Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Мир путешествий
Челябинск - обратный билет - часть вторая
| 13.01.2012, 04:09 |
-
-
-
-
-
- 2
-
- Вокзал - Центр
-
- Северная ось
-
- Улица Свободы
-
-
- В нынешнем виде состоит из четырёх улиц, носивших до 1920 года названия Ахматовская (заречная часть), Ключевская (от набережной реки Миасс до нынешнего проспекта Ленина), Кузнечная и Клубная (от нынешнего проспекта Ленина до железнодорожного вокзала).
- Южная часть улицы Свободы с 1920 года носила название "улица Ленина" и, только после того, как бывшая улица Спартака стала назваться Проспектом Ленина, улица Ленина стала частью улицы Свободы".
- "Википедия"
-
-
- Тем местам, где проходила железная дорога, вторая по значению в России после трассы Москва - Санкт - Петербург, повезло. Они как - бы получали "второе дыхание".
- Станция - это не только вокзал, но и целый комплекс предприятий, включающий железнодорожное депо и всякого рода подсобные производства.
- Вместе с железной дорогой вглубь России стали продвигаться и зарубежные инвесторы. Так, в Челябинске рядом со станцией был возведен завод бельгийской фирмы "Столль", выпускавший оборудование для сельского хозяйства.
- Таким образом, железнодорожный поселок превратился в небольшой промышленный центр.
- Образовалось как - бы два города - старый, большей частью ориентированный на переработку сельскохозяйственной продукции и торговлю, и новый, возникший благодаря развитию Транссибирской магистрали. А между ними - пустота, степь и березовый лес.
- Но промышленный подъем не мог не затронуть и исторической части Челябинска.
- Современники с изумлением наблюдали за происходящими изменениями. Для горожан, привыкших к размеренному, патриархальному образу жизни, наступили иные времена.
- Сносились небольшие деревянные домики, составлявшие основной жилой фонд, а на их месте возникали, невиданные здесь прежде здания - банки, торговые фирмы, большие универсальные магазины с зеркальными витринами. Конечно, по сравнению со столицей, в уменьшенном, провинциальном варианте.
- Но как писал один из путеводителей того времени - основная особенность Челябинска начала двадцатого века - это "чисто американский рост его".
- Необходимо было объединить две части одного города в единое целое.
- Старый исторический центр, расположенный в месте основания Челябинской крепости, там, где сейчас раскинулся цветочный партер перед Театром оперы и балета, уже перестал удовлетворять требованиям нового времени. Поэтому на другом конце Уфимской улицы возникает группа общественных зданий, пока наметок будущего городского центра, общего, как для пролетарской, привокзальной части, так и для, преимущественно купеческой, основной, исторической.
- До открытия в 1965 году нового здания привокзальная площадь, как и в других городах, представляла собой большой базар с, отходящими в разные стороны, улочками. заполненными магазинами и. подозрительного вида, закусочными.
- Отсюда на север. в сторону центра города уходят две основные магистрали - Цвиллинга и Свободы.
- С противоположной, южной стороны, лабиринт привокзальных улочек незаметно переходил в мрачный рабочий поселок, образовавшийся при заводе бельгийской фирмы "Столль".
- Состоящий из старых деревянных домиков, без каких - либо признаков благоустройства, этот поселок протянулся почти до старых, закопченных цехов завода.
- Когда началось строительство нового вокзального комплекса, решено было его возвести, не затрагивая существующих станционных сооружений. То есть сдвинуть на юг, в сторону заводского поселка.
- Современному челябинцу это ни о чем не говорит - понятия о расстояниях изменились вместе с ростом города. Тогда же, в начале шестидесятых годов, поднялась волна протестов. Жители требовали прекратить строительство из - за удаленности нового вокзала от собственно города.
- Но сооружение комплекса продолжалось ускоренными темпами и,в ноябре 1965 года, состоялось торжественное открытие нового здания вокзала станции Челябинск, который сразу же стал новой городской достопримечательностью.
