Четверг, 25.04.2024, 14:52

Мир путешествий

Меню сайта
Категории раздела
Познание нового [22]
Возвращение в прошлое [49]
Политкорректность [8]
Только для зарегистрированных пользователей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мир путешествий


Челябинск - счастливый билет - часть вторая
26.07.2010, 01:46

Проспект Ленина

Главная улица Челябинска сохранила свое прежнее название. Так же, как и все остальные.
Какое имя можно дать улице, "родившейся и выросшей" в годы Советской Власти? Увековечить память героев нового времени? Где они, эти герои? Где признанные народом вожди, события, всколыхнувшие всю страну, памятные даты? Ничего нет.
Разве только "новые" праздники типа Дня Независимости России.
Независимости от кого? Может быть от "балласта" в виде бывших республик распавшегося СССР?
Так что, для комиссии по переименованию улиц в Челябинске работы не было, разве что в старой, исторической, части. Но и этот район сегодня превратился в одну сплошную стройку с небольшими "вкраплениями", пока еще сохранившихся, немногочисленных памятников архитектуры.
В течении семидесяти пяти лет Советской власти здесь не произошло кардинальных изменений, однако наиболее интересные, в основном культовые объекты, были снесены или "перепрофилированы". 
Так, что будущие поколения даже и не представляли себе, что, например, протезно - ортопедическое предприятие на улице Труда - это бывшая синагога, запущенное здание склада на улице Васенко - мечеть, а на месте цветочного партера перед театром оперы и балета когда - то возвышался кафедральный Христорождественский собор.
Первые многоэтажные громады, построенные в районе современной площади Революции - "Главный дом", здания обкома, банка и гостиницы "Южный Урал", стали основой центральной части нового проспекта Ленина.
Эти дома, словно пришельцы из другого мира, нависали над старой, преимущественно одноэтажной, деревянной застройкой уездного городка, который даже не мог себе представить, во что он превратится в самое ближайшее время.
Лишь находясь на проспекте, где новые огромные сооружения закрывали убогость старого Челябинска, люди начинали понимать, что тихая, размеренная жизнь заканчивается. А, что будет дальше, никто не знал.
Проспект проходил там, где сейчас расположена площадь Революции и в центральной своей части еще только формировался.
Однако, к тому времени, уже был завершен большой отрезок все той же улицы. Эта часть, длиной в несколько километров, называлась "Соцгород ЧТЗ".
Проспект Ленина начинается у главной проходной, когда - то знаменитого, Тракторного завода - одного из основных символов "Сталинской индустриализации". 
Так как главная улица Челябинска застраивалась в разное время, то по окружающим сооружениям можно изучать историю советской архитектуры, тем более, что проспект довольно просто разделить на условные зоны, каждая из которых представляет определенную эпоху.
Предлагаю начать с более "веселой" - времен "Хрущевской оттепели". Этот участок находится на противоположной, от Тракторного завода, стороне семикилометрового проспекта.
Памятник академику Курчатову.
Находясь здесь, в самой верхней точке проспекта Ленина, начинаешь понимать, насколько необычен и уникален Челябинск.
Как я уже говорил, только в муниципальных границах города находятся два старинных сосновых бора и четыре озера довольно внушительных размеров. Один из этих лесных массивов подходит прямо к центру города, продолжая его главную улицу. С этого места мы и начнем знакомство с проспектом Ленина.
С площади перед памятником академику Курчатову открывается великолепный вид на главную улицу. Но почему память о выдающемся ученом увековечена именно здесь, в Челябинске, да еще на одном из самых престижных мест города? Попробуем проанализировать известную нам информацию.
Скульптура академика - часть комплекса под названием "Расщепленный атом".
Вспомните, чем занимались те люди, в память о которых установлены мемориальные доски на фасаде "Главного дома"?
Челябинск долгое время был закрытым городом для иностранцев.
Далее, обратим внимание на фантастическое количество "Сталинского ампира" в центре города и не только.
А, если заглянем в Южно - Уральский университет, корпуса которого находятся здесь же, напротив, и посмотрим перечень специальностей, которые тут можно получить, то ответ придет сам собой.
