Прекратились передачи "12-й этаж", неоднократно запрещались выпуски "Взгляда". Недолго просуществовали ежедневные 10-минутные репортажи "Прожектора перестройки".
Лидерство в журналистском поиске перешло от Москвы к Ленинграду, где появились телеканал для интеллигенции "Пятое колесо" и неофициальные новости "600 секунд".
В начале 1991 года был окончательно запрещен "Взгляд".
Молодые журналисты стали снимать очередные выпуски передачи у себя в квартирах, буквально на кухне, и распространять на видеокассетах.
13 января 1991 г. подразделения советских войск с участием танков штурмом взяли здание Литовского радио и телевидения, захватили телебашню. Московские средства массовой информации настолько лживо освещали эту трагедию, что у зрителей окончательно развеялись иллюзии по поводу новой коммунистической политики "перестройки и гласности".
Александр Невзоров, завоевавший популярность критикой партийного руководства, в вильнюсской трагедии выступил как шовинист, объявив десантников "нашими", которые воевали против "ненаших" литовцев.
Информацию и пропаганду вспомнили?
Теперь немного о передачах для детей и юношества.
"До шестнадцати и старше". Еще одна молодежная программа, символом которой был мальчишка, бегущий по летному полю аэродрома.
Впервые с молодежью заговорили на ее языке. Беспризорники и рокеры, неформалы и наркоманы. Таких явлений у нас не было, так же как и секса.
Из новых "перестроечных" программ выделялась, тоже молодежная, передача "Веселые ребята".
Это пародии и розыгрыши, скетчи и юмор. Обсуждается все – от семейных проблем до политики, от экологии до преступности. Но особенно шокировала зрителей форма подачи материала.
В 1986 году возродили КВН – "Клуб веселых и находчивых", программу, закрытую в середине шестидесятых за "излишнюю вольность". Можно сказать, что та, первая серия этих телепередач стала как – бы частью основания для всего "перестроечного" телевидения.
Тем для шуток достаточно – алкогольная компания, коммерческие ларьки, километровые очереди за "дефицитом".
"Утренняя почта" начиналась как самая простенькая программа – чтение писем зрителей и музыкальные номера.
Позже, когда стали расширяться "рамки дозволенного", создатели передачи, вместо обычного исполнителя стали снимать клипы, используя все возможности телевизионной техники того времени.
"Утреннюю почту" тогда так и стали называть – передача – клип.
"Музыкальный ринг" имел очень высокий рейтинг и предоставлял возможность выступить перед огромной аудиторией так называемым "неформатным" музыкантам.
Тем, которые сегодня считаются классиками жанра.
Парадокс – официальное телевидение впустило к себе "неформалов". Молодой Борис Гребенщиков с его, непонятными многим, песнями, эпатажная Жанна Агузарова, скандально известный, ансамбль "Алиса".
Появились передачи, где, малоизвестные до сих пор, экстрасенсы за несколько минут вылечивали хронические болезни и через экран телевизора заряжали воду.
В эти же годы был проведен, первый на всем огромном пространстве Советской Империи, конкурс красоты, скромно названный "Московская красавица".
Советское телевидение становится немного улучшенной копией западного - реклама, видеоклипы и, наконец, аэробика - "Ритмическая гимнастика".
Реклама на Советском телевидении – дело отнюдь не новое.
Еще в шестидесятые годы выходила раза два в неделю пятнадцатиминутная передача на эту тему. Она информировала зрителей о новых товарах отечественного производства.
Назвать эту программу рекламной можно с большой натяжкой. Скорее это была информационная передача.
Настоящая, в западном понимании, реклама появилась в Останкино где – то в середине периода перестройки.
К середине девяностых годов она опутала практически все каналы. Но то, что было хорошо для западного потребителя, совершенно не подходило для Российского менталитета.
Сказалось также отсутствие учебной базы и хороших, опытных специалистов. И получилось то, что получилось. Смотрите сами. "Этот динозавр жил 65 млн. лет назад, говорит школьная учительница. А наши зубы проживут так долго? - спрашивает школяр. Мои да, потому что я чищу их зубной пастой "Колгейт" - говорит другой школяр”.
