Категории раздела
Оптимизм - рассказы, путеводители
[79]
|
Города и страны
[160]
|
Мультимедиа - видеопутешествия
[0]
|
Метрополитен
[17]
Московский метрополитен - рассказы и фотогалереи. Метрополитены Лондона, Парижа, Берлина, Гонконга, Мадрида - рассказы и фотогалереи. Швебебан - Вупперталь, Германия.
|
Фильмы
[0]
Новая Москва - фильм о перспективах "Сталинской реконструкции" Москвы - игровой. Ретро Москва - фотографии Москвы семидесятых годов двадцатого века. Ночной Лиссабон - видовой, музыкальный фильм о ночном Лиссабоне. Копенгаген - путеводитель по Копенгагену - документальный.
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Мир путешествий
Любите ли вы метро - часть вторая
| 26.07.2010, 02:30 |
Работает как часы
Никогда не тесно
Потому что с детства
Оно как песня,
Где вместо припева,
Вместо припева:
"Стойте справа,
Проходите слева!"
Булат Окуджава
С самого начала своей работы метрополитен находился в системе
Моссовета. Для городских властей эта дорогостоящая, тогда еще, игрушка
представляла постоянную головную боль.
Только на строительство первой линии тратился в год 21%
городского бюджета. В семидесятые - восьмидесятые годы средняя стоимость
одного километра линии метрополитена приближалась к миллиону рублей ( в
ценах 1961 года ).
Для тех, кто забыл - месячная зарплата инженера составляла
примерно сто двадцать рублей, а квалифицированный рабочий мог заработать
до двухсот пятидесяти - трехсот.
В конце концов Моссовет "спихнул" с себя эту обузу, передав
метрополитен богатому железнодорожному ведомству - Народному
комиссариату путей сообщения.
Так в метро пришли порядки, установленные в свое время
тогдашним Наркомом Л. М. Кагановичем.
Что бы не говорили об этом человеке, а личность эта была
сильная и жестокая.
После вызова к нему "на ковер", на своих ногах из кабинета
уходили в основном молодые и здоровые, с крепкими нервами. Других же
чаще увозили. Нет, не в тюрьму, в больницу, а иногда и дальше.
Но в годы войны железная дорога - основной перевозчик грузов
для фронта - работала как хорошие швейцарские часы.
Кстати,Л. М. Каганович считается "отцом - основателем"
московского метрополитена, который долгое время носил его имя.
С передачей железнодорожному ведомству, в метро пришли и
стандарты этой отрасли и прежде всего Правила технической эксплуатации -
ПТЭ.
Вся иерархическая лестница метрополитена в точности повторяет
структуру наземных железных дорог.
Пассажир начинает свое путешествие с одной из 172 станций -
цифра эта представляет собой переменную величину и верна лишь на время
написания этих заметок.
Каждая линия в метро - это свое мини - государство. Любая
важная новость, а чаще, просто сплетня, передается по трассе в течении
считанных минут, в то время, когда поезд проходит ее почти за час. И при
этом работники одной станции совершенно незнакомы с персоналом
соседней, обычно того же названия, но расположенной на другой линии, где
на переходе и проходит пограничная полоса.
Станция, с которой началось моя работа в метро -
"Белорусская" Кольцевой линии.
Она как тогда, так и сейчас - одна из самых тяжелых во всей
системе метрополитена.
Сама же Кольцевая линия считается довольно спокойной - здесь
всего двенадцать станций и движение относительно стабильно. Поезд
проходит ее всего за полчаса. Но есть у этой, якобы "тихой", линии одна
большая проблема - она соединяет семь из девяти московских вокзалов.
Сеть железных дорог России построена таким образом, что все
главные магистрали страны сходятся в Москве, превращая ее в огромный
пересадочный узел, распутать который досталось Кольцевой линии.
В течении дня привокзальные станции принимают огромный поток
людей, часто впервые в жизни оказавшихся в метро, нагруженных
чемоданами, баулами, коробками, подавленных ритмом огромного города.
Всю эту пеструю массу нужно принять и пропустить через так
называемые АКП - автоматические контрольные пункты, которые когда - то
были настроены на прием пятикопеечных монет, а сейчас - на магнитный
код.
В те годы, когда всю Москву можно было проехать за пять
копеек, эти контрольные автоматы довольно успешно справлялись с огромным
потоком пассажиров.
Управляет всем этим хозяйством всего один человек -
контролер.
Его сноровке позавидывал бы сам Гай Юлий Цезарь, который, как
говорят, мог делать одновременно несколько дел.
Основная часть работы контролера это, так называемый, ручной
контроль - проверка удостоверений у пассажиров, имеющих различные
льготы, в том числе и право на бесплатный проезд.
В советское время количество такого рода пропусков достигало
примерно сорока видов, а сегодня уже перевалило за пятьдесят. Их имеют
не только инвалиды и ветераны прошлых и нынешних войн. Основную долю
"заслуженных пассажиров" составляли и составляют депутаты всех уровней -
раньше от районного до Верховного Советов, сейчас - разного рода Дум,
работники префектур, милиция, ФСБ и так далее. Хорошо, что хоть
проездные билеты имеют магнитную полосу и их владельцы проходят через
АКП. А раньше и они доставались контролеру, который еще и справочное
бюро на общественных началах, особенно на привокзальных станциях.
Находясь в постоянном окружении растерянных гостей столицы,
контролер успевает следить за исправностью контрольных автоматов,
пресекать попытки любителей пройти вдвоем, а то и втроем по одному
билету, а также требовать с приезжих пассажиров оплатить провоз багажа -
есть в метро и такой анахронизм.
В общем - некое подобие сумасшедшего дома.
В дополнении к всему этому, раньше за контролером еще и
наблюдали.
Во времена пятикопеечных монет часть пассажиров, особенно
приезжих, целый день промотавшись по магазинам или по вокзалам, опускали
по ошибке в контрольный автомат не пять, а пятьдесят копеек - монет
похожих и, главное, одинаковых по размеру.
Проход через АКП конечно не открывался, а монета выпадала в
специальную коробку возврата, про которую еще нужно было знать, так
хорошо она была упрятана.
Опытный контролер тут же объявлял о неисправности автомата,
пропускал пассажира через ручной контроль, а спустя пару минут изымал
эти пятьдесят копеек и клал их себе в карман. Таким образом в течении
дня набиралась приличная, по тому времени, сумма. Поэтому контролерам
было запрещено выходить на рабочее место с деньгами. Но тут же нашлись
отговорки - мол воруют кошельки в раздевалке.
Тогда приняли другое решение - установить негласный,
выборочный контроль.
Обычно проверяющий прятался где - нибудь за колонной - благо
их в метро достаточно, или за каким - нибудь киоском и оттуда наблюдал
за работой контролера, находясь вне зоны его видимости.
Зато он хорошо просматривался из помещения касс и информация
немедленно передавалась тому за кем следили, благо средств связи в метро
хватало.
Сейчас, когда снова вернулись к билетам и все деньги
сконцентрированы только в кассе, эти проверки уже не актуальны.
Для контролера полагается небольшая застекленная будка, в
которой можно разместить только стул. Так люди и работали по двенадцать
часов, постоянно находясь на холоде и сквозняках, ведь зимой верхний
вестибюль станции не отапливается.
Но, если у вас нет льгот или проездного билета, тогда вам в
кассу.
На старых станциях можно увидеть помещения со множеством
небольших окошек. Дело в том, что до изобретения АКП, кстати, чисто
советская разработка, пассажиры покупали билеты в кассе и проходили
через целый отряд контролеров. Отсюда и столько кассовых окошек,
рассчитанных на большое количество пассажиров.
Вместе с АКП появились и разменные автоматы, но только для
металлических монет. Бумажные купюры обменивались в кассе, в которой
находились старший и еще два - три кассира.
Примерно каждый час производилась разгрузка контрольных и
заправка разменных автоматов.
Весь процесс проходил под охраной милиционера.
Затем собранные деньги увозились на тележке в кассу, где
пересчитывались на специальной машине, похожей на перевернутое ведро,
сортировались и упаковывались в особые банковские мешки, которые
пломбировались. Вечером приезжали инкасаторы и увозили дневную выручку в
"закрома государства".
В само же кассовое помещение из посторонних вход разрешался
только дежурному по станции.
Любой другой человек, начиная от начальника метрополитена до
милиционера,
допускался внутрь только в сопровождении дежурного.
Пройдя контроль, мы временно оставляем территорию службы
движения.
Зона повышенного риска начинается с момента вступления
пассажира на эскалатор.
На станциях глубокого заложения их имеется как минимум три.
В так называемое "внепиковое" время работают две ленты - на
спуск и на подъем, а третья - в резерве, но в состоянии постоянной
готовности к пуску.
В час "пик", когда большие потоки людей едут на работу и
обратно, обычно задействованы все три ленты.
Например на "Белорусских" - кольевой и радиальной, которые,
кроме вокзала, имели еще и такой "подарок", как центр города со
множеством учреждений, фирм, магазинов и прочих мест "притяжения"
огромных масс людей, утром две ленты работали на подъем, а третья на
спуск, а вечером - наоборот.
Московский метрополитен, по - моему, единственный в мире, где
есть должность дежурного у эскалатора.
В небольшой будке внизу постоянно находится человек, перед
которым всего несколько ручек, в зависимости от количества эскалаторных
лент.
Его задача - постоянно наблюдать за перемещением пассажиров
и, в случае чего - то непредвиденного, остановить эскалатор, пользуясь
одной из этих ручек. Включить его может только машинист эскалаторной
службы по специальному указанию своего диспетчера.
Элементарно, не правда ли? Но это на первый взгляд.
Я "имел удовольствие" поработать немного в этой должности.
Конечно человек привыкает ко всему. Но часами смотреть на людской поток,
находясь при этом в замкнутом пространстве.
Перед глазами движется сплошная черная масса, сначала тянет в
сон, затем хочется все бросить, встать и уйти. Потом наступает
состояние какой - то отрешенности.
Сейчас, на новых станциях, в кабине дежурного у эскалатора
установлены мониторы и можно наблюдать весь процесс, начиная от верхней
части до самого низа, который наиболее опасен.
Это место, где ступеньки выпрямляясь превращаются в плоскую
ленту и уходят внутрь, называется "гребенка".
Именно здесь и происходит большее число происшествий,
связанных с эскалаторами.
Первые "лестницы - чудесницы" в Советском Союзе появились
именно в метро. Тогда это казалось чудом, однако имевшим и обратную
сторону. Многие потенциальные пассажиры, даже опытные москвичи,
предпочитали не пользоваться метрополитеном именно из - за боязни
ступить на эскалатор.
Со временем все утряслось. Немалую роль в этом сыграл фактор
присутствия человека, который сидит не где - то там, в далекой
диспетчерской, а здесь, рядом.
Постоянные пассажиры с иронией слушают регулярно
повторяющиеся объявления типа - стойте справа, проходите слева, не
ставьте вещи на ступени. Москвичи, регулярно пользующиеся метро, их
просто не воспринимают. Тем более сейчас, когда все заглушается звуковой
рекламой. А напрасно.
Представьте себе тяжелый чемодан, который несется вниз с
пятидесятиметровой высоты, с увеличивающейся скоростью, сбивая все и
всех на своем пути.
Но случаев, связанных с травмами "гребенкой", намного больше.
Самый распростраеный из них, когда, перед сходом с
эскалатора, человек просто спотыкается и, во время падения, его рука
попадает в то место, где распрямившаяся лента входит под стальную
"гребенку".
Вот здесь то и срабатывает человеческий фактор в лице
дежурного у эскалатора и никакие мониторы и контроль из, недавно
созданного, ситуационного центра здесь не поможет. Впрочем на новых
станциях потихоньку переходят к централизованному управлению и, хотя в
будке, правда улучшеннного дизайна, еще сидит человек, все равно эта
профессия постепенно отмирает.
Машинный зал станционных эскалаторов располагается прямо под
верхним вестибюлем станции и напоминает небольшой заводской цех.
Это сложное хозяйство обслуживают по два человека в каждой
смене - машинист и помощник, которые большую часть времени занимаются
профилактикой - осмотром, смазкой и мелкими ремонтами.
И только в "пиковые" часы машинист должен находиться наверху,
перед эскалаторами и поддерживать постоянную связь с дежурным в нижнем
зале.
Но самое трудное время наступает при закрытии на ремонт одной
из лент.
Его делает специализированное подразделение метрополитена -
завод по ремонту эскалаторов. Как правило, это "мероприятие"
затягивается надолго. На центральных и привокзальных станциях наступают,
мягко говоря, тяжелые времена - как для пассажиров, так и для
персонала.