То, что тщательно скрывалось в прошлом, хотя этот секрет знал почти каждый житель города. Челябинск был и остается одним из крупнейших центров оборонной промышленности страны.
Часть проспекта Ленина, на которую грозно взирает со своего постамента академик Курчатов, занимает городок Южно - Уральского государственного университета.
В этом же районе, в продолжение проспекта, сосредоточена большая часть научного потенциала города. Далеко не все научно - исследовательские институты пережили смену власти и общественного строя. Выжили сильнейшие и самые необходимые. Но, судя по количеству институтов, расположенных в этом районе, специфическая, челябинская наука все еще необходима государству.
Южно - Уральский государственный университет, в прошлом Челябинский политехнический институт - один из крупнейших и престижнейших ВУЗов России. Здесь учится примерно тридцать тысяч человек.
В отличие от Политехнического института, Университет предлагает сегодня целый спектр специальностей, включая гуманитарные. Это учебное заведение в какой - то мере повторило судьбу самого города.
Созданный в 1942 году, Машиностроительный институт, готовил специалистов для местных и эвакуированных предприятий. Выпуски были небольшие и, после окончания войны, его предполагалось закрыть. Ведь на Урале, в Свердловске, работал один из крупнейших учебных центров - Уральский политехнический институт.
Но тут началась, точнее, продолжилась, но уже в других масштабах, "Эра оборонки", которой требовалось с каждым годом все больше и больше специалистов. Так появилось то, что мы видим сегодня.
Университетский городок расположен по обе стороны проспекта Ленина. Главный корпус был запроектирован в том же "Сталинском ампире" и возводился в три этапа - сначала западное и восточное крыло, а затем - центральная часть. В разгар строительства начались "Хрущевские сокращения". И, если крыльям хоть что - то досталось от опального имперского стиля, то центральную часть упростили до предела.
Сегодня Главному корпусу вернули первоначально запроектированный вид.
Вновь построенная башня со шпилем видна издалека и в целом, даже с добавлениями, реконструированное здание смотрится очень гармонично. Лишь две скульптуры, установленные наверху, выпадают из общего облика.
С одной стороны - сцена самоубийства - девушка, прыгающая вниз с крыши - то ли от несчастной любви, то ли экзамен не сдала.
С другой - притаился между декоративными столбиками персонаж из старого американского фильма "Охотники за привидениями".
Скорее всего, эти две скульптуры вместе с памятником Студенту, внизу, у главного входа - своего рода элемент иронии, попытка немного смягчить надменный имперский вид реконструированного Главного корпуса.

Остальные здания построены в более позднее время и имеют соответствующий вид. Университетский городок расположен довольно компактно и включает в себя, кроме учебных корпусов, общежития, кафе, столовые, дворец спорта, бассейн, поликлинику, предприятия сферы обслуживания - то есть почти полностью автономное образование, расположенное на краю старинного соснового бора.
Если свернуть в один из переулков, то обогнув корпуса Университета, можно снова оказаться у того же леса, а, точнее, около его "облагороженной" части.
До начала строительства студенческого городка и всего окружающего комплекса, граница уникального памятника природы - Городского бора - проходила намного восточнее.
В пятидесятые - шестидесятые годы прошлого века, когда началось бурное развитие этого района, проспект Ленина был продолжен на несколько километров, для чего немного "подвинули", а проще говоря, вырубили эту часть леса.
Хорошо еще, что вовремя остановились. Там, где установлен памятник академику Курчатову, который тоже внес своеобразный "вклад" в дело охраны природы.
А последний дом проспекта, находящийся уже почти в лесу, строился специально для Уральского филиала Академии строительства и архитектуры, впоследствии упраздненной.
Позади университетского городка сохранилась часть бора. Здесь, между вековыми соснами, протянулись дорожки Центрального парка культуры и отдыха, который имеет стандартный набор развлечений, таких же, как и в любом другом большом городе.
Однако в центре парка посетителя ожидает сюрприз.
Когда - то, здесь, в пригородном лесу, была широко развернута добыча природного камня. Строительный "бум" начала двадцатого века привел к значительному увеличению количества открытых горных разработок - каменоломен. Об охране природы тогда никто и не думал.
При организации здесь в 1936 году Центрального парка, перед его создателями встал вопрос - что делать с, разбросанными по всему участку, довольно глубокими и, поэтому опасными, ямами.
Неизвестно, чья это была идея, но получилось великолепно. Старые каменоломни заполнили водой и среди соснового леса появились пруды. Они возникают перед глазами посетителя в самых неожиданных местах - бирюзовое зеркало воды в обрамлении, причудливой формы, гранитных берегов, на фоне вечнозеленых сосен и туй.
Да, это южное дерево хорошо прижилось в уральском климате и поэтому многие аллеи парка обрамлены стройными шеренгами туй, словно где - то на черноморском побережье.

Центральный парк культуры и отдыха имени Ю. А. Гагарина, такое его официальное название, переходит в лес, который спускается в долину реки Миасс. Здесь сохранилось множество живописных уголков и, обычно, прогулка по парку продолжается по самому бору до прибрежной зоны отдыха.
В этом месте когда - то были самые лучшие пляжи с развитой инфраструктурой - раздевалками, душевыми, ресторанами, буфетами. И даже со своей железнодорожной станцией. Почти настоящей.
В 1949 году открылась детская железная дорога, соединившая городок аттракционов собственно парка с местами отдыха на берегу реки Миасс. Она и сегодня перевозит пассажиров.
Дорога реконструирована. Старые деревянные платформы заменены на современные, из железобетонных конструкций, открыты новые железнодорожные станции. И, конечно, полностью заменено оборудование управления движением поездов.
Неизменными остались только вагоны и локомотивы. Еще те, пятидесятых - начала шестидесятых годов, сделанные в Германии специально для детских железных дорог, которые тогда открывались почти в каждом большом городе Советского Союза.
Прокатиться на таком поезде, где голова задевает потолок, где билеты проверяют дети и тепловозом управляют тоже дети, мечтают и взрослые. Только виду не подают.
С открытием новой станции рядом с главным входом в Центральный парк, Малая Южно - Уральская железная дорога превратилась в один из видов городского транспорта, соединяющий главную улицу Челябинска с центром парка культуры и отдыха, зоологическим парком и прибрежной зоной отдыха.
В комплекс также входит Центральный стадион, тоже захвативший свою долю древнего городского бора.
Таким образом, этот, назовем его "академическим", район, один из немногих в городе, не только не имеет вредных производств, но даже наоборот, находится в зеленой зоне.
Здесь много домов, построенных в конце пятидесятых, начале шестидесятых годов прошлого века с просторными и удобными квартирами, планировка которых идет еще от тех, "ампирных" сооружений.
В то время массовое строительство "клетушек" или, как их еще называют "хрущевок", еще только начиналось и возведение зданий по обе стороны западной части проспекта Ленина пришлось на "переходный период".
Начиная со здания Педагогического университета, мы оставляем "хрущевскую" и вступаем в "сталинскую" эпоху, которая длилась двадцать восемь лет, а в нашем случае, примерно три километра.
Алое поле. Как на месте площади Революции когда - то был пустырь, то и с западной стороны город заканчивалась почти так же. Здесь возвышался небольшой, но очень своеобразный и удивительно гармоничный храм святого Александра Невского. Церковь построена по проекту архитектора Померанцева, автора проекта здания Верхних торговых рядов в Москве, известного нам как ГУМ на Красной площади. Большую часть средств на постройку Храма дал император Николай II.
В 1925 году здесь появился памятник Ленину, один из первых в стране. Сооружение очень необычное. Если вы окажетесь на Алом поле, посмотрите на скульптуру вождя, спрятанную в раковине стиля "модерн". Сравните лицо Ленина здесь с любым подобным памятником, которых разбросано по России великое множество. Хотя бы с тем, что возвышается совсем рядом, на площади Революции. Такого Ленина вы еще не видели. 
В 1936 году здесь был выстроен комплекс жилых зданий для государственных служащих, более известный в народе как "Дома НКВД".