Это пример рекламы, которую пускают на Западе. Она предназначена для узколобого и слабо логически соображающего западного потребителя. Российского зрителя такой тип рекламы только смешит или раздражает. Наш человек сразу подумает: если зубы динозавра сохранились за 65 млн. лет в отличном состоянии, и при этом он их не чистил зубной пастой "Колгейт", то какого… я буду вообще их чистить? То есть, - это реклама направлена на то, чтобы у нашего человека сложилась твердая уверенность в том, что зубы вообще не нужно чистить.
Другая реклама. "Эту шубу Марина купила в магазине кожи в Сокольниках". Или еще аналогичная: "Шубы справа, дубленки слева, - это "Снежная Королева".
Все это очень хорошо. Мы рады за Марину и за то, что в "Снежной Королеве" шубы справа, а дубленки слева. Ну и что из этого? А в жизни у реальной тети Клавы, муж которой лежит с газетой на диване, в шкафу моль справа, а таракан слева и никакого товара "Снежной Королевы". Хотя в валенке за унитазом у них зеленые купюры пыль собирают. А вот еще советы от этого супермаркета: "Скидки справа, скидки слева, - метро "Войковская", "Снежная Королева.". Хороший и полезный совет! Господа предприниматели! Срочно размещайте свои ларьки с товарами справа и слева от "Снежной Королевы"! Вас бесплатно рекламируют! И никакая подобная реклама не заставит покупать то, что рекламируют таким образом. Не важно, что это за товар – роскошь или обиходный и дешевый продукт питания.
"Два двойных чизбургера всего за 40 рублей только до конца Олимпийских игр". Главное, о чем подумает тот, кто уже попробовал продукты Макдоналдса, чтобы после того, как съешь эти чизбургеры, дожить до конца Олимпийских игр.
"Стоматологи рекомендуют "Орбит". Дали бы мне, подумает потребитель, тоже бабок, я бы еще и не такое порекомендовал.
"Паша использует дорогой порошок, а Саша новую "Досю". После стирки брюки выглядят одинаково. Если не видно разницы, зачем платить больше?” А действительно, зачем? Дурак – этот Паша. Но о "Досе" уже все забыли.
"Заряди мозги, если они у тебя есть!” Я не буду даже упоминать о том, чем предлагают их заряжать. Этот призыв нужно адресовать не российскому потребителю, а создателем этой рекламы или западному обывателю.
"Хорошо иметь домик в деревне (это о молоке).” Сразу думаешь о том, что действительно хорошо иметь домик в деревне. А причем тут пакет молока?
"Ваша киска купила бы Вискас!” Ага, ей только бабки дай, она весь мясной отдел скупит! Почему актер Панкратов - Черный покупает "Ладу" только в "Автореале?" Это вряд ли кого-то интересует. А вот что действительно интересно, так это то, почему он каждый день покупает новую ладу? Неужели он каждый день бьет новую или она сразу же ломается?
Уже целый год сидят и не могут дождаться приема у одного доктора (не буду называть фамилию) трое больных: старушка с артрозом, женщина с больной головой и сынок у которого сколиоз. "Валокордин натуральный. Успокоит сердце”. Поздно братцы! Теперь не одну старушку не заставишь покупать валокордин, когда есть российский абсолютный заменитель – валосердин, стоящий в 5-7 раз дешевле. Рынок Вы уже упустили! Не нужно было так поднимать цены после кризиса 98 года.
В телевизоре показывают рождение Вселенной (так называемый "Большой Взрыв”), сопровождающийся звуком. Не буду говорить о рекламе этого телевизора (который кстати хорош), а скажу только, что даже школьник знает, что звук в вакууме не распространяется.
"Бабушка, ну хоть что-нибудь ты помнишь?" "Конечно, помню! Каждый день в 21 - 00. кино на СТС!”
Так непрофессионализм рождает фарс. Но так было не везде.
|