Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Мир путешествий
Челябинск - счастливый билет - часть третья
| 26.07.2010, 01:55 |
Челябинск и железная дорога
В 1892 году к первой платформе ( другой тогда и не было ) небольшой
уральской станции медленно подъехал низкорослый паровоз с несколькими
вагонами.
Перед небольшим,
построенным из местного гранита, зданием вокзала выстроились военные
музыканты. городская администрация в полном составе, купечество,
духовенство.
Челябинская "знать" встречала прибытие из Златоуста первого поезда.
Торговцы и промышленники возлагали большие
надежды на новую Транссибирскую магистраль, которая открывала прямую
дорогу в центральные районы страны.
Но ни один из встречающих даже и представить себе не мог, какие
глобальные изменения принесет в этот регион простой железнодорожный
путь.
Станция Челябинск, тогда еще совсем небольшая. служила границей между
Самаро - Златоустовской и Сибирской железными дорогами. С завершением
магистрали до Владивостока, трасс на Екатеринбург и Оренбург, ,когда -
то имевшая всего три пути. станция Челябинск становится узловой.
открытой как на север и юг, так на запад и восток.
Тот приземистый, сложенный из гранита, вокзал перестраивается,
добавляется второй этаж, площадь помещений увеличивается в пять раз. Но
вместе со станцией растет пассажиропоток.
К началу шестидесятых годов прошлого века челябинский
железнодорожный вокзал полностью исчерпал свои возможности.
Старая привокзальная площадь, как и в других
городах, представляла собой большой базар с, отходящими в разные
стороны, улочками. заполненными магазинами и. подозрительного вида
забегаловками. Отсюда на север. в сторону центра города уходят две
основные магистрали. - Цвиллинга и Свободы.
С противоположной, южной
стороны, лабиринт привокзальных улочек незаметно переходил в мрачный
рабочий поселок, образовавшийся при заводе бельгийской фирмы "Столь" -
одним из первых иностранных инвесторов.
Состоящий из старых деревянных домиков, почти без
каких - либо видов благоустройства, этот поселок протянулся почти до
старых, закопченных цехов завода.
Когда началось строительство нового вокзального комплекса, решено было
его возвести, не затрагивая существующих станционных сооружений. То есть
сдвинуть на юг, в сторону заводского поселка.
Современному челябинцу это ни о чем
не говорит - понятия о расстояниях изменились вместе с ростом
мегаполиса. Тогда же, в начале шестидесятых годов, поднялась волна
протестов. Жители требовали прекратить строительство из - за
удаленности нового вокзала от города.
Но сооружение комплекса продолжалось
ускоренными темпами и в сентябре 1965 года, состоялось торжественное
открытие нового здания вокзала станции Челябинск, который сразу же стал
новой городской достопримечательностью.
Все было бы великолепно, но не хватало одной важной детали. Бриллианту
требовалась оправа.
Великолепное
сооружение не имело привокзальной площади, не то, что соответствующей
масштабам города и нового вокзала, а вообще никакой. Одно море старых
одноэтажных домиков.
Дело в том, что собственно
вокзал строился на деньги железной дороги. а организацией площади
занимался муниципалитет. Произошла очередная бюрократическая нестыковка.
Подготовленный проект
привокзальной площади пришлось быстро приводить в соответствие со
сложившимися обстоятельствами. В результате были построены несколько
серых панельных пятиэтажных домов, которые образовали временную, как
тогда говорили. площадь. Она же стала постоянной.
Со временем здесь
появилась гостиница, построенная по типовому проекту, монумент "Сказ об
Урале", интересное произведение скульптора В.Зайкова, бетонная копия
которого была установлена прямо напротив главного входа в здание
вокзала. В общем, все временное, недоделанное.
Сегодня, когда снова
изменилось понятие о внутригородских расстояниях, комплекс вокзала
Челябинск - Главный стал одним из важных транспортных узлов центра
города.
Привокзальная площадь значительно расширилась к югу и теперь ее
границей служит завод имени Колющенко, бывший "Столь", возле которого
построена большая транспортная развязка - мечта нескольких поколений
челябинцев.
Новое здание вокзала теперь приблизилось к центру города. Никто уже и не
вспоминает о протестах горожан тогда, в начале строительства. Да и сам
вокзал уже не молод.
В 1965 состоялось торжественное открытие нового здания. Такого в
то время еще не видели.
Архитектор Л. Чуприна, автор проекта восстановления вокзала в
Киеве, почти полностью отошел от канонов, принятых для такого рода
зданий. Только широкая лестница напротив главного входа напоминает, что
мы на вокзале.
