню Советского времени.
  Он еще бы сравнил с 1913 годом, как это любили делать в советское время.Тогда население столицы росло, но росло стабильно и довольно медленно. Все было под контролем.
  Сегодня, по официальным данным, за последние двадцать лет количество москвичей выросло в полтора раза. Каков же фактический прирост населения видно невооруженным глазом.
  За это время построено несколько новых линий в отдаленные районы. В центральной части города почти ничего не изменилось. То же и на Кольцевой линии. А ведь именно здесь проходят основные потоки пассажиров.
  Московский метрополитен задыхается. Еще немного и наступит "коллапс".
  То же самое происходит на столичных дорогах. Где же выход?
  Вот как видит его господин Собянин.
  
   29 октября 2011 года
   Интернет-издание "Вести.Ру"
  
   Обеспечить необходимое москвичам количество дорог невозможно, оптимальный способ разрешить тяжелую транспортную ситуацию в столице - развивать общественный транспорт, заявил Сергей Собянин - мэр Москвы. "Чтобы решить транспортный коллапс, необходимо развивать общественный транспорт таким образом, чтобы давать людям возможность реально добраться до работы в удобное для них время. Другого варианта нет" - отметил Собянин в интервью программе "Вести". 
   По его словам, построить столько дорог, сколько нужно автомобилистам Москвы, руководство города не может. 
   Строительство многоуровневых дорожных развязок для столицы также неприемлемо, подчеркнул мэр. "Москва не Токио, я бы не хотел, чтобы по центральным улицам Москвы были проложены в два-три этажа "хайвэи" на уровне окон домов и чтобы граждане нас упрекали за это" - пояснил он.
   "При этом, добавил мэр Москвы, очевидна нехватка рук - основные работы сейчас выполняют мигранты. "Надо добиваться того, чтобы человек, приехавший из Таджикистана, платил не меньше налогов, страховых платежей, чем наши, иначе получается неравенство: работодателю дешевле принять иностранца, чем российского гражданина, так не должно быть, это дискриминация наших рабочих" - высказал свое мнение глава столицы. 
   Даже в таком, "предколлапсном" состоянии, метрополитен ежедневно перевозит миллионы пассажиров. Что говорить, Москва целиком и полностью привязана к своей "подземке". 
   Для такого мегаполиса, как российская столица, метрополитен - это и скелет, и кровеносные сосуды, и нервы.
  В общем, как ни называй, но любая болезнь этого гигантского организма немедленно парализует если и не весь город, то значительную его часть. По данным различных исследований, порядка 50% москвичей ежедневно проводят в метро около полутора часов. 
  Пользуются же этим видом общественного транспорта почти все, особенно во время огромных пробок на дорогах, что для Москвы уже стало почти что символом. 
   Бурное развитие автопарка привело к тому, что добраться до центра из "спального" района гораздо удобнее именно на метро. Благо в российской столице один из самых логичных и продуманных, по схеме построения станций, метрополитен.
  Пользовался метро и я. Все - таки это очень удобно.

   Прогулки по Москве

    Несмотря на заметное изменение характера города и состава его жителей, Москва по -  прежнему сохраняет имперскую надменность. Слишком много было вложено в свое время для превращения Советского Союза в великую державу. Столица такой страны должна была соответствовать своему статусу.                          
   В то время все решала политика, сейчас - деньги. Символы коммунистической Империи - здания в стиле "Сталинский ампир" уступают место "Капиталистическому ампиру".
   Сегодня в столице проводится очередной эксперимент. Продолжается дело, начатое большевиками. Сталинские, хрущевские, лужковские "реконструкции", проводимые в политических или финансовых целях, постепенно превращают Москву в город без истории, город без корней, город гастербайтеров.
   Кремль. Сердце Москвы.
   Он прекрасен в любом ракурсе.
   Если смотреть например с противоположной стороны Москва - реки. Перед глазами разворачивается великолепная панорама. Белоснежные соборы, дворцы, золотые купола. Сказка.
   По обе стороны Кремля находятся два места - иначе не назовешь - результаты волевой политической и финансовой "перекройки" города.
 С левой стороны - восстановленный Храм Христа Спасителя, фасад которого, по замыслу архитектора, "привязан" к Кремлю, к его древним соборам - Архангельскому и Успенскому.
Справа - пустырь на месте разобранной гостиницы "Россия", которая тоже задумывалась в одной "связке" с Кремлем, с Дворцом Съездов. 
   Больше тридцати лет на месте уничтоженного Храма был пустырь. Не один год пустует площадка на месте снесенной гостиницы "Россия".
   В конце концов время все расставит на свои места.
 Свои прогулки по Москве, в этот приезд, я посвятил изучению результатов последней "реконструкции" столицы России.

Храм Христа Спасителя

   Одна из наиболее известных "новых" московских достопримечательностей, к которой подходит выражение о том, что именно новое - это давно забытое старое.
   "Забытое" так хорошо, что последующие поколения, в том числе и мое, понятия не имели об этом сооружении и о том, что с ним произошло. А нашим родителям просто приказали "забыть". Они и молчали, потому что привыкли выполнять приказы. Ведь у многих еще оставались в памяти сталинские времена и все то, что с ними связано.
    Для нас, выросших в другом мире, тоже далеко не идеальном, но все - таки в другом, место, где возведена эта "забытая" "новая" достопримечательность, олицетворялось с тогда самым большим в стране открытым плавательным бассейном. "Москва". То, что находилось здесь раньше нас не интересовало. Да мы и не могли себе представить что - то другое, кроме бассейна Более любопытные довольствовались строго дозированной информацией, где слово "Храм" даже не упоминалось. 
   Храм Христа Спасителя был построен в память о победе России над Наполеоном в войне 1812 года и по замыслу своих создателей должен был перекликаться с Успенским и Архангельским соборами Московского Кремля, которые послужили его прототипами. Средства для строительства собирались по всей стране, а само зданиеטאзавершено в 1889 году. Это грандиозное сооружение, высотой 103 метра, призввано было служить вторым кафедральным собором Русской Православной церкви, после Исаакиевского в Санкт - Петербурге. 
    В начале тридцатых годов прошлого века Советская власть уже окончательно укрепилась на всей огромной территории бывшей Российской Империи. Потенциальные и фиктивные враги частично были уничтожены, частично нейтрализованы. Но ненадолго, всего на несколько лет, до их полной физической ликвидации. Завершилось отделение церкви от государства. Старые идолы были разгромлены. С невиданным доселе энтузиазмом разорялись церкви и монастыри, сжигались старинные иконы, взрывались построенные на века здания. Конечно, большая часть этих погромов проходила по указаниям "сверху", но та ярость, с какой все это исполнялось, приводила в изумление, а потом и в ужас сам "верх". 
   Сталин и его окружение прекрасно понимали, что, если срочно не дать народу новых "идолов" вместо свергнутых, то может разразиться катастрофа, которая сметет и их самих. И страна получила новую религию - коммунизм. 
   Основной задачей становится превращение Советского Союза в Великую державу, а Москва, как столица новой Империи, должна была соответствовать этому статусу. 
   Создаются новые святые и святыни. Здесь коммунисты не придумали ничего нового - за основу были приняты принципы построения общества в соответствии с христианскими религиозными канонами, с добавлением сюда некоторых символов, взятых из религий древнего Египта, Греции и Рима. Первым советским канонизированным святым стал сам великий вождь - Ульянов - Ленин. Он захоронен по традициям Древнего Египта - мумифицирование и помещение в Мавзолей - уменьшенной копии пирамид. На место следующего, и основного, святого претендовал сам Сталин. Благодаря усиленной пропаганде, с каждым годом Великий Вождь становился для народа все более неземным. 
   Новая, коммунистическая религия требовала также и своих храмов, конечно отличающихся и от христианских и от всех других конфессий. Храмов, спроектированных на основе совершенно иной концепции. Объектом первостепенной важности считалось возведение самого большого в стране здания - "Дворца Советов" - коммунистического кафедрального собора. 
   Победивший на конкурсе проект был выполнен архитекторами Щуко и Гейфлерхом и представлял собой круглый в плане небоскреб высотой 400 метров, увенчанный статуей Ленина. "Дворец Советов" предполагалось возвести там, где находился храм Христа Спасителя.
   Место, выбранное для строительства этого, фантастических размеров, сооружения было идеальным - в самом центре, рядом с Кремлем, прекрасно просматриваемое с разных точек города. Но особенно оно было важно с политической точки зрения. В 1931 году Храм Христа Спасителя был взорван, а на освободившейся территории развернулось строительство грандиозного здания "Дворца Советов". К началу Второй Мировой войны, точнее перехода ее в 1941 году на территорию СССР, был готов лишь фундамент гигантского здания. Работы приостановили, часть готовых металлоконструкций пошла на изготовление противотанковых "ежей" для обороны Москвы. А по окончании войны строительство этого никому не нужного "циклопа" прекратилось. Так в центре столицы образовался пустырь, превращенный позже в открытый плавательный бассейн "Москва". Сейчас бассейна уже нет, а снова есть Храм Христа Спасителя, вернее его усовершенствованная, согласно требованиям времени, копия. Здесь и музей, и подземные стоянки - в народе их называют "Спаситель" на гаражах". 
   Храм возводился круглосуточно, днем и ночью. Пик строительства пришелся на самое тяжелое для новой России время - почти полный развал экономики, "дикая" приватизация и дефолт. Однако работы не останавливалось ни на один день и в январе 2000 года состоялось освящение собора. 
   Сегодня Храм гордо возвышается рядом с Кремлем, возвратившись на свое "законное" место.

   Бизнес - центр Христа Спасителя
        

   Несмотря на то, что по Конституции церковь в России отделена от государства, храм Христа Спасителя получает деньги московских налогоплательщиков. Вернее, не сам храм, а фонд, которому Храм отдан в оперативное управление.                                                                                                                                                               

Фонд отчитывается перед попечительским советом, который возглавляет Патриарх Кирилл.         Выделяя бюджетные деньги Храму, власти Москвы не нарушают Конституцию. По сути, они просто содержат городское имущество, ведь все постройки Храма Христа Спасителя и земля под ним принадлежат Москве, а вовсе не Русской православной церкви. Город использует площади главного культового сооружения страны с максимальной отдачей. Под вывеской Храма Христа Спасителя наряду с церковными помещениями работает большой бизнес - центр с офисами, ресторанами, частной охраной и платной подземной парковкой.                                                                                   

Большой доход приносят фонду арендаторы помещений. Например, Зал церковных соборов с VIP-гримерными можно снять за 450 тыс. рублей в сутки, конференц-зал стоит 100 тыс. рублей. 

   Кроме того, храм сдает на длительный срок множество небольших офисов. Например, прямо над алтарем располагается адвокатская контора "Ваш надежный советник".

   Согласно официальным данным за 2001 год, на восстановление Храма было потрачено около 650 миллионов долларов.

   Так сегодня в Москве "делают" деньги. Так зарабатывают на главном Храме России, который называют теперь - "Бизнес - центр Христа Спасителя".

                                                                               Глава подготовлена по материалам московской прессы.


Москва - обратный билет - часть третья

 



Категория: Возвращение в прошлое | Добавил: defaultNick | Теги: москва, Московский метрополитен
Просмотров: 238 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: