"Пло́щадь Револю́ции - архитектурный комплекс, главная и
наиболее известная площадь Челябинска, расположенная в центре города и
ограниченная улицами Воровского и Елькина с запада, Цвиллинга с востока,
Тимирязева с юга и проспектом Ленина с севера. Хотя считается, что на
юге от площади Революции, за улицей Тимирязева, располагается
Театральная площадь, все здания на второй (в том числе и сам театр
Драмы, в честь которого эта площадь и называется Театральной) адресно
принадлежат к первой".
Википедия
Площадь Революции - главный перекресток города. Здесь
пересекаются основные магистрали Челябинска, пронизывающие огромный
мегаполис подобно артериям в кровеносной системе человека.
Площадь была запроектирована как политико-административный и
общественный центр города. Ее открытое пространство, предназначенное для
парадов, демонстраций, общегородских праздников, обрамлялось
монументальными сооружениями, в основном административного и
общественного характера.
Южная, наиболее высокая, сторона площади оформлялась
крупномасштабным зданием Дома Советов. Это сооружение должно было
располагаться строго по центральной оси, тем самым визуально фиксируя
ее.
На фотографии - проект центральной площади Челябинска - 1947 год
На этой фотографии - северная сторона площади Революции
сегодня. Та же симметрия, та же центральная ось, но проходящая не через
Дом Советов.
Проект 1947 года занял свое место в архиве института "Ленгипрогор" рядом с планом реконструкции улицы Свободы.
Площадь Революции в современном виде сформировалась довольно
стихийно, в зависимости от требований времени, причем каждая ее часть
застраивалась отдельно, без всякой связи с другими участками.
Теоретически, в таком случае должно было получиться нечто, характеризуемое словом "балаган".
Но вышло совсем по - другому.
Сегодня площадь Революции - одна из самых больших в Европе.
Трудно подобрать ей аналог. Может быть площадь Дзержинского в Харькове.
Такие же масштабы и такой же "архитектурный балаган".
Но стоит ли сравнивать?
Площадь Революции в Челябинске уникальна по - своему. Несмотря
на отсутствие единого плана, город получил отличный центр, одновременно
"имперский", соответствующий мегаполису такого масштаба, и, в то же
время, камерный, уютный, несмотря на гигантские размеры.
Застройка южной части завершила формирование площади Революции.
Беломраморное здание Академического театра драмы имени Н.Ю.Орлова -
архитектурная доминанта этого места.
Это сооружение настолько необычно, что требует отдельного рассказа.
Тайны "беломраморного барабана"
Так выглядит новое здание Академического театра драмы имени
Н.Ю.Орлова - барабан, на всю высоту облицованный белым коелгинским
мрамором.
"Новое" тоже относительно. Этому оригинальному сооружению уже
под тридцать. Вполне зрелый возраст, такой, что здание становится
опасным для окружающих - отпадают плиты облицовки.
Драматический театр официально был открыт в 1921 году в здании
Народного дома. Его становление связано с именем писательницы Лидии
Сейфуллиной, которая начинала служить здесь актрисой.
В годы Великой Отечественной войны театр работал в Шадринске, а
на сцене челябинского Народного дома выступала труппа эвакуированного
из Москвы Малого театра.
1973 год принес изменения в творческую жизнь театра. Начиная с
августа этого года, в течение 30 последующих лет его возглавлял один из
известнейших режиссеров, народный артист России Наум Юрьевич Орлов.
Его первый спектакль в Челябинске "Иосиф Швейк против Франца
Иосифа" В. Константинова и Б. Рацера по мотивам Я. Гашека, поставленный с
художником Т. Сельвинской, был адресован самой широкой зрительской
аудитории и имел большой успех.
Интересный факт. Автор книги про Швейка Ярослав Гашек, в
двадцатых годах прошлого века работал на этой же площади, совсем рядом.
В начале 1980-х годов театр переехал в построенное специально для него здание.
Строительство началось ещё в 1973 году и продолжалось почти
десять лет. Овальное в плане, выстроенное из железобетона и стекла,
облицованное мраморными плитами, здание размещается в южной, возвышенной
части площади Революции и является высотной доминантой центра
Челябинска.
В декоративном оформлении фасадов широко использовано
каслинское чугунное литье. Многофигурные барельефные композиции на темы
русской и зарубежной драматургии обрамлены кружевом орнамента; на
флангах порталов на невысоких постаментах - скульптуры А. Пушкина, В.
Маяковского, М. Горького, А. Островского, У. Шекспира, А. Чехова.
>
На боковых внутренних сторонах порталов в овалах размещены
барельефы - портреты режиссеров и актеров отечественных театров: М.
Щепкина, М. Ермоловой, П. Мочалова, Ф. Волкова, Вс. Мейерхольда, В.
Комиссаржевской, В. Немировича-Данченко, К. Станиславского, Е.
Вахтангова, Н. Хмелева, А. Коонен, Б. Щукина.
Ниже воспроизведены сцены из различных пьес и их названия на свитках.
В здании размещаются два театральных зала: Большой,
рассчитанный на 1000 мест, и Малый - на 200 мест. Авторский коллектив
архитекторов и проектировщиков удостоен за эту работу Государственной
премии РСФСР 1991 года.
Театр имеет восемь уровней. В северном полукружье здания
находится зрительская часть, занимающая около половины всего объема. На
первом этаже - полукруглый вестибюль, на флангах которого симметрично
расположены лестницы, ведущие вниз - в буфет, и вверх - в фойе. Фойе -
трехсветное с двумя балконами-ярусами, полукружьем охватывающими
зрительные залы.
Зрительские места расположены ступенчатым дугообразным
амфитеатром. В верхнем ярусе большого зала над задними рядами амфитеатра
- дугообразный балкон. Интерьеры зрительской части богато декорированы с
использованием каслинского литья, белого коелгинского мрамора, редких
пород камня (амазонит, красная яшма, розовый орлец и другие виды),
фаянса, дорогих пород дерева, бронзы. Барьеры балкона и входные двери в
залы оформлены резьбой по дереву.
Теперь о том, о чем предпочитают не говорить.
Семидесятые годы прошлого века. Разгар брежневского "застоя". "Золотой период" для многочисленной советской номенклатуры.
Первый секретарь областного комитета
Коммунистической партии - главный человек в области. Для него же самого -
это лишь очередная ступенька на пути к более высокой должности, обычно в
столице.
В те годы для "первого лица"
существовала традиция - оставлять после себя весьма своеобразную память в
тех местах, где он правил.
Это мог быть и новый институт, и жилой район, и крупное
общественное сооружение.
Так и поступил очередной секретарь обкома, подарив
Челябинску новое здание Драматического театра, которое действительно
стало памятником тому человеку, который сумел "выбить деньги" на его
строительство.
Этот объект оценивался в фантастическую для своего времени сумму. При
этом у театра не было никакой необходимости в новом здании. Но традицию
никто не отменял.
Таким образом и возникло на южной стороне площади, строго по ее
центральной оси, словно завершая композицию, огромное беломраморное
строение.
Согласно официальной версии, здание имеет восемь уровней. На
самом деле их девять - шесть наземных и три подземных, причем последние
не предназначались для парковки автомобилей. В те далекие семидесятые
годы подобная опция даже не рассматривалась.
Мне часто приходилось бывать на этой стройплощадке. Здание
строилось долго, с большими перерывами. Все - таки не так просто найти
источники финансирования, даже если "спонсор" - первое лицо одной из
крупнейших областей страны.
"Осваивая" здание еще до начала отделочных работ, я обнаружил
два подземных этажа с множеством помешений непонятного назначения.
Впрочем, секретов тут не было. Два нижних уровня - это Малый зал и
пространство под сценой Большого зала с оборудованием для поворотного
круга. Целый завод!
Однажды, во время такой прогулки, обнаружился еще один подземный этаж - третий.
К сожалению изучить его сразу не удалось и на следующий день,
полностью экипированный, я направился прямо к тому проему, через который
вчера проник на этот загадочный подземный этаж.
Входа не было! Ошибка исключалась. Это подтверждала свежая кирпичная кладка. Когда только успели!
Впоследствии мне так и не удалось попасть на этот уровень, который словно испарился.
Знакомые проектировщики после моего вопроса сразу становились
очень серьезными и, все как один, утверждали, что этот проект
предусматривает только два подземных этажа.
Здание театра находится в северной части Городского парка имени
Пушкина. Той самой березовой рощи, когда - то, в начале двадцатого
века, разделявшей собствено город и привокзальный поселок.
Где тот лес сегодня? На фотографии, сделанной с воздуха, хорошо
видно, как плотно застроен парк. Это уже, скорее, городок развлечений с
небольшими вкраплениями того, что когда - то называлось лесом.
Да тут еще и театр отхватил хороший кусок.
Кстати о театре. Если подойти к зданию с восточной стороны, то можно, в беломраморной стене, увидеть неприметную дверь.
За ней находится небольшой холл и вход в лифт. В кабине на
стене всего две кнопки. Наверху расположено несколько отлично
оборудованных помещений - столовая, гостинная, душевая и комната для
гостей Хозяина. Того самого, который и подарил городу это великолепное
сооружение.
Не знаю, как используется этот, почти полностью автономный от
театра, комплекс сегодня, но в Советское время здесь "отдыхали" "Слуги
народа". До спектакля, во время его и по окончании, лишь изредка выходя
из гостиинной в "Царскую ложу", нависающую над Большим залом.
Обслуживание комплекса производилось не работниками театра, а людьми из совсем другой организации.
Думаю эта традиция продолжается и сегодня.
Три части Главного перекрестка Челябинска
Площадь Революции настолько велика, то предлагаю, в продолжении
нашей экскурсии, разделить ее, как и сложилось исторически, на три
части.
Первая, самая верхняя, имеет дополнительное "народное" название - Театральная. Понятно почему?
Но кроме "беломраморного барабана" - Академического театра
драмы имени Н.Ю.Орлова - здесь расположено еще несколько интересных
сооружений.
На фотографии - здание концерна "Уралнефтегазстрой"
Название говорит само за себя. Сегодня построили бы зеркальный небоскреб.
Тогда, в семидесятые, все было намного скромнее.
Еще один "монополист" - "Челябэнерго"
Здание, которое он занимает - классический пример стиля
"Сталинский ампир" в период его наивысшего расцвета. Это один из лучших
проектов замечательного архитектора Ф.Л.Серебровского, представителя
того самого "архитектурного десанта". "Московская школа".
Перед вами панорама северной части площади Революции,
расположенной ниже Театральной. Такой вид открывается с площадки перед
входом в театр Драмы.
С правой стороны находится квартал ведомственных зданий
железной дороги. Тот самый, где когда - то жили странные люди,
отказавшиеся "приватизировать" подземные гаражи бывшего Министерства
танковой промышленности во дворе собственного дома на главной площади
города.
Первым сооружением этого квартала было, уже известное нам, здание Управления Южно - Уральской железной дороги.
Завершением строительства комплекса стало возведение, выходящего на северную часть площади Революции, огромного жилого дома.
Выполненный в стиле классического "Сталинского ампира", проект
плавно перешел на утверждение в самое начало эпохи "Хрущевской
экономии".
Смена политического курса застала врасплох большую часть
проектировщиков. Но особенно "пострадала" архитектурная цензура. Была и
такая. Никто из ее работников толком не знал, что разрешено, а что
запрещено. И, как обычно, в подобных случаях, "резали" все подряд.
На фотографии - таким стало здание после цензурной проверки.
Перед вами классическая фотография северной, наиболее активной, части площади Революции.
Здесь гармонично разместились те самые "громады", при виде
которых впадали в панику жители маленького провинциального зауральского
городка, где самым высоким зданием в течении нескольких веков был
Христорождественский кафедральный собор. Тот, который стоял на месте
основания города.
Эти "громады" возвышались то тут, то там среди массы мрачных,
большей частью одноэтажных, деревянных домиков - основного жилого фонда
Челябинска.
Простому горожанину было трудно связать воедино эти, находящиеся на разных полюсах, сооружения.
Только после завершения формирования облика Главной площади
города все встало на свои места. "Балаган" закончился. Несмотря на
стихийное формирование, продолжавшееся не один десяток лет, получился
удивительно гармоничный архитектурный ансамбль.
Даже под таким углом зрения.