То, что увидели первые
посетители, пройдя через три ряда входных дверей с тепловыми завесами
между ними, не могло не поразить. Напомню - шел 1965 год.
Огромное стеклянное здание, перекрытое тремя куполами, просматривалось
на весь его объем. Многочисленные галереи, на которых расположились
кафе, рассчитанные на определенные группы пассажиров. "Минутка" - для
тех, у кого очень мало времени, "Огонек" - для тех, кому предстоит
длительное ожидание и так далее.
Здесь, на вокзале, мы впервые узнали, что такое "снэйк - бар",
попробовали "мягкое мороженное".
Через закрытую галерею можно было пройти в гостиницу для пассажиров -
девятиэтажное здание, на крыше которого разместилось кафе "Конкорс". Это
был настоящий отель, скромно называемый комнатами отдыха.
Надземный переход на
платформы очень напоминает подобный на вокзале в Киеве. Это не узкий
подземный тоннель, а большие залы с окнами на всю высоту, которые
позволяют видеть сверху панораму станции и свой поезд, прибывающий или
отправляющийся.
Здесь тоже,
кроме мест для ожидания, расположились кафе, киоски и даже небольшие
магазинчики.
Газеты особо акцентировали
внимание на диванах для ожидания. Обычно такое сооружение представляло
собой крепкую деревянную скамейку, на спинке которой присутствовала
обязательная надпись МПС - Министерство путей сообщения СССР. А
здесь - удобные мягкие диваны, обитые дермантином, в каждом зале своего
цвета. Правда, таких "мест отдыха" на новом вокзале было ровно половина.
Остальные - деревянные, точнее фанерные.
Так надежнее, решило
руководство и оказалось право. Примерно через год мягкие диваны были
полностью удалены, как "не подлежащие восстановлению".
Но в целом, здание вокзала встретило столетие и тысячелетие в очень
приличном состоянии. В стране началась кампания по строительству новых и
реконструкции существующих вокзалов.
В Челябинске ремонт происходил в три этапа и сегодня он завершен.
Получилось красиво? Конечно, но чересчур богато.
Оригинальный проект здания вокзала выполнен во времена "хрущевской
экономии", что в данном случае позволило архитектору создать ощущение
легкости. воздушности, особой атмосферы приподнятости.
Хотелось бы все это сохранить после реконструкции. Но, к сожалению,
чересчур богатая отделка лишила здание вокзала всего того, что
сохранялось в течении тридцати пяти лет.Сегодня -
это ультрасовременное сооружение, как и много лет, одно из самых лучших
в стране.
Рядом - пригородный вокзал, открытый недавно с большой помпой -
длинноногими девочками, массой воздушных шаров и цветов. Внутри - три
этажа, эскалаторы и роскошь. Все это для приема пассажиров десяти
электричек.
Пригородное сообщение в Челябинске развито не сильно. Так что здание
построено "на вырост".Может когда - нибудь и пригодится.
Железная
дорога в Челябинске занимает особое место.
Огромный
промышленный мегаполис с массой заводов, связанных между собой и внешним
миром стальными рельсами.
Железная дорога - это кровеносная система
города, от четкой работы которой зависит жизнедеятельность всего
организма. Отсюда и особое положение.
Хоть в Челябинске административно и нет Железнодорожного района, но
ведомственные жилые и общественные здания находятся в наиболее
престижных местах города.
Управление
дороги на площади Революции, как и весь квартал принадлежит железной
дороге. Здесь во дворе сохранились ведомственные гаражи для руководящего
состава. Когда - то это был закрытый комплекс, типа домов НКВД на
проспекте Ленина.
Ведомственная территория железной
дороги продолжается на юг, в сторону вокзала, проходя через районы
застроенные "сталинским ампиром", со своими больницами, школами,
телефонной станцией и дворцом культуры, строительство которого совпало с
началом периода "хрущевской экономии". Удалялось все, что хоть
отдаленно напоминало "излишество". Казалось, что отличный проект будет
загублен.
Но, благодаря таланту архитектора Ф.Л.Серебровского, несмотря на жесткую
цензуру, получился прекрасный дворец культуры железнодорожников с,
одним из лучших в городе, театральных залов.
© Copyright: Виленский Юрий, 2009 Свидетельство о публикации №209041700070 Челябинск - счастливый билет - часть четвертая
|
Категория: Возвращение в прошлое | Добавил: defaultNick |
Просмотров: 652 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|