-
- Все было бы великолепно, но не хватало одной важной детали. Бриллианту требовалась оправа.
- Великолепное сооружение не имело привокзальной площади, не то, что соответствующей масштабам города и нового вокзала, а вообще никакой. Одно море старых одноэтажных домиков.
- Произошла очередная бюрократическая нестыковка.
- Подготовленный проект привокзальной площади пришлось быстро приводить в соответствие со сложившимися обстоятельствами. В результате были построены несколько серых панельных пятиэтажных домов, которые образовали временную, как тогда говорили. площадь. Она же стала постоянной.
- Со временем здесь появилась гостиница, построенная по типовому проекту, монумент "Сказ об Урале", интересное произведение скульптора В.Зайкова, бетонная копия которого была установлена прямо напротив главного входа в новое здание вокзала.
- Сегодня, когда снова изменилось понятие о внутригородских расстояниях, пассажирский комплекс станции Челябинск - Главный стал одним из важных транспортных узлов центра города.
- Привокзальная площадь значительно расширилась к югу и теперь ее границей служит завод имени Колющенко, бывший "Столль", возле которого построена большая многоуровневая транспортная развязка - мечта нескольких поколений челябинцев.
- Благодаря ей сегодня можно довольно быстро добраться от вокзала почти до всех основных районов южной части Челябинска.
- Но мы выберем "классический" вариант экскурсии и направимся в сторону центра города.
- Улица Свободы, согласно Генеральному плану 1947 года, должна была служить парадным въездом в город со стороны вокзала Чеябинск - Главный. Архитекторы ленинградского института "Гипрогор" разработали специальный проект, который превращал обычную улицу провинциального города в "Сталинско - ампирную сказку".
- Предусматривалось строительство зданий в едином стиле, не выше пяти этажей. Детально прорабатывался каждый дом, благоустроство и уличное осващение.
- Однако, все то, что сделали далекие ленинградские проектировщики, можно было сразу сдавать в архив.
- Дело в том, что улица Ленина - так тогда называлась ее южная часть, ко времени выхода проекта была застроена почти полностью. Пусть не в едином стиле, но довольно капитально. Снести эти дома было нереально. Особенно в те суровые послевоенные годы.
- С момента открытия в 1892 году регулярного железнодорожного сообщения, главным шоссе, связывающим центр города с вокзалом служила нынешняя улица Цвиллинга, плотно, особенно в привокзальной части, застроенная старыми одноэтажными деревынными домиками.
- Начиная с середины двадцатых годов прошлого века все новое строительство вблизи улицы Цвиллинга велось на относительно свободных территориях, окружающих "привокзальную деревню". Тех, которые впоследствии превратились в нынешние улицы Свободы и Российская.
-
-
- На фотографии - перекресток улиц Свободы и Российская
-
-
- Далее - пример перехода от "конструктивизма" к "Сталинскому аампиру". Сороковые - пятидесятые годы прошлого века.
-
-
-
-
-
- Здания в стиле "конструктивизм", построенные в конце двадцатых, начале тридцатых годов прошлого века - один из символов улицы Свободы.
- Строгость, аскетизм и запущенность.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- Дом для высшего руководства Южно - Уральской железной дороги. Здесь, на втором этаже, находится служебная квартира начальника дороги.
-
-
-
- Чем ближе к центру, тем дома становятся все более "Имперскими" - роскошный "Сталинский ампир" побеждает аскетичный "конструктивизм".
-
-
-
- На фотографии - здесь встречаются улица Свободы и проспект Ленина.
- Идеальный пример "Сталинского ампира" пятидесятых годов прошлого века.
-
-
-
- Так выглядело это место в тридцатые годы двадцатого века.
-
- Улица Цвиллинга
-
- "Как и все центральные улицы города, улица Цвиллинга имеет давнюю историю.
- Самая старая часть улицы первоначально носила название Оренбургской, по наименованию южных ворот челябинской крепости.