Сегодня формирование
комплекса этой, одной из крупнейших площадей Европы, можно считать
завершенным. Здесь, словно на "карнавале архитектуры", представлены
практически все стили и направления, применявшиеся в строительстве в
течении двадцатого века.
Западная
сторона площади совершенно непохожа на восточную, северная на южную, а
каждый уголок сам по себе отличается от своего соседа, словно работает в
автономном режиме.
Но, несмотря на этот
архитектурный "балаган", ансамбль центральной площади Челябинска
смотрится как единое целое. Во многом благодаря, установленному здесь,
обязательному в советское время, памятнику Ленину.
Точно подобранные скульптором Л. Головницким и архитектором Е.
Александровым, пропорции комплекса, а в него входит не только сама
скульптура и постамент, но и гостевые трибуны, объединили все сооружения
площади. А могло быть и иначе.
В
Москве, например, после сноса памятника Дзержинскому, ансамбль одной из
красивейших площадей столицы распался, несмотря на то, что все
окружающие здания остались на своих местах.
"Главный дом" города
Так называемый "Главный дом города" - челябинский вариант известного здания на берегу Москва - реки - "Дома на набережной".
Интересный факт - "Главный дом города" - основное здание центральной площади - был спроектирован и построен совсем не для нее.
Несколько мощных, импозантных сооружений - гостиница "Южный
Урал", обком КПСС, Госбанк СССР и этот огромный жилой дом положили
начало главной улице города - проспекту Ленина, точнее его центральной
части.
Глвная площадь тогда находилась не здесь, а немного западнее, в
месте, которое называется "Алое поле". Там, где высится, построенный в
1936 году, комплекс зданий, известных в Челябинске как "Городок НКВД".
Лишь второй Генеральный план 1947 года документально
зафиксировал новое место для центра города. Так этот огромный дом
становится основой для дальнейшего развития площади Революции, почти
полностью оформляя южную ее часть.
На фотографии - строительство "Главного дома" - 1939 год
С этого дома начинается новый, современный Челябинск. В первые
годы казавшийся гигантом, он за-дал городу новую меру, "поднял" его не
на одну, а, пожалуй, сразу на две-три ступени выше.
Дом получился на редкость удачным. И через полвека с лишним он
не потерялся в огромном городе, он по-прежнему "держит" площадь и центр,
как замковый камень в арочной кладке.
Рассказывает архитектор Е.В. Александров.
"Дом монументальный. Стиль - переход от конструктивизма к
неоклассике. Он симметричен. Протяжен. Хорошо выделен главный портал.
Доминантой является семиэтажная часть с парапетом, а ризолиты уже
учитывают переход к пониженной этажности по улицам Кирова и Цвиллинга.
По проекту на углах были башни, которые замыкали бы улицы Воровского и Цвиллинга, но баш-ни не построили.
Богато украшены три нижних этажа. Авторы хотели облицевать их
гранитом, но, видимо, гранита не достали и сделали каменную штукатурку.
Кое-что надо объяснить. Прежде всего термины. Ризолиты - это
выступающие части фасада. Весь дом плоский, а по бокам - выступы,
ризолиты. Еще архитектор сказал 'парапет'. Другим словом, ат-тик. Это
верхний этаж, нежилой, декоративный. В данном случае - стена. Глухая
стена выглядела бы 'тяжело'. Чтобы аттик 'облегчить', архитектор
вертикально его расчленил. Свою роль играют даже и квадратные проемы на
аттике.
Первые три этажа выделены. Прежде всего цветом, более темным,
строгим, штукатуркой. Парами полуколонн и витринами. Частотой окон
третьего этажа, которые к тому же обрамлены пояса-ми карнизов. Ну, и,
конечно, порталом и аркой.
Первые три этажа хотят как бы отделиться от верхних, светлых,
плоских, ничем не украшенных, кроме балконов на последнем этаже. Что это
значит?
Дом стоит на главной площади города. Не административное
зда-ние, а жилой дом. Снизу он при-надлежит всем. Украшения нижних
этажей подчеркивают его общественную функцию. Но в то же вре-мя дом не
скрывает и того, что в нем живут люди, о чем напоминают балконы.
Странно то, что хорошо смотрится верхняя часть, такая простая.
Объяснить это можно, навер-ное, только размером, формой и ритмом оконных
проемов. Они образуют сеть, решетку, плетенье. Само пространство стены
приобретает какое-то декоративное качество.
Заметим, что окна в доме почти квадратные. И это неспроста.
Вообще вряд ли архитектор может чертить любые окна. У всякого времени
свои окна. Первые окна, видимо, были узкими и длинными. Потом они
становились все шире, превращались в квадраты, продол-жали вытягиваться
горизонтально, сливались в стеклянные полосы и ленты. Ширину окна
диктовали балки-перемычки. Когда конструк-тивисты получили прочные
желе-зобетонные конструкции, они захотели и смогли растянуть окна вширь.
Если быть очень придирчивым, то в доме, который мы изучаем,
можно отыскать изъян. Специалисты его нашли. Может быть, всего лишь
один. Специалисты имеют претензии к ризолитам. К этим балкончикам с
колонками - столбиками, с какими-то еще детальками. Формы фасада крупны и
просты, а на ризолитах архитекторы замельтешили, ударились в
ско-роговорку, вышли из стиля.
Впрочем, каждый вправе составить свое суждение о доме в центре Челябинска, который уже, бесспорно, вошел в его историю".
Метаморфозы "Народного дома"
В западной части площади Революции расположено здание, которое
должно было исчезнуть под напором "Сталинского ампира". Здесь
предполагалось возвести дом, симметричный тому, который замыкает
квартал, принадлежащий железной дороге.
Попытки снести "Народный дом" были и раньше. "Покушались" на
него еще "конструктивисты", планируя здание, тоже симетричное соседнему -
"Дому контор". Тому, где сегодня находится Арбитражный суд.
Железнодорожного жилого "монстра" обрезали, запретив "никому не нужные излишества" и сократив в два раза количество этажей.
"Дом контор" в наше время реконструировали до неузнаваемости.
Досталось и самому "Народному дому", которому наконец вернули первоначальный облик.
К его столетнему юбилею.
В 1903 году на Южной площади Челябинска организацией "Общество
народной трезвости" было построено одно из первых общественных зданий -
"Народный дом". По сути дела - городской дворец культуры.
Место было отведено самое хорошее, городская управа
предоставила его бесплатно, также бесплатно архитектором Р.И. Карвовским
был разработан проект здания.
В фондах Государственного архива Челябинской области хранится
документ, из которого явствует, что для постройки здания Оренбургский
губернский комитет ассигновал 10 000 рублей, а челябинский купец Чикин -
24 000 рублей.
В ноябре 1903г. с открытием "Народного дома" в дореволюционном
Челябинске появился прекрасный культурный центр с самым крупным в городе
театрально-концертным залом, библиотекой-читальней и чайной.
Здесь ставились любительские спектакли, устраивались
литературно-музыкальные вечера, читались лекции. В различные годы здесь
находились первый в городе музей наглядных пособий, юношеская
библиотека, первый детский сад и даже военный госпиталь во время
русско-японской войны.
С 1919г. по 1921г. на сцене "Народного дома" выступала
полупрофессиональная сезонная труппа Челябинского губернского отдела
народного образования, в работе которой принимала участие писательница
Лидия Сейфуллина и писатель Валериан Правдухин.
С 28 ноября 1921г. по 1982г. в помещении бывшего "Народного дома" работал Челябинский драматический театр.
В 1982 году здание было передано театру юного зрителя, а в
конце 1980-х годов здесь произведен капитальный ремонт, возвративший
главному фасаду его первоначальный облик.
На фотографии - люстры в здании театра
27 марта 1991 года в Международный день театра спектаклем
Тенгиза Махарадзе и Татьяны Сельвинской "Кровавая свадьба" по пьесе Ф.
Г. Лорки открыл свой 24-й сезон Театр юных зрителей.
В 2003 году ТЮЗ отметил Век "Народного дома".
Кировка - необычный променад
"Главный перекресток города" можно назвать "коробкой с сюрпризами".
Сама площадь Революции - огромное трехуровневое пространство,
окруженное надменными, "имперскими" зданиями выполняет роль не только
центра большого города.