Место ремонта огораживают временным хлипким заборчиком,
который через некоторое время начинает блестеть, словно покрытый лаком -
это его протирают своей одеждой пассажиры, количество которых в
"пиковое" время остается таким же, как всегда, а ширина прохода при этом
уменьшается в два раза.
Такое давление толпы может просто смести это почти
символическое ограждение и тогда есть вероятность самой настоящей
катастрофы. Ведь для ремонта эскалатора разбирают часть перекрытия между
машинным отделением и вестибюлем. Этот символический заборчик и
огораживает образовавшуюся в полу дыру. А падать с высоты более трех
метров не очень приятно.
Сейчас на новых, даже пока малопосещаемых станциях, стараются
устанавливать по четыре ленты, ну а на существующих есть только одно
решение - строить дополнительные выходы, как это недавно сделали на
"Белорусской - кольцевой".
Ну вот пассажир наконец уже внизу и снова под опекой службы
движения.
Станции глубокого заложения, как и тоннели, представляют
собой в разрезе огромный круг в центре и два поменьше справа и слева -
залы для посадки на поезда. Средний круг разделен по высоте на две
части.
Верхняя, занимающая примерно две трети - это, собственно
говоря, тот самый средний зал, который и принимает пассажиров
спустившихся сверху.
Но есть еще треть, своего рода подвальное помещение, если так
можно сказать о подземном сооружении. Здесь, вдоль коридора, по длине
равного протяженности среднего зала, того, что сверху, располагаются
многочисленные помещения, относящиеся к различным службам, действующим в
границах станции.
Но туда мы заглянем не сейчас, а ночью.
А пока, вместе с потоком пассажиров, выйдем на одну из
платформ.
Московский метрополитен состоит из кольцевой и десятка
радиальных линий, большей частью протянувшихся из одного конца столицы в
другой, и пересекающихся в центральной части города, образуя здесь
целые созвездия станций, соединеных между собой переходами.
На пересечении радиальных и кольцевой линий тоже расположены
пересадочные узлы, об одном из которых, "Белорусском", мы и
рассказываем.
Каждая линия имеет по два депо, находящихся в разных ее
концах, а на Кольцевой одно под названием "Красная Пресня". Линии
состоят из двух тоннелей, где поезда движутся в противоположных
направлениях и соответственно этому имеют номер - путь первый и второй.
На Кольцевой линии, на станции "Белорусская", часть поездов, в
зависимости от графика, а в нестандартной ситуации, по указанию
диспетчера, отправляют в депо с первого пути, а на "Краснопресненской" -
со второго.
В общем, для начала мне достался хороший "подарок" - станция,
расположенная в центре города, окруженная многочисленными учреждениями,
находящаяся у одного из крупных железнодорожных вокзалов, да еще
принимающая и отправляющая поезда в депо.
Самая большая интенсивность движения с семи часов утра до
половины девятого. Это "час пик", по завершению которого, когда поток
пассажиров ослабевает, часть поездов убирают с линии, увеличивая тем
самым интервалы между ними.
На станции находится пункт управления стрелками и сигналами
светофоров - блок - пост. Здесь, в небольшом, скрытом от любопытных
глаз, помещении, производится вся техническая работа, в основном
связанная с передачей поездов с линии в депо.
Сегодня, в век компьютеров, схема управления движением
совершенно иная.
А тогда, в восьмидесятые годы прошлого века, все было иначе.
Работа блок -поста метрополитена построена точно по такой же
схеме, как на железной дороге. Правда там даже небольшая станция имеет
по двадцать и более стрелок.
У нас на "Белорусской" их было всего три, но по интенсивности
работы невозможно даже сравнивать.
А наш условный пассажир уже платформе. Заходя в прибывший
поезд, он оказывается в зоне действия другого подразделения
метрополитена - службы подвижного состава, а, выходя из вагона на
перрон, снова попадает в объятия движенцев, которые и сопровождают его
до выхода в город.
Вот примерно то, что видит пассажир во время своего
путешествия под землей. © Copyright: Виленский Юрий, 2008 Свидетельство о публикации №208061300486
Любите ли вы метро - часть вторая - 1
|
Категория: Метрополитен | Добавил: defaultNick |
Просмотров: 1851 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 2.0/1 |
|