"Челябинск... в настоящее время все более и более завоевывает себе значительное положение среди остальных городов...
Ему, несомненно, принадлежит в будущем роль столицы зауральского края, природные богатства которого, вроде нриродной почвы, целебных вод, многих горных пород, тучных пастбищ и девственных лесов, до сих пор еще мало использованы".
А.М.Нечаева - "Челябинские впечатления" - 1909 год
.
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Осип Мандельштам
.
Слышали ли вы о Челябинске?
Конечно - отвечали мои собеседники из Центральной России, Прибалтики, Закавказья и прочего СНГ.
Знали о Челябинске и в Германии, и в Америке, и в Израиле, и даже в далекой Австралии. Это были наши бывшие соотечественники и по уровню информированности они почти не отличались от моих "внутренних" собеседников.
Что же касается "настоящих" иностранцев, то в Советские времена их и близко не подпускали к одному из "флагманов" оборонной промышленности страны.
А "запретный плод" всегда вызывает повышенный интерес.
Так родились стереотипы, большинство из которых на слуху и сегодня. Не помогло даже снятие части запретов, связанных с объектами военно - промышленного комплекса.
"Белое пятно" на карте России, пусть и виртуально, но осталось. Недостаток знаний, а то и намеренная дезинформация привели к тому, что Челябинск, спасибо "Комеди - клаб", представлен миру глазами этой, весьма специфической, телепередачи.
Что ж, за отсутствием альтернативы, придется "брать власть" в свои руки.
Перед вами рассказ о городе, который, приподняв завесу секретности, открылся миру во всем своем великолепии.
Промышленные гиганты, мощная научная база, известные (и, по определенным причинам,неизвестные) ученые, множество высших учебных заведений с богатым выбором специальностей.
Челябинск - один из крупнейших культурных центров России. Театры, два из которых - академические, орган, который специалисты считают одним из лучших в стране, концертные залы, музеи, множество различных студий.
Челябинск сегодня - огромный современный город с великолепными дорогами, уютными скверами и парками, зданиями необычной архитектуры, построенными в последнее время и богатым запасом сооружений в стиле, так называемого, "Сталинского ампира".
И очень грустно, а порой и унизительно, сознавать, что все это богатство для большинства россиян лишь пустой звук или, в лучшем случае, набор давно устаревших стереотипов.
Информации о Челябинске настолько мало, что даже в самом центре города, в огромном книжном магазине, в котором полки "ломятся" от литературного изобилия, там, где можно выбрать издание по любой теме и весу, мне предложили только "Атлас автомобильных дорог Урала" и карту города.
И все! Может быть в других магазинах иначе?
Не знаю. Но, как говорят, хороша ложка к обеду.
Челябинск - мой родной город. Здесь я родился, учился и работал. А потом уехал.
Куда? Конечно в столицу.
Но отнюдь не за карьерой, как это принято сегодня.
Просто хотелось выдавить из себя тот "провинциальный синдром" и все другие "комплексы", которые годами выращивали в нас.
Мое возвращение в родной город было далеко не триумфальным. "Счастливый билет", превративший в свое время Челябинск из захудалого провинциального городка в огромный мегаполис, как оказалось, имел две стороны. И отнюдь не равнозначные.
1
НЕМНОГО ИСТОРИИ
.
История города - это два абсолютно разных периода, называемых условно - "до" и "после".
"До" - это до революции или Октябрьского переворота 1917 года.
Так считала большая часть специалистов - историков.
По моему мнению в целом они правы, но только разделяет эти две эпохи не 1917, а 1927 год -время начала строительства первого объекта "сталинской" индустриализации - крупной электростанции - базы для дальнейшего развития промышленности региона.
Говорят, что Челябинску достался "счастливый билет".
Из захудалого провинциального городка, каких в России тысячи, он превратился в один из крупнейших мегаполисов страны.
Но так ли провинциален и "захолустен" был старый Челябинск периода "до"?
Факты как открытые, так и рассекреченные в последние годы, меняют этот стереотип.
Двадцатый век начался в России с невиданного ранее экономического подъема.
Благодаря превращению Челябинска в один из важнейших железнодорожных узлов, к началу нового столетия город становится крупным торгово-посредническим центром России.
В это время в Челябинске происходит стремительный рост населения.
Формируется облик города, в домах появляется электричество и телефон.
Таким образом, став крупным железнодорожным узлом, Челябинск получил мощный импульс для дальнейшего развития экономики, городского хозяйства и общественной жизни.
Развитие земледелия и животноводства в плодородной округе, которую в это время интенсивно осваивали переселенцы из других губерний, явилось еще одним слагаемым этого подъема.