Расположенный строго по центральной оси памятника Ленину, он должен был служить южной границей новой Главной площади Челябинска. Но, видимо, высокопоставленные жильцы этих домов не очень хотели, чтобы массы гуляющих трудящихся лицезрели их "элитный комплекс".
Возможно, были и другие причины, но вскоре, в том же 1936 году, было определено новое место для Главной площади. Там оно и сегодня.
Комплекс "Домов НКВД", с момента постройки и почти до конца шестидесятых годов прошлого века, работал в автономном режиме. Здесь были свои магазины. предприятия сферы обслуживания и даже свой концертный зал.
Чтобы попасть в квартиру, нужно было пройти во двор через специальную проходную, работники которой принадлежали к известному ведомству. Также как и большинство жильцов.
Но, несмотря на все эти предосторожности, они не избежали участи обитателей московского "Дома на набережной". Еще один его челябинский "филиал". И не последний.
Вместо парадной площади был разбит парк, причем детский. Малолюдный днем и пустынный ночью, он служил своеобразной зеленой зоной для местной элиты из соседних домов.
Вокруг Ильича появилась Аллея пионеров-героев. И надо же так случиться, что маленьких мучеников за советскую Россию оказалось ровно 12, как апостолов.
Получилось коммунистическое святилище с детскими надгробиями вне мест захоронения (у скульпторов это называется "кенотаф").
Сохранилась и Александровская церковь. Конечно без куполов, превращенная в склад для фондов Челябинской картинной галереи.
Потом здесь работал Планетарий, один из немногих в стране. Внутренняя сторона купола храма идеально подходила для имитации звездного неба, а новейшее, по тому времени, немецкое "цейссовское" оборудование, создавало на этом "экране" великолепные эффекты. Но даже этот подарок "братской страны" не удалось сохранить.
Сегодня здесь органный зал. Русская православная церковь уже и не говорит о возврате храма в прежний статус. Орган переносить некуда.

Дворец творчества молодежи, бывший пионеров, построен в 1978 году. Вернее его новая часть. За этот проект группа архитекторов под руководством Баранова получила премию Ленинского комсомола. Здесь есть прекрасный театральный зал, спортивный корпус и даже обсерватория, расположенная на башне с раздвигающимся серебристым куполом.
Этот парк, находящийся в самом центре города, сегодня стал одним из наиболее предпочтительных мест для будущей застройки. Но не жильем, а коммерческими объектами. Пока же городские власти объявили его территорию "охранной зоной". Посмотрим, что будет дальше.
Перед тем, как проспект Ленина словно вливается в площадь Революции, есть еще одно интересное место, небольшая площадь.
Здание Публичной библиотеки - ее центр - это типовой проект. Но, благодаря фантазии архитекторов М. Мочаловой и Б. Петрова, он превратился в индивидуальный. а окружающие здания служили фоном для него, несмотря на более почтенный возраст.
Но примерно с середины семидесятых годов прошлого века начался балаган. Прямо напротив Публичной библиотеки возвели безликое семиэтажное административное здание, которое сразу же нарушило все сложившееся равновесие.
Чтобы хоть как то выделить эту типовую коробку, на всю ее высоту установили решетку из каслинского литья, которая стала одной из достопримечательностей города.
Позже здесь появились еще несколько подобных сооружений. А в наше время этот балаган дополнили два высотных здания бизнес - центров. Тех, которые "стремились попасть" на главную площадь. И им это почти удалось.
Несмотря на то, что на главную площадь их все - таки не пустили, панорама западной ее части сегодня уже безнадежно испорчена.

Следующая часть проспекта считается наиболее интересной с архитектурной точки зрения.
Отрезок от улицы Свободы до Кирова, включая здания, расположенные на северной стороне площади Революции - центральная часть проспекта Ленина. Именно этот участок является лицом и визитной карточкой города такого масштаба.

Если другие участки проспекта, как и все улицы центра, заполнены магазинами, ресторанами, казино и прочими предприятиями по выкачиванию денег, то здесь почти нет торговых точек, за исключением нескольких, сохранивших свои функции и даже названия еще с советских времен.