- В XVIII-XIX веках она являлась главной улицей города. Затем получила наименование Христорождественской от главного храма города - Христорождественского собора, построенного в 1748-1766 годах (находился в северо-восточной части площади Ярославского, разрушен в 1932 году).
- С конца XIX века до 1920 года улица называлась Большой. В дореволюционном Челябинске это была одна из немногих улиц, мощёных булыжником и её южная часть, ведущая к вокзалу носила название Шоссейной, своё высокое транспортное значение она сохранила и поныне.
- 1 мая 1920 года исполком городского Совета переименовал ряд центральных улиц и площадей города "в честь павших героев Гражданских войны, борцов за свободу и новых революционных символов", в результате этого часть бывшей улицы Большой, что южнее Площади Революции, была объединена с нынешней Кирова и вместе стала носить название Рабоче-Крестьянской, а появившаяся тогда же на карте города улица Цвиллинга была заметно короче."
- Википедия
-
-
-
- Современной молодежи, да и далеко не только ей, фамилия Цвиллинг ничего не говорит. Разве что название улицы.
- Сегодня это более символ, чем человек.
- На самом деле биография товарища Цвилллинга по - своему довольно интересная.
-
- Не все так однозначно во жизни, но и само время тогда тоже было неодозначное.
- Самуил Моисеевич Цвиллинг прожил всего двадцать семь лет.
- Родился в Тобольске, в еврейской семье. Всупил в РСДРП(б) в 1905 году. В 1907 году за преступление совершенное в период революции 1905-1907 годов был приговорен к смертной казни, замененной пятнадцатилетни тюремным заключением.
- В 1916 году во время первой мировой войны был мобилизован в армию.
- В 1917 году после Февральской революции С.М. Цвилинг стал председателем Челябинского совета и председателем комитета РСДРП(б). Фактически главой городской администрации.
- Приехал в Санкт-Петербург для участия в VI съезде РСДРП(б). Здесь он стал одиним из лидеров Октябрьской революции, комиссаром в Санкт-Петербурге и делегатом Второго Всероссийского съезда Советов.
- Вернувшись на Южный Урал С.М. Цвилинг организовывал отряды красных для борьбы с белоказаками атамана А.И. Дутова.
- Был арестован в ноябре 1917 года, но бежал из под стражи и с ноября того же года С.М. Цвилинг стал комиссаром Совета Народных Комиссаров Российской Советской Республики в Оренбурге и председателем Военно-революционного комитета (ВРК) Оренбурга. С марта 1918 года С.М. Цвилинг - председатель оренбургского губисполкома.
- 2 апреля 1918 года во время боя в станице Изобильной Оренбургского казачьего войска С.М. Цвилинг был убит войсковым старшиной Бартеневым С.В.
- Все это за двадцать семь лет!
- Воззведенный в далекие двадцатые годы прошлого века, в "Коммунистические святые", он так им и остался, несмотря на все политические катаклизмы и весьма неоднозначное отношение к нему.
- Именем С. М. Цвиллинга названа одна из главных улиц Челябинска.
- Долгое время, выполняя функции одной из важных транспортных магистралей города, она оставалась "пасынком" по сравнению с бурно развивающейся "соседкой" - улицей Свободы. Особенно в южной части.
- Несмотря на это, на улице Цвиллинга, главным образом на ее северном отрезке, находится много учреждений культуры, административных зданий, в том числе Администрация Челябинской области, Дворец культуры железнодорожников Южно-Уральской железной дороги, Региональное отделение Союза Художников России, корпуса Челябинского института путей сообщения, Челябинский железнодорожный музей, торгово - развлекательный комплекс "Куба", Камерный театр, Городской парк культуры и отдыха имени А.С. Пушкина, выставочные залы, библиотеки, кинотеатры, банки, ювелирные салоны, кафе и рестораны.
- Улица имеет большое значение в транспортной сети города, поскольку является кратчайшим путём от центра города к железнодорожному вокзалу и выезду на многоуровневую развязку у Привокзальной площади.
-
-
- На фотографии - Центральная железннодорожная поликлиника на улице Цвиллинга - построена в 1938 году
-
- Ближе к площади Революции улица Цвиллинга превращается из "пасынка" в одну из самых интересных аттракций. Она пересекает район, к которому лучше всего подходит название "Заповедник Сталинского ампира".
- Рассказывая о городе, который известен как один из центров производства всего того, чем сильна современная Россия, невозможно оставить в стороне этот относительно небольшой уголок, расположенный к юго - востоку от площади Революции.
- Несмотря на то, что "имперские" сооружения так и остались основным градообразующим элементом и в других районах Челябинска, эти, прилегающие к проспекту Ленина, несколько улиц можно, без преувеличения, назвать "заповедником", местом наибольшей концентрации сооружений "Сталинского ампира" в городе.
- Считается, что зона, о которой идет речь, почти целиком принадлежит железной дороге. В какой - то мере так и есть. Огромный бюрократический аппарат этого мощного ведомства, точнее его представители, в свое время получили, а затем и приватизировали прекрасные "имперские" квартиры.
- Однако, здесь вы не встретите ни машиниста электровоза, ни слесаря локомотивного депо, ни поездного диспетчера. "Железнодорожное государство" представлено только своим высшим командным составом и "нужными людьми".
- Кроме того, каждое крупное предприятие имеет здесь ведомственную недвижимость. Так же не для слесарей.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- На фотографиях - "Заповедник Сталинского ампира" сегодня
-
-
-
-
-
-
- 3
-
- Центр
-
-
- На фотографии - панорама западной части проспекта Ленина
-
-
- На фотографии - "Сфера любви" - один из символов Челябинска
-
-
- Проспект Ленина
-
- Ось восток - запад
-
-
-
- "Проспект Ленина ранее представлял собой отдельные улицы - Южный бульвар - восточнее нынешней площади Революции и улицу Болгарская (Сербская) - западнее площади, которые вместе с переименованием в 1920 году были объёдинены в улицу Спартака.
- Переименование в 1960 году улицы Спартака в проспект Ленина, с одной стороны, приблизило город к стандартам советских городов-миллиоников (миллионник с 1976 года), где именно так почти всегда называется главная улица, однако определённо убавило городу топонимической индивидуальности.
- Одновременно с переименованием улицы Спартака путем присоединения к улице Свободы была ликвидирована улица Ленина".
- "Википедия"
-
-
-
- Среди паутины улиц и перекрестков центральной части Челябиска этот занимает особое место.
- Зднсь встречаются две крупнейшие транспортные магистрали города - север - юг - улица Свободы и восток - запад - проспект Ленина.
- Будучи долгое время "пасынком" по отношению к своей "ампирной" соседке, сегодня улица Цвиллинга стала более престижной и удобной для жизни.
- Дело в том, что, относительно спокойная, улица Свободы вошла в состав внутригородского транспортного кольца, которое, огибая центр, соединяяет многочисленные жилые массивы, бурно развивающегося Северо - Запада, промышленные зоны Севера практически со всей южной частью Челябинска.
- Проезжая часть улицы Свободы реконструирована, что не скажешь о добротных зданиях по обе стороны нового "шоссе". Да, так придется теперь называть когда - то тихую, "троллейбусную" улицу.
- Сегодня эти "ворота в город" имеют довольно потрепанный вид. Но, как говорят, красоту ничем не испортишь. И первые реконструированные дома это подтверждают.
-
-
-
- Проспект Ленина - уже совсем другой уровень. Здесь разговор о ветхости и запущености просто неуместен. На главной улице одного из крупнейших российских городов иные цены и, соответственно, иное состояние зданий.
-
-
- На фотографии - проспект Ленина ночью
-
-
- На проспекте находятся здания, составляющие "Имперскую" гордость Челябинска.
- Примерно до конца сороковых годов прошлого века в городе практически не занимались архитектурным проектированием. Небольшие конторки выполняли работы по привязке зданий к местным условиям. Такого понятия, как "архитектурная школа" здесь не существовало. Имеется в виду не учебное заведение, а стиль работы группы единомышленников.
- Положение изменилось после высадки "десанта", состоящего из выпускников Московского архитектурного института. Почти всех "молодых специалистов" выпуска 1947 года направили в один город. Некоторые, отработав положенный срок, уехали. Но большая часть осталась, впоследствие создав в Челябинске свою "архитектурную школу" довольно высокого уровня.
- Ранее, в "додесантный" период, всем архитектурным и инженерным проектированием в городе занимались ленинградские специалисты, в основном из института "Гипрогор". "Подкрепление" прибыло вовремя.
- Встреча этих двух мощных "потоков" - московского и ленинградского - не могла не сказаться на облике города.
- У каждой "школы" были свои традиции. А встретились они в период, когда "Сталинский ампир" не только считался официальным стилем, но и находился в процессе перехода на свою высшую, самую роскошную, стадию.
- Союз двух крупнейших архитектурных школ страны придал городу столичную масштабность.
- Проспект Ленина становится "витриной" Челябинска. Здесь собраны здания почти всех архитектурных стилей, применявшихся в течении двадцатого века. Строгий, аскетичный конструктивизм переходит в, пока еще робкий "ампир", который, со временем, набирает силу и, к середине пятидесятых годов прошлого века, становитя господствующим.
- Перекресток с улицей Свободы расположен в средней части семикилометрового проспекта.
- На востоке - корпуса, когда - то знаменитого, Челябинского тракторного завода - ЧТЗ. На западе - Южно - Уральский государственный университет. Завод и ВУЗ с двух сторон замыкают проспект.
- Рядом с перекрестком возвышаются два интересных здания. Построенные примерно в одно и то же время, они совершенно непохожи друг на друга. Две разные архитектурные школы.
-
-
-
-
-
- Первые многоэтажные громады, построенные в тридцатые годы прошлого века в районе современной площади Революции - "Главный дом", здания обкома, банка и гостиницы "Южный Урал", стали основой центральной части нового проспекта Ленина.
-
-
- На фотографии - перекресток нроспекта Ленина и улицы Кирова - 1934 год
-
- Эти дома, словно пришельцы из другого мира, нависали над старой, преимущественно одноэтажной, деревянной застройкой уездного городка, жители которого даже не могли себе представить, во что превратится Челябинск в самое ближайшее время.
-
- Лишь находясь на проспекте, где новые огромные сооружения закрывали убогость старого городка, люди начинали понимать, что тихая, размеренная жизнь заканчивается. А, что будет дальше, никто не знал.
-
-
-
-
- На фотографии - Главная улица - 1943 год
-
- "Соцгород ЧТЗ"
-
- Несмотря на то, что в центральной своей части проспект еще формировался, к тому времени, уже был завершен большой отрезок все той же улицы. Эта часть, длиной в несколько километров, называлась "Соцгород ЧТЗ".
- Построенный в 1930 - 1933 годах по проекту архитектора А. Бурова, по своей структуре он стал одним из первых микрорайонов в стране.
-
-
- На фотографии - заводоуправление Челябинского тракторного завода. Построено в 1933 году в стиле "конструктивизм"
-
- Соцгород - город-завод. На Урале в конце 1920-х - первой половине 1930-х годов был создан целый ряд таких крупномасштабных промышленно - жилых образований.
- Соцгород понимался как комплекс, где органично сочетались предприятие и жилой массив с системой коллективизированного культурно-бытового обслуживания.
- "Индустриальный рабочий город" ЧТЗ на 37500 человек проектировался по принципу "полного обобществления культурно-просветительной и бытовой жизни всех трудящихся", где все взрослое население, за исключением престарелых, больных и инвалидов, участвует в производительном труде и общественной работе.
- "Жизнь трудящихся сосредотачивается в жилкоммунах, а дети до 16 лет находятся на полном общественном обеспечении и проживают в яслях, детских садах и интернатах закрытого типа".
- Если сравнить количество приезжих, работающих тогда на строительстве Челябинского тракторного завода с размерами Соцгорода, то оказывается, что эта широко разрекламированная инфраструктура была доступна далеко не всем.
- То, в каких условиях жила большая часть "новых горожан", старались не афишировать.
- Так называемые "общежития" для рабочих, тех, кому не хватило места в Соцгороде, представляли собой, построенные на скорую руку, бараки - длинный коридор и множество комнат по обе его стороны, заполненных по максимуму.
- Когда не хватало и такого жилья, строили землянки.
- Но пропаганда делала свое дело. Люди терпели, надеялись и верили. Тем более, что назад, в деревню, откуда приехала большая часть строителей завода, дороги не было.
- В разгаре "Сталинская коллективизация", "средний класс", презрительно называемый "кулаками", к тому времени практически прекратил свое существование, а традиционный русский деревенский образ жизни находился в состоянии распада.
- Эти обстоятельства и "выталкивали" последние остатки трудоспособного населения в город, на строительство "флагманов индустриализации".
-
- Главная улица города начинается около здания заводоуправления ЧТЗ и проходит через тот самый Соцгород, который долгое время служил рекламой достижений Советской власти.
- Сегодня инвесторы не торопятся вкладывать деньги в это место. Для того, чтобы возвести здесь очередной бизнес - центр, нужно, в первую очередь, расчистить территорию, то есть снести все обветшалые строения, которые находятся в таком состоянии, что говорить об их ремонте просто не имеет смысла.
- То же самое относится ко всей инфраструктуре района.
- Однако, проходящий через Соцгород, проспект Ленина находится совсем в другом положении.
- Восточная его часть с момента постройки была "лицом Тракторозаводского района".
- Здесь расположены - дворец культуры Челябинского тракторного завода, отдельно стоящий концертный зал, известный под названием - театр ЧТЗ, образовательный центр завода, экспериментальная фабрика - кухня, которая была скорее объектом политическим, нежели социальным.
- В те годы подобные сооружения возводились по всей стране. Предполагалось, что они освободят советскую семью от забот по приготовлению пищи. Тем самым люди будут иметь больше свободного времени для культурного отдыха.
- Центром досуга в районе становится Дворец культуры - место интенсивной пропагандистской работы.
- Такой "стандартный набор" получили все крупные промышленные центры Советского Союза. Несмотря на политическое основание. людям достались прекрасные места для отдыха - парки, концертные и выставочные залы, спортивные городки.
- Тем более, что культуре тела в те годы придавалось особое внимание - молодежь готовили к службе в армии.
- Соцгород заканчивается в районе Комсомольской площади. К моменту ее образования стиль "конструктивизм" начинает постепенно заменяться все на тот же "Сталинский ампир", пока еще довольно примитивный, во многом сохранивший черты своего предшественника.
- В конце сороковых годов аскетичный "конструктивизм" был предан опале. Это относится и к проспекту Ленина, который уверенно продвигался в западном направлении, стремясь быстрее воссоединиться с его центральной частью. Отрезок улицы от Комсомольской площади до железнодорожной линии на Екатеринбург застраивался именно в это время и резко отличается от предыдущей, "соцгородской" части.
- Здесь уже господствует "Cталинский ампир", правда в своей начальной стадии.
- Красивые многоэтажные дома, парки и фонтаны встречают гостей Тракторозаводского района.
-
-
-
- На фотографии - парадный фасад Тракторозаводского района - 1949 год
-
- "Соцгород ЧТЗ" с прилегающими районами, несмотря на то, что его основной градообразующей осью является проспект Ленина - главная улица всего города, фактически существует несколько обособленно.
- Переходя условную "границу", мы попадаем в фактический центр города. Но не только.
- Пересекая железнодорожную линию на Екатеринбург и автомобильную трассу "Мередиан", фактически мы переходим из Сибири на Урал. Именно здесь проходит геологическая граница между Западно - Сибирской низменностью и, протянувшимися с севера на юг, древними Уральскими горами.
- Но альпинистов м других любителей высоты прошу не беспокоится. Если проехать на электричке от Челябинска примерно сто километров в западном направлении, то лищь тогда вы окажетесь в "Горном раю" или "Уральской Швейцарии", то есть на "настоящем" Урале.
-
-
- На фотографии - проспект Ленина - ворота на Урал. Здесь проходит геологическая граница.
-
-
- Сам же Челябинск фактически расположен в Зауралье, в степной зоне с довольно бедной растительностью.
- Дальше - загадка природы.
- В этой бескрайней степи, в том месте, где раскинулся огромный мегаполис - множество озер, из которых четыре находятся в пределах административных границ Челябинска.
- Добавьте сюда еще два старых сосновых бора. Один из них начинается прямо на главной улице.
- Вот вам и степной городок.
-
-
-
- На фотографии - городской бор - вход с проспекта Ленина
-
- Проспект Ленина, начиная от границы Тракторозаводского района, в целом, вполне соответствует статусу "Главной магистрали" одного из крупнейших городов России.
-
-
-
- Самый, по моему мнению, приятный участок проспекта Ленина расположен между улицей Свободы и площадью Революции.
- Здания здесь, в основном, построены в тридцатые годы прошлого века. Несмотря на то, что в тот период времени стиль "конструктивизм" еще не сдал свои позиции, в этой части проспекта Ленина уже господствует "Сталинский ампир". Конечно ему еще далеко до роскоши и излишеств пятидесятых годов, но все равно красиво.
-
- Отрезок от улицы Свободы до Кирова, включая здания, расположенные на северной стороне площади Революции - центральная часть проспекта Ленина. Именно этот участок является лицом и визитной карточкой города такого масштаба.
-
-
-
- На фотографии - Северная сторона проспекта Ленина - в сторону площади Революции
-
-
-
- На фотографии - Южная сторона проспекта Ленина - в сторону площади Революции
-
- Следующий перекресток - самый центральный в городе. Здесь сходятся несколько крупнейших магистралей - улицы Кирова, Воровского, Цвиллинга. Проспект Ленина пересекает его в своем непрерывном движении, словно скорый поезд проезжает небольшую станцию, которой нет в его расписании.
- Каждый участник этого марафона живет в своем ритме.
- Но этот перекресток невозможно проехать без остановки.
- Главная площадь Челябинска - душа города, его сердце, мозг. Называйте как больше нравится.
- Если лишить город этой его части, то он распадется на отдельные районы, а затем "цепная реакция" продолжится дальше.
- Площадь Революции не просто душа города. Это - сгусток энергии, позитивной и негативной. Энергии, поступающей сюда со всех концов огромного мегаполиса. И она же, эта энергия, объединяет город в единое целое.
- Одна из крупнейших площадей Европы - место настолько необычное в плане архитектуры, истории и той роли, которую она играет в жизни города, что миновать этот "перекресток" невозможно.
-
-
-
-
- Площадь, которую вы видите на этой фотографии, не имеет названия. Почему так получилось? Не знаю. Может быть виноват "именитый" сосед - площадь Революции. Она здесь, совсем рядом.
- Эта безымянная площадь служит своего рода "предбанником" той, основной. Здесь расположено здание Государственной Публичной библиотеки, типовой проект, который коснулась рука двух талантливых архитекторов из того самого московского "десанта" - М.Мочаловой и Б.Петрова.
-
- По другую сторону площади возвышается обыкновенное конторское здание семидесятых годов прошлого века. С его постройкой эта небольшая, камерная плошадь превратилась в часть проспекта Ленина.
- Положение попытался исправить архитектор - "десантник" Е.Александров. Он разместил на всю высоту дома огромное панно, выполненное из каслинского литья - визитной карточки Челябинской области.
- С переходом России к капитализму - если это можно так называть - в городе началось массовое строительство, нет не жилья, бизнес - центров. Самое престижное место Челябинска площадь Революции, мечта любого инвестора. Эти здания для бизнесменов уже почти со всех сторон окружили ее, но на саму площадь пока еще не вышли.
- Зато безымянная плошадь, называемая в народе "Публичкой" - в честь расположенной здесь библиотеки - уже имеет несколько. Эти бизнес - центры хорошо видны с площади Революции, испортив панораму ее западной части.
-
-
-
- Проспект Ленина продолжается в сторону Южно - Уральского государственного университета.
- В этом районе сосредоточена большая часть научного потенциала города. Далеко не все научно - исследовательские институты пережили смену власти и общественного строя. Выжили сильнейшие и самые необходимые. Но, судя по количеству институтов, расположенных в этом районе, специфическая, челябинская наука все еще необходима государству.
-
-
-
- Южно - Уральский государственный университет, в прошлом Челябинский политехнический институт - один из крупнейших и престижнейших ВУЗов России. Здесь учится примерно тридцать тысяч человек.
- В отличие от Политехнического института, Университет предлагает сегодня целый спектр специальностей, включая гуманитарные. Это учебное заведение в какой - то мере повторило судьбу самого города.
- Созданный в 1942 году, Машиностроительный институт, готовил специалистов для местных и эвакуированных предприятий. Выпуски были небольшие и, после окончания войны, его предполагалось закрыть. Ведь на Урале, в Свердловске, работал один из крупнейших учебных центров - Уральский политехнический институт.
- Но тут началась, точнее, продолжилась, но уже в других масштабах, "Эра оборонки", которой требовалось с каждым годом все больше и больше специалистов. Так появилось то, что мы видим сегодня.
-
- Университетский городок расположен по обе стороны проспекта Ленина.
- Главный корпус был запроектирован в том же "Сталинском ампире" и возводился в три этапа - сначала западное и восточное крыло, а затем - центральная часть.
- В разгар строительства начались "Хрущевские сокращения". И, если крыльям хоть что - то досталось от опального имперского стиля, то центральную часть упростили до предела.
- Сегодня Главному корпусу вернули первоначально запроектированный вид.
- Вновь построенная башня со шпилем видна издалека и в целом, даже с добавлениями, реконструированное здание смотрится весьма эффектно.
-
-
-
- На фотографиях - главный корпус Южно - Уральского государственного университета
-
-
- Остальные сооружения построены в более позднее время и имеют соответствующий вид.
- Университетский городок расположен довольно компактно и включает в себя, кроме учебных корпусов, общежития, кафе, столовые, дворец спорта, бассейн, поликлинику, предприятия сферы обслуживания - то есть почти полностью автономное образование, расположенное на краю старинного соснового бора.
- Находясь здесь, в самой высокой точке проспекта Ленина, начинаешь понимать, насколько необычен и уникален Челябинск.
- Отсюда, с площади перед памятником академику Курчатову открывается великолепный вид на главную улицу.
- Но почему память о выдающемся ученом увековечена именно здесь, в Челябинске, да еще на одном из самых престижных мест города?
- Скульптура академика - часть комплекса под названием "Расщепленный атом".
- То, что тщательно скрывалось в прошлом, хотя этот секрет знал почти каждый житель города. Челябинск был и остается одним из крупнейших центров оборонной промышленности страны, сердцем Советского "атомного проекта".
-
-
- Челябинск - обратный билет - часть третья
-
-
|
|
Категория: Возвращение в прошлое | Добавил: defaultNick |
Просмотров: 4463 | Загрузок: 0 |
| Рейтинг: 5.0/1 |
|