В городе открываются десятки торговых фирм. Российские и зарубежные компании создают здесь свои агентства и проводят солидные торгово-финансовые операции.
В Челябинск переводится таможня, возникает система банко - кредитных учреждений, организуется товарная биржа.
Таким образом, в начале двадцатого века Челябинск превращается из центра внутри региональной торгово - промышленной деятельности в крупный экономический узел общегосударственного значения.
В городе сформировался небольшой слой крупных предпринимателей, выходивших в сферу финансового капитала.
Российская революция 1905-1907 годов не обошла стороной Челябинск. Первыми о кровавых событиях воскресенья 9 января 1905 года в Петербурге узнали железнодорожные телеграфисты. Митинг протеста в этот же день провели рабочие станции и депо.
В мае 1906 года была создана боевая дружина. К осени в ее составе насчитывалось уже 120 человек. Дружинники проходили военную подготовку, изучали тактику уличных боев, было налажено производство самодельных бомб.
В период Первой мировой войны Челябинский железнодорожный узел стал одним из крупнейших пунктов переброски войск.
Железные дороги были переведены на военное положение. Все работающие на них считались военнообязанными; были запрещены увольнения и отпуска; рабочий день увеличили до 14-16 часов в сутки.
"Февральская революция","Октябрьский переворот" 1917 года и Гражданская война.
В середине мая 1917 года большевики приняли решение о подготовке стачки железнодорожников. Требования к администрации были обсуждены на сходке в пригородном лесу. 31 мая рабочие по гудку собрались на станции и объявили стачку.
Революция по всей стране нарастала.
Победители проводили национализацию банков, промышленных и торговых предприятий, усиливая борьбу с противниками новой власти. Созданы были ЧК, рабоче-крестьянские милиция, суд, прокуратура, закрыты кадетская газета "Народная свобода" и газета эсеров "Союзная мысль", особенно резко выступавшие с критикой большевиков.
Пока эти мероприятия не задевали интересов большинства, массового сопротивления новая власть не испытывала.
Весной 1918 года обострилась продовольственная проблема. Были введены хлебная монополия и продовольственная диктатура. В деревню направлялись продотряды.
Эта политика настроила зажиточные и средние слои крестьянства и казачества против советской власти.
Самостоятельно выступить они не могли, так как не были достаточно организованы. Кто-то должен был стать инициатором в борьбе с властью большевиков.
Сделали это иностранцы. На Урале гражданская война началась с мятежа чехословацкого корпуса, застрявшего на станции Челябинск по дороге из плена.
Еще одним важным этапом формирования образа города является "эпоха индустриализации".
Для Челябинска - это время промышленных преобразований.
В 1929 году сооружается мощный электрометаллургический комбинат, состоящий из ферросплавного, электродного и абразивного заводов. Особенно важное значение приобретало строительство ферросплавного предприятия - страна нуждалась в высококачественных сплавах.
В тридцатые годы Челябинск становится родиной мощных гусеничных тракторов.
Вступали в строй действующих и другие ударные объекты. Начали выпускать продукцию; в 1933 году - абразивный, в 1934 году - электродный, а в 1935 году - цинковый заводы.
Во время Великой Отечественной войны Челябинск играл большую роль как тыловой промышленный центр. Население города выросло с 270 до 650 тысяч человек. На базе более двух сотен предприятий, эвакуированных с, "оккупированных фашистами" в 1941 году, территорий создавались гиганты индустрии - кузнечно - прессовый завод, трубопрокатный завод и металлургический завод - ныне знаменитый "Мечел".
В Челябинске с 1941 по 1945 год размещался народный комиссариат танковой промышленности, один из крупнейших промышленных наркоматов СССР. Кроме того, в городе работали - наркомат боеприпасов, наркомат среднего машиностроения и наркомат электростанций.
Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя - "Танкоград".
После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями - ленинградским Кировским и харьковским дизельным - огромное производство полностью переключилось на выпуск танков.
Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня. Впервые в мировой практике сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.
С 1943 года на ЧТЗ выпускались самоходно-артиллерийские установки СУ-152, а затем и ИСУ-152.
Всего за годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране.
На заводе имени Колющенко было освоено производство установки БМ-13 - знаменитых "Катющ".
Предприятия города в годы войны производили дизель-моторы, боеприпасы (патроны, мины, бомбы, фугасы, реактивные снаряды), электрооборудование для боевых машин, детали для танков КВ и автомобилей ЗИС, бронированные стекла для самолетов и другую необходимую для победы продукцию.
К концу войны в каждом третьем танке и боевом самолете была челябинская сталь.