Конечно, бизнес добрался и сюда, но он очень гармонично вписался в эту, пока еще, не испорченную перестройками, часть проспекта.
Этот дом расположен на перекрестке с улицей Свободы и завершает самый гармоничный участок главной улицы Челябинска.

До пересечения с железнодорожной линией на Екатеринбург проспект продолжает центр города, его "парадный фасад".
Но здесь господствует совсем иной стиль.
Еще с советских времен эта часть улицы представляла собой "архитектурный балаган", однако, благодаря тому, что выдерживалась примерно одинаковая высота зданий, создавалась видимость единства. Но, когда в 1975 году здесь построили высотку - по тем временам - института "Гипромез", рухнули и те, последние остатки, гармонии.
Сегодня в этой части проспекта царствует бизнес. Застраивается любой свободный квадратный метр, появляются огромные торговые центры. Очередное новое здание гармонирует только само с собой, точнее с требованиями его заказчиков, совершенно игнорируя окружающее пространство.
Каждый новый проект по - своему красив. Но, когда они собраны вместе на коротком отрезке улицы, создается ощущение дискомфорта.
Может быть это мое личное, субъективное мнение.
За железнодорожным и автомобильным мостом начинается Тракторозаводский район, получивший свое название от одного из самых известных заводов страны - ЧТЗ.  Достаточно аббревиатуры, настолько она вошла в историю.
Этот завод, построенный в 1933 году - символ Советского Союза, а точнее существующего строя. Официальное событие - выпуск первого трактора - стало одним из факторов, доказывающих всему миру, а, прежде всего, своему народу, победу нового режима.
Как и строительство Московского метрополитена, "Уралмаша", канала имени Москвы и еще нескольких подобных объектов.
Этот "штучный товар" представляя собой внешнюю сторону строя, вызывал в народе чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Обратная сторона медали - начавшийся буквально в следующем году, сразу после загадочного убийства Кирова, массовый террор, окончательно укрепил позиции существующего тоталитарного строя.
Впрочем, аресты и расстрелы ни в чем не повинных людей, а потом и их палачей, не прекращались со времени Октябрьского переворота 1917 года, но наиболее массовый, угрожающий характер они приобрели после завершения строительства и пуска нескольких гигантов индустриализации, в том числе и ЧТЗ. Трактора делали и в Сталинграде, и в Харькове. Но слишком много примеров - тоже плохо. Это противоречит основным принципам рекламы.
Внимание всего мира было сконцентрировано на нескольких крупных объектах. Сталинская пропаганда победила. Положение СССР в мире укрепилось настолько, что в эти несколько лет его признали и установили с ним дипломатические отношения почти все крупные страны. А еще - начали бояться.
Ведь специалисты прекрасно понимали, для какой цели был построен, например, Челябинский тракторный завод.
Но мало кто знал, что после того, как строитель - доброволец М. Я. Макагон вывел из ворот, украшенный гирляндами цветов и лозунгами, первый трактор, главный конвейер не был запущен. Его "доводили" еще несколько лет, специально выписанные из Германии, инженеры и техники.
Сталинская пропаганда не ограничилась фактом пуска в эксплуатацию промышленного гиганта. Лозунги, с которыми, как с хоругвями, люди шли на демонстрации в дни новых, советских, праздников, нужно было, хоть частично, подтверждать на деле.
Челябинский тракторный завод строился на ровном степном участке, к востоку от центра.
Судя по расстоянию от границы существующего тогда Челябинска, вообще непонятно, какое он имеет отношение к городу. Ведь в сознании жителя современного мегаполиса и человека из маленького провинциального степного городка одно и то же расстояние воспринимается по - разному.
Для челябинца образца 1933 года те пять километров от Главной проходной ЧТЗ до Народного дома казались "дистанцией огромного размера". Конечно, об ежедневных поездках на работу из старого города на такое расстояние нечего было и думать. И некому.
Кадры для нового промышленного гиганта в тогдашнем Челябинске просто не существовали.
Пришлось завозить и срочно строить для них жилье, желательно вблизи места работы и по - возможности более концентрировано.
