Петергоф как бы
родился из пены морской,
как бы вызван к жизни велением могучего царя.
Александр Бенуа
Петродворец (он же Петергоф или Питергоф, как говорили в начале 18 века)
изначально возник потому, что Петр I регулярно путешествовал из
строящегося Петербурга в строящийся Кронштадт - сначала по берегу, потом
на корабле. Для отдыха царя на территории нынешнего Петродворца были
построены "заезжие светлицы", с которых и началось строительство города.
Впервые это место упоминается в "Походном журнале" Петра Великого 13
сентября 1705 года, но только в 1714 году у него возник замысел создания
загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы
французскому Версалю. Надо сказать, что Петергоф можно было бы в
буквальном смысле называть "Петра твореньем". До наших дней сохранились
собственноручные рисунки императора, чертежи с его пометками и
исправлениями, прочие документы, подтверждающие, что Петр не только
занимался общей планировкой петергофского ансамбля, но и разрабатывал
отдельные детали архитектурных сооружений и фонтанов.
Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой. Уже
в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем
к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал,
действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также
построены дворцы "Монплезир" и "Марли".
По замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, равняться в
великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с
другой - стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы
России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось блистательно
осуществить.
На естественном уступе высотой 16 метров был возведен Большой дворец, в
середине 18 века перестроенный в стиле барокко под руководством
Растрелли. По замыслу Петра, желавшего украсить парадный вход дворца
водопадами, возвели Большой каскад - огромный грот, по сторонам которого
расположены богато украшенные водопадные лестницы. Это одно из самых
грандиозных фонтанных сооружений в мире, композиционным центром которого
является фонтан "Самсон" со статуей библейского Самсона, раздирающего
пасть льву. Этот фонтан стал символом победы русских над шведами: лев
был частью герба Швеции, а Петра часто сравнивали с Самсоном.
Семейство фонтанов Петергофа обширно и многообразно. Фонтан "Пирамида",
похожий формой на обелиск, - памятник победам русских войск над шведами.
Двухъярусные "Римские фонтаны" созданы по образцу каменных фонтанов,
установленных в Риме перед собором Святого Петра. Причудлив и изыскан
каскад "Шахматная гора" ("Каскад драконов").
Во время Великой Отечественной войны Петродворец был захвачен немцами.
Его оккупация длилась почти три года, и за это время памятникам
Петергофа был нанесен большой урон.
То, что сейчас мы имеем возможность любоваться уникальной красотой
Петергофа, гармонией искусства и природы, получившей отражение в парках и
фонтанах этого города-музея, - плоды кропотливого и самоотверженного
труда многих людей.