Послевоенные годы.
Превращение Челябинска в город-мегаполис породило множество проблем. Интенсивное строительство вело к появлению новых жилых массивов в районах, удаленных от промышленных предприятий. Отсюда транспортные проблемы.
В те годы они решались за счет прокладки новых трамвайных, троллейбусных и автобусных маршрутов, увеличения парка машин.
Еще одна проблема - экологическая.
С наращиванием производственных мощностей, особенно предприятий черной и цветной металлургии и энергетического комплекса, экологическая ситуация в городе ухудшалась.
Все больше поступало вредных веществ в атмосферу.
В результате Челябинск попал в число 15 больших городов страны с повышенным уровнем загрязнения воздуха.
Успехи в промышленности не могли стать столь заметными, если бы в городе не сложился тесный творческий союз науки и производства.
К восьмидесятым годам двадцатого века Челябинск становится крупным научным центром страны. В нем было семь вузов и около 40 научно-исследовательских и проектно - конструкторских институтов
1
ГОРОД НАЧИНАЕТСЯ С ВОКЗАЛА
В тот момент, когда пассажир ступает на перрон, у него возникает первое впечатление о том месте, куда он приехал. А, как известно, первое впечатление - самое устойчивое.
Поэтому во всем мире заботятся о том, чтобы "ворота города" были его достойной витриной.
Здание челябинского железнодорожного вокзала - одна из основных достопримечательностей города. Со времени пуска его в эксплуатацию в ноябре 1965 года и по сегодняшний день вокзал Челябинск - Главный считается лучшим в стране.
Можно сказать, что автор проекта киевский архитектор Леонид Чуприна опередил свое время. Подобного функционального сооружения в те годы не было не только в Советском Союзе, но, пожалуй, и в мире.
В своей предыдущей работе - проекте восстановления, разрушенного в годы второй Мировой войны, железнодорожного вокзала в Киеве - архитектор был "связан" по рукам и ногам требованиями заказчика - быстрее, дешевле и "чтобы как было".
При подготовке проекта нового Челябинского вокзала мастеру предоставили полную свободу. Конечно в пределах определенных бюджетных рамок периода "Хрущевской экономии".
В данном случае архитектор почти полностью отказался от норм, принятых для такого рода зданий.
То, что увидели первые посетители, пройдя через три ряда входных дверей - все - таки Урал - не могло не поразить.
Наружные стены этого, похожего на корабль, здания, выполнены из стекла, что само по себе для того времени было, мягко говоря, непривычно. Тем более, учитывая местный, уральский климат.
Огромное сооружение, перекрытое тремя куполами, просматривается на весь свой объем благодаря отсутствию внутренних перегородок.
Первый этаж занимают кассовые залы, как железнодорожные, так и автобусные. Челябинск первым в стране объединил под одной крышей два вокзала.
Второй этаж представляет собой огромный зал ожидания, условно разделенный на зоны. Лишь одна внутренняя стена отделяет помещение для отдыха пассажиров с детьми.
Выполненная на всю высоту из стекла, эта перегородка не прерывает целостности объема второго этажа.
Через застекленную галерею можно пройти в гостиницу для пассажиров - девятиэтажное здание, где на самом верху разместилось кафе с прекрасным панорамным видом на, одну из крупнейших в стране, железнодорожных станций.
Переход из здания вокзала на платформы - огромный закрытый мост - "конкорс", вдоль которого протянулась анфилада уютных залов ожидания.
Здесь же расположились кафе, киоски и даже небольшие магазины.
Средства массовой информации в своих репортажах об открытии нового здания вокзала особо обращали внимание на оборудование. Например, диваны для залов ожидания.
В то время такое сооружение представляло собой крепкую деревянную скамью, на спинке которой присутствовала обязательная надпись МПС - Министерство путей сообщения СССР.
А в Челябинске установили удобные мягкие диванs. В каждой зоне ожидания другого цвета.
Правда, таких "мест отдыха" на новом вокзале было ровно половина. Остальные - тяжелые деревянные скамьи. Те самые, с надписью "МПС".
Так надежнее, решило руководство и оказалось право. Примерно через год все мягкие диваны были полностью удалены, как "не подлежащие восстановлению".
Здание вокзала встретило новое столетие в очень приличном состоянии.
В стране началась кампания по строительству новых и реконструкции существующих вокзалов.
В Челябинске ремонт проходил в три этапа.
Получилось красиво? Конечно! Но чересчур роскошно. Не связались две эпохи.
Оригинальный проект выполнен во времена "хрущевской экономии", что, в данном случае, позволило архитектору создать из недорогих материалов сооружение, вызывавшее в человеке ощущение легкости и воздушности.