Так возник вокруг ЧТЗ "соцгород", состоящий из типовых четырехэтажных зданий. Такие рабочие поселки с довольно развитой инфраструктурой возводились по всей стране, окружая новые промышленные гиганты. Эти "соцгорода" тоже служили объектом пропаганды для внешнего мира и средством привлечения рабочих, в основном, вытягивая их из деревень, где тогда жила основная масса населения страны.
Если сравнить количество приезжих, работающих тогда на заводе с размерами рабочего поселка в его современных границах, то становится ясно, что вся эта разрекламированная инфраструктура была доступна далеко не всем. То, как жила большая часть "новых горожан", старались не афишировать.
Так называемые "общежития" представляли собой, построенные на скорую руку, бараки - длинный коридор и множество комнат по обе его стороны, заполненных по максимуму. А когда не хватало и такого жилья, строили землянки.
Но пропаганда делала свое дело. Люди терпели, надеялись и верили. Тем более, что назад, в деревню, дороги не было.
"Сталинская коллективизация" в разгаре, "средний класс", презрительно называемый "кулаками", к тому времени практически прекратил свое существование, а традиционный русский деревенский образ жизни находился в состоянии распада.
Эти обстоятельства и "выталкивали" последние остатки трудоспособного населения в город, на строительство "флагманов индустриализации".
Вот такой примерно была история возникновения ЧТЗ, она же и определила специфику застройки восточной части Челябинска и его главной улицы, вернее того его отрезка, который проходит в пределах Тракторозаводского района.
Главная улица города начинается около здания заводоуправления ЧТЗ и проходит через тот самый "соцгородок", который долгое время служил рекламой достижений Советской власти.
Инвесторы не торопятся вкладывать деньги в это место. Для того, чтобы возвести здесь очередной бизнес - центр, нужно, в первую очередь, расчистить территорию, то есть снести все эти обветшалые строения. Они находятся в таком состоянии, что говорить об их ремонте просто не имеет смысла. То же самое относится ко всей инфраструктуре района.
В другом положении находится проспект Ленина.
Восточная его часть с момента постройки была "лицом района". Здесь представлено все лучшее - дворец культуры Челябинского тракторного завода, отдельно стоящий концертный зал, известный под названием - театр ЧТЗ, образовательный центр завода, экспериментальная фабрика - кухня, которая была скорее объектом политическим, нежели социальным.
В те годы подобные сооружения возводились по всей стране. Предполагалось, что они освободят советскую семью от заботы о приготовлении пищи. Тем самым люди будут иметь больше свободного времени для культурного отдыха.
Центром досуга в районе становится Дворец культуры - место интенсивной пропагандистской работы.
Все эти сооружения построены в едином, модном тогда стиле "конструктивизм" или иначе - "баухаус". Такой "стандартный набор" получили все крупные промышленные центры Советского Союза. И, несмотря на политическое основание. людям достались прекрасные места для отдыха - парки, концертные и выставочные залы, спортивные городки. Тем более, что культуре тела в те годы придавалось особое внимание - молодежь готовили к службе в армии.
"Соцгород" заканчивается в районе Комсомольской площади. К моменту ее образования стиль "конструктивизм" начинает постепенно заменяться все на тот же "сталинский ампир", пока еще довольно примитивный, во многом сохранивший черты "баухауза".
В конце сороковых годов аскетичный "конструктивизм" был предан опале. Это относится и к проспекту Ленина, который уверенно продвигался в западном направлении, стремясь быстрее воссоединиться с его центральной частью. Отрезок улицы от Комсомольской площади до железнодорожной линии на Екатеринбург застраивался именно в это время и резко отличается от предыдущей, "соцгородской" части.
Здесь уже господствует "сталинский ампир", правда в начальной стадии. Эта часть проспекта - парадный въезд. Красивые многоэтажные дома встречают гостей Тракторозаводского района.
К началу второй мировой войны, точнее ее переходу на территорию Советского Союза, проспект Ленина от Заводоуправления ЧТЗ до мостов был полностью сформирован.
Со стороны центра города ему навстречу приближалась цепочка мощных имперских зданий. Казалось, что пройдет еще несколько лет, и главная улица Челябинска превратится в единое целое.