Как мне кажется, ее функции намного шире.
Вся эта "Ампирная" база была задумана как витрина, прикрывающая
мощь настоящую, промышленную, и, в то же время открыто намекая
"стратегическим противникам", то есть почти всему миру, что "железный
кулак России" был, есть и будет, несмотря на все политические
"балаганы".
Даже, если это просто фантазии, то все равно "Сталинский Ампир"
для миллионов людей остается зловещим символом тоталитарного режима,
памятью о ГУЛАГе.
Давайте откроем "коробку с сюрпризами", то есть, пройдя вдоль
фасада "Главного доиа", завернем направо. То, что мы увидим, заставит
забыть обо всех, никому не нужных, "железных кулаках".
Кировка - необычный променад, единственный в своем роде.
Несмотря на промышленный подъем конца девятнадцатого века и.
связанный с ним. "чисто американский рост", в целом Челябинск продолжал
оставаться обыкновенным провинциальным городом российской "глубинки". И
центральная улица у него была соответствующая.
Несколько новых зданий - торговый дом Валеева. Государственный банк.
торговый дом Яушева - конечно выделялись своей претензией на
"столичность". Но на облик главной улицы не повлияли.
Начавшаяся в 1927 году,
индустриализация. тоже не изменила статус, теперь уже не Уфимской. а
Кировской.
Новый "имперский"
центр еще находился в стадии проектирования и частично, строительства.
Проекты были такими гигантскими. что об их завершении в ближайшее время
не могло быть и речи. А жизнь продолжалась.
В 1934 году Челябинск становится центром одной из крупнейших областей
Советского Союза. Положение обязывает.
На главной улице
областного центра появляются несколько новых общественных зданий, в том
числе комплекс Главпочтамта. Обустраивается квартал, примыкающий к
площади Революции. На месте снесенного Христорождественского
Кафедрального собора начинается возведение монументального здания Театра
оперы и балета, проекта, просто немыслимого в старом Челябинске.
Строится еще несколько жилых зданий.
Но при этом главная улица продолжает
сохранять свой уездной, патриархальный вид, тем более, что почти все
здания, постройки периода "до", были взяты под охрану государства.
Получалась странная картина. Находясь посреди архитектурного карнавала,
где ведущую роль играл "Сталинский ампир", человек внезапно оказывался в
другом измерении. Если последний квартал улицы Кирова хоть как - то
поддерживал масштабы челябинского центра, то дальше начинался совсем
другой город - исторический центр существовал как - бы сам по себе.
Так
продолжалось до последнего времени.
Архитекторы предлагали множество вариантов реконструкции, но ни один из
них не подошел.
В конце концов, городские власти приняли весьма неординарное
решение.
Для того, чтобы превратить улицу маленького провинциального города в
равноправного партнера, полноправную часть центра гигантского
мегаполиса, решено было... обратить все в шутку.
На участке улицы Кирова от площади Революции до реки Миасс
создается что - то вроде московского Арбата.
Подобного рода променады стали
массово возникать по всей стране вслед за открытием в Москве в 1988 году
реконструированного Арбата - одной из первых пешеходных улиц Советского
Союза. Называли их чаще всего так же, как в Москве.
В Челябинске был объявлен конкурс, который еще раз подтвердил
правильность политики городских властей в отношении сохранении названия
улиц. Результаты голосования показали, что шутка горожанами принята, но
имя улицы - дело серьезное.
Кировка - так теперь называется пешеходная зона в центре Челябинска.
Она абсолютно не похоже на московский Арбат.
"Лицо"
Кировки - прежде всего это скульптурные композиции, непосредственно
связанные со зданиями, перед которыми установлены. Именно они создают
тот дружелюбно - шутливый тон, который лежит в основе концепции
реконструированной улицы.
Кировка начинается со здания Законодательного собрания
Челябинской области. Примерно сто лет назад это было самое "денежное"
сооружение Челябинска. Здесь размещалось городское отделение
Государственного Банка Российской империи.
Дом построили специально для банкиров, учитывая специфику их
работы. В 1938 году пришлось надстроить два этажа, но уже для обкома
КПСС, приемником которого стало Законодательное собрание.
Далее
- кинотеатр "Знамя". Этот дом был возведен для оптовой торговли и
складских помещений. А архитектурный стиль именуется неоклассицизмом с
элементами модерна. А вот и дом (магазин) купца Валеева.
Сегодня здание известно, как "Молодежная мода". В начале
двадцатого века это было одно из крупнейших торговых заведений
дореволюционного Челябинска.
Магазин был оборудован по последнему слову техники. В его
подвальном этаже располагалась электростанция, обеспечивая автономным
освещением.
Магазин торговал золотыми и серебряными украшениями,
оренбургскими пуховыми платками, обувью, граммофонами, канцелярскими
товарами и т. д. После революции 1917 года он закрылся.
В разные годы в здании магазина размещались Центропечать,
Гостипография, текстильный синдикат, Клуб коммунальников, городской
универмаг.
Памятником конструктивизма на Кировке является корпус
Главпочтамта, построенный в 1936 году с применением новейших достижений
в технике и технологии строительства того времени.
Чуть дальше художественная лавка, памятная доска на которой
сообщает, что здесь до революции был дом купца Закира Зилятдиновича
Ахунова, в котором размещался магазин колониальных и восточных товаров.
Место под строительство двухэтажного здания он выкупил у
купчихи Зелениной. Сам Ахунов осуществлял оптовую и розничную торговлю
мануфактурным товаром в Челябинске.
Яркой точкой Кировки выделяется здание Концертного зала имени
Прокофьева, которое возможно территориально к прогулочной зоне и не
относится, но пройти мимо просто невозможно.
В начале 20-го века на углу улиц Сибирской (ныне Труда) и
Уфимской (ныне Кирова) находились два двухэтажных дома с магазинами
предпринимателей Галеева и Ахметова. В двадцатых годах здание магазина
Ахметова пострадало от пожара и несколько лет пустовало. Затем провели
полную реконструкцию, от прежнего строения остались только фундамент и
стены.
Были заложены оконные проемы, изменился образ здания.
В годы Великой отечественной войны осуществили вторую
реконструкцию. Стоит отметить, что от последней реконструкции здание
только выиграло, оно значительно преобразилось и визуально продолжает
главную прогулочную улицу Челябинска.
На фотографиях - Концертный зал имени Прокоофьева - главный фасад и зрительный зал
Пешеходная Кировка - небольшая по длине.
Ее три квартала можно быстро пройти пешком. Если глядеть только прямо, а
не по сторонам. А посмотреть есть на что.
Фотографии Кировки
Около реконструированного моста через реку Миасс расположена
большая площадь.
Когда - то здесь возвышался кафедральный Христорождественский
собор и именно на этом месте полковник Тевкелев заложил небольшую
крепость, с которой и начался город.
Весь тот период челябинской истории. который мы называем "до",
Соборная или Христорождественская площадь выполняла функции центральной.
Что в небольшом степном торговом городке это, прежде всего, место
проведения ярмарок. Так они и жили много лет - собор и базар.
Сегодня, глядя на современную площадь
Ярославского, с большим трудом представляешь на этом месте ярмарку.
С началом периода
"после", исторический центр старого города постепенно превращается в
культурный.
Северная сторона площади -
концертный зал имени Прокофьева и картинная галерея, разместившаяся в
помещении бывшего пассажа братьев Яушевых.
Прекрасное торговое здание в стиле "модерн" с большими залами, высокими
потолками, идеально подошло для музея. Галерея небольшая, но сама
коллекция очень приличная. На ее основе, музей проводит большую
просветительскую деятельность - лекции, концерты, передвижные выставки,
корпоративные мероприятия.
Само определение «Модерн» уходит своими корнями в XIX-XX веке, когда в Европе появился принципиально новый вид искусства, соединяющий в себе различные решения многих течений этого момента. Одной среди ключевых особенностей стиля модерн считаются мягкие изгибы и очертания, уклонение по возможности от прямых углов и предпочтений наиболее натуральным рисункам, что присущи природным объектам. Данное направление как правило пробует гармонично совмещать художественные и утилитарные начала во всем, с чем приходится работать. Большинство элементов дизайна, выполненных в этом стиле, имеют гибкую и утонченную форму.