К сожалению, новая богатая отделка лишила здание той особой ауры, которой отличался челябинский вокзал.
3
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И ВСЕ, ЧТО ВОКРУГ НЕЕ
Современный Челябинск - центр одной из наиболее развитых областей - пятой по объему выпускаемой промышленной продукции в Российской Федерации.
По индустриальной мощи впереди лишь Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург.
Около сорока процентов от общей продукции города - металл. Челябинск дает треть отечественных ферросплавов, пятую часть труб, почти все - крупного диаметра, тяжелые гусеничные тракторы и дорожную технику, прицепы-супер тяжеловозы, уникальные металлоконструкции, приборы.
Высокая концентрация в городе и окрестностях предприятий оборонной сферы, поставила Челябинск в число наиболее приоритетных целей в стратегическом противостоянии "великих держав".
Почти вся продукция, производимая на челябинских предприятиях, вывозится по железной дороге.
Стальные магистрали словно паутина опутали город.
Железная дорога находится в Челябинске на особом положении. Кроме многочисленных станций, организация владеет в пределах города множеством других объектов. Это жилой фонд, больницы, детские сады, дворец культуры, музей, средние и высшие учебные заведения.
"Монополистическое" ведомство "держит" в своих руках практически все крупные предприятия города.
Официальная причина - несвоевременный возврат вагонов.
Согласно действующим законам железная дорога в подобных случаях имеет право временно прекратить обслуживание "должника".
Какие это может иметь последствия догадаться нетрудно. В Советское время - невыполнение Государственного плана, сегодня - деньги, и немалые.
Почти все основные грузы проходят через станцию "Челябинск - Главный".
Только поднявшись на переходной мост можно приблизительно представить себе ее размеры.
4
И СНОВА НЕМНОГО ИСТОРИИ
К платформе только что построенной станции Челябинск медленно подъехал поезд. Но необычный - в расписании его не было. Как и самого расписания.
В сентябре 1892 года в Челябинск прибыл первый поезд!
Перед небольшим, отделанным гранитом, зданием вокзала выстроились военные музыканты, городская администрация в полном составе, промышленники, купечество, духовенство.
Торговцы и промышленники возлагали большие надежды на новую Транссибирскую магистраль, которая открывала прямую дорогу в центральные районы страны.
Но ни один из встречающих даже и представить себе не мог, какие глобальные изменения принесет в этот регион железнодорожный путь.
Станция Челябинск, тогда еще совсем небольшая. служила границей между Самаро - Златоустовской и Сибирской железными дорогами - частями Транссиба.
С завершением прокладки магистрали в восточном направлении до Владивостока и трасс на Екатеринбург и Оренбург, имевшая всего три пути, станция Челябинск становится узловой. открытой как на север и юг, так на запад и восток.
В тридцатые годы прошлого века тот приземистый, сложенный из гранита, вокзал перестраивается, добавляется второй этаж, площадь помещений увеличивается в пять раз.
В почти оригинальном виде это здание дошло до наших дней и сегодня используется для служебных целей. Здесь размешается управление станции Челябинск - Главный.
В восточном направлении от станции Челябинск начиналась Сибирская дорога. И, несмотря на то, что это был все тот же Транссибирский путь, каждый участок его представлял собой "независимое государство" со своей бюрократией.
Поэтому пассажиры, которые направлялись в Сибирь, вынуждены были делать в Челябинске пересадку на другой поезд, часто ожидая его по несколько часов.
С завершением постройки Транссибирской магистрали появилась возможность организации сквозного движения до Владивостока без пересадок и лишней бюрократии.
5
ПО "ЛЕНИНСКИМ МЕСТАМ"
Еще одна история, связанная со станцией Челябинск.
В 1970 году в Советском Союзе праздновали очередной юбилей. На этот раз отмечалась "круглая дата" главного коммунистического лидера - 100 лет со дня рождения В. И. Ленина.
Как всегда к таким юбилеям готовили подарки - новые заводы, цеха, домны, шахты.
Но наиболее престижным считался подарок, напрямую связанный с именем вождя. Например создание ленинских мемориалов.
В Челябинске, одном из крупнейших городов страны, тоже не отставали.
Виртуальный юбиляр получил дорогие, порой тоже виртуальные, подарки. Но хотелось чего - то более существенного, необычного. Того, что в будущем может сказаться на карьере городского начальства.
Не было в Челябинске так называемых "Ленинских мест". Это вам не российские столицы. И не Берн, Женева, Лондон, Париж или, на крайний случай, польское Закопане с его кристально чистым горным воздухом. Хороший набор - места эмиграции В. И. Ленина.
Ну не бывал Великий Вождь на Урале! Революцию здесь "делал" Я. М. Свердлов, изредка наезжая из Екатеринбурга для "дачи указаний".
А как хотелось городским властям иметь хотя бы одно "Ленинское место".
И вдруг, эврика, нашли! Был Ленин в ссылке в Сибири? Как он туда добирался? Поездом. Значит, проезжал Челябинск.
Но в таком случае любая станция Транссибирской магистрали от Москвы до Красноярска могла получить "патент" на очередное "Ленинское место".
Тут и вспомнили о той самой пересадке с Самаро - Златоустовской на Сибирскую дорогу. Подняли архивные документы, старые расписания движения поездов и оказалось, что В. И. Ленин провел в Челябинске целых пять часов. А это уже серьезно.
Среди пассажиров, которые в этот день делали пересадку на этой же станции, был некий доктор Крутовский, который возвращался в Красноярск. Кто это такой - история умалчивает.
Однако его воспоминания, вовремя обнаруженные в архивных залежах, послужили основой для получения Челябинском "почетного звания".
Так как я этот документ не видел, то продолжаю рассказ по книге "Челябинск" - 1967 год.
Пусть воспоминания этого, неизвестно откуда появившегося в юбилейном 1967 году, доктора останутся на его совести. Так же, как, выпущенная "Политиздатом" в 1965 году, брошюра "Ленин в Красноярске".
Так что же видел Крутовский?
В Челябинске на вокзале он обратил внимание на молодого невысокого пассажира с клинообразной бородкой, необыкновенно живого и подвижного.
Молодой человек, поддерживаемый своими спутниками, добивался от железнодорожного начальства прицепки дополнительного вагона.
"Мы требуем, чтобы пассажирам были созданы самые элементарные человеческие условия" - настойчиво и строго говорил он начальнику станции.
Спустя некоторое время состоялось знакомство будущего вождя и доктора. Дело происходило в буфете вокзала.
За несколько минут до отхода поезда из Челябинска В.И.Ленин сообщил Крутовскому, что начальство удовлетворило требования пассажиров - прицепили к поезду новый вагон - и пригласил перейти в занятое им "купе".
Три года спустя Владимир Ильич вновь побывал на том же вокзале. Только на этот раз уже без доктора.
"Свидетельства" Крутовского было достаточно для вхождения Челябинска в элитный клуб городов, где "ступала нога" Великого Вождя.
А на фасаде вокзала появилась мемориальная доска в память об этом важнейшем историческом событии.
Текст ее гласит - "В феврале 1897 года по пути в сибирскую ссылку и в феврале 1900 года при возвращении обратно В.И.Ленин проезжал через станцию "Челябинск".
6
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
Челябинск - центр Южно - Уральской железной дороги. Здесь живут и работают руководители одной из наиболее стратегически важных российских магистралей.
Здание Управления этим "государством в государстве" расположено на главной площади Челябинска. Его строительство началось в 1938 году.
С началом Великой отечественной войны в город прибывает оборудование заводов, которые, в срочном порядке, успели эвакуировать до захвата фашистами основных промышленных районов Европейской части СССР.
Тандем из трех гигантов - Челябинского тракторного, Ленинградского Кировского и Харьковского дизельного заводов образовал легендарный "Танкоград", который стал основным производителем танков для фронта.
Почти готовое здание Управления дороги, занял бюрократический аппарат вновь созданного Министерства танковой промышленности.
В 1945 году это учреждение расформировали и на его место пришел "настоящий хозяин" - Управление Южно - Уральской железной дороги, работники которого из окон своих кабинетов, свысока взирали на, создававшуюся в то время, центральную площадь города.
Здание Управления Южно - Уральской железной дороги, 1959 год
Это сооружение расположено во дворе здания Управления дороги.
До 1945 года здесь находились гаражи для служебных автомобилей Министерства танковой промышленности.
После окончания формирования квартала домов Южно - Уральской железной дороги, жильцам окрестных зданий предложили приобрести, как сейчас говорят, "приватизировать" эти просторные боксы за символическую плату.
Согласились единицы.Большинство отказалось.
Они просто не знали, что делать с закрытым гаражом во дворе своего дома на главной площади города.
Сегодня последний абзац хотелось бы выделить крупным шрифтом.
Верится с трудом?
Тогда зайдите в этот двор и спросите у старожилов. Если их найдете.
В наши дни в "ведомственных" домах, в квартирах, где площадь подсобных помещений превышает жилую, живут другие люди, с совершенно иной ментальностью.