Но, начавшаяся в 1941 году, война изменила систему приоритетов. В Челябинск хлынули огромные толпы беженцев из, занятых врагом, районов. Вместе с людьми прибывали целые заводы, точнее их оборудование, которое надо было где - то разместить. Так же, как и людей.
Строительство "ампирных" зданий с шикарными квартирами прекратилось. Приближалась дождливая осень, а за ней и зима с ее уральскими морозами. Началось ускоренное возведение заводских цехов. Эвакуированных самостоятельно или с заводами людей заселяли в существующий жилой фонд, уплотняя челябинцев, проживавших в, и без того не очень просторных квартирах. Но это подселение проблему не решило.
Поэтому по всему городу, особенно в заводских районах, появилось множество бараков и землянок. Тут уже было не до проспекта.
Таким образом, на участке между улицей Свободы и границей Тракторозаводского района, застройка проспекта Ленина прервалась. Успели завершить строительство лишь нескольких зданий, а из оставшегося пространства "полез" старый Челябинск, с его деревянными домиками, грязью и убогостью.
Застройка этого участка продолжилась спустя несколько лет после Победы и уже без единого плана, а только в интересах заказчика. Так продолжается и сегодня.
Поэтому эта часть проспекта Ленина, несмотря на, невиданную ранее, плотность застройки, имеет вид "архитектурного балагана". Что - то здесь изменить сегодня просто нереально. Да и не нужно.
Пусть этот отрезок главной улицы так и останется своеобразным музеем "постсоциалистического" или "раннекапиталистического" Челябинска.

Заповедник "Сталинского ампира"


Сегодня, во времена новой политической реальности, когда Уральский регион открыл миру часть своих богатств и возможностей, подобное "рассекречивание" стало своего рода шоком даже для тех, кто все долгие годы "холодной войны", делал карьеру на этой закрытости.
Действительность оказалась намного интересней "теоретических изысканий" и политических мифов.
Мир с удивлением узнал, что где - то там, на далеком Урале, существует мощнейшее "государство в государстве", превосходящее по многим показателям саму "старушку" Европу.
В этом отношении Челябинск, как важнейшая часть региона, не стал исключением.
Гостей, впервые оказавшихся в городе, прежде всего, поражает его центр.
Площадь Революции, проспект Ленина - символы Челябинска, его визитная карточка. Но еще большее удивление вызывает, то количество зданий в стиле "Сталинского ампира", благодаря которым город имеет вполне столичный облик.
Вот он, тот самый "счастливый билет", вернее его последствия. И в большей степени - результат "Атомного проекта". Но не только.
Официально Челябинск - обыкновенный российский областной центр. Почти все, что здесь имеет в своем названии слово "Южно - Уральский" - не более чем претензия на "столичность" в местном варианте.
Главный город Урала, конечно же, Екатеринбург. Как раньше, так и теперь. Тем более, что сегодня его статус, с созданием Уральского Федерального округа, закреплен официально.
Но, и в этом случае, Челябинск не сдается. С тех пор, как город "совершил прыжок" и оказался в одном "клубе" со своим северным соседом, продолжается это многолетнее противостояние. И кое в чем Челябинск выигрывает.
Например, в количестве и разнообразии зданий в стиле "Сталинского ампира".
Екатеринбург, переименованный коммунистами в Свердловск, начал формироваться как столица "советского" Уральского региона в двадцатых и первой половине тридцатых годов прошлого века. Поэтому центральная часть города заполнена, большей частью, зданиями в, господствующем тогда стиле "конструктивизм", предполагающим максимальный аскетизм и предельную упрощенность.
Челябинску в этом отношении повезло больше. Разработка проекта и строительство городского центра началось здесь немного позже. Всего, на какие - то несколько лет. Но они полностью изменили принятый подход к внешнему облику города.
После рассказа о Площади Революции и проспекте Ленина я хотел закрыть эту тему. Но не получилось. И вот почему.
Сооружений, выполненных в стиле "Сталинский ампир", в городе оказалось так много, что даже для меня, привыкшего к ним с детства, это стало своего рода сюрпризом.
В 1947 году на челябинскую землю был высажен "десант" - почти полный выпуск Московского архитектурного института. Не поехали единицы и в том числе Ирина Архипова, будущая оперная звезда, талант которой впоследствии расцвел на сцене Большого театра.
Эта группа молодых специалистов и стала основой для создания своей собственной, челябинской "архитектурной школы", лучшие времена которой пришлись на эпоху расцвета "Сталинского ампира", полностью заменившего аскетичный "конструктивизм".
Стиля, поддержанного имперскими амбициями страны - победительницы, страны, начинающей интенсивное развитие "атомного проекта". Для этой цели в Челябинске собираются лучшие силы, крупные ученые, имена которых, в большинстве, нам неизвестны до сих пор.
Начатое незадолго до второй мировой войны, гигантское строительство нового городского центра, получило "дополнительное дыхание". Финансирование шло из разных источников, как открытых, так и закрытых. Но ограничений почти не было.
В результате получился несколько необычный, но безумно интересный в плане архитектуры, город. И не только его центральная часть, но и отдаленные районы, точнее жилые поселки при промышленных гигантах, окружающих Челябинск со всех сторон.
Рассказывая о городе, который известен как один из центров производства всего того, чем сильна современная Россия, невозможно оставить в стороне относительно небольшой район, расположенный к юго - востоку от площади Революции.
Несмотря на то, что "имперские" сооружения так и остались основным градообразующим элементом и в других районах Челябинска, эти, прилегающие к проспекту Ленина, несколько улиц можно, без преувеличения, назвать "заповедником", местом наибольшей концентрации сооружений "Сталинского ампира" в городе.
Считается, что зона, о которой идет речь, почти целиком принадлежит железной дороге. В какой - то мере так и есть. Огромный бюрократический аппарат этого мощного ведомства, точнее его представители, в свое время получили, а затем и приватизировали прекрасные "имперские" квартиры. Те самые, в которых площадь подсобных помещений превышает жилую.
Однако, здесь вы не встретите ни машиниста электровоза, ни слесаря локомотивного депо, ни поездного диспетчера. "Железнодорожное государство" представлено только своим высшим командным составом и "нужными людьми".
Дом номер 80 по улице Свободы, построенный в конце тридцатых годов прошлого века, считается местом проживания "высшего звена" руководителей Южно - Уральской магистрали. Здесь, на втором этаже, находится служебная квартира начальника дороги.
Сегодня в этих "ведомственных" домах вы встретите разный народ, чаще всего имеющий весьма отдаленное отношение к Российским железным дорогам.
Замкнутость этой всесильной организации давно стала очередным "мифом". Как и то, что большая часть зданий "заповедника" принадлежит ей.
Кто же еще обитает в этих "хоромах"?
Все крупнейшие предприятия Челябинска удалены от центра города на довольно приличное расстояние и окружены так называемыми "рабочими поселками".
Однако, почти каждый крупный завод имеет в "заповеднике" свое ведомственное здание, чаще всего не одно. Здесь обычно живет "верхушка" предприятия.
Вот, например, дом трубопрокатного завода со служебными квартирами для начальства.

С переходом к новой общественной формации изменился и порядок приоритетов. "Заповедник Сталинского ампира" превратился в район престижного жилья, цена которого переходит все возможные пределы.
Однако некоторые предприятия пока еще сохранили здесь свое ведомственное имущество. Такие дома очень легко определить по их внешнему виду.
Так и соседствуют сегодня среди "имперской лепнины" совершенно разные люди - "новые русские" бизнесмены, бывшие и нынешние "руководители производства", отставные военные, их дети и многочисленные наследники.
Сам же, один из наиболее престижных ныне районов, начинался с... кладбища.
Здесь, на людских костях, в 1936 году было выстроено необычное, по тому времени, сооружение - кинотеатр имени Пушкина, ставший градообразующей основой для будущего строительства в этой зоне. Много лет кинотеатр оставался одним из крупнейших в стране.
"Из всех искусств для нас важнейшим является кино". Так говорил в свое время первый коммунистический премьер Владимир Ленин.
А что могло служить в то время альтернативой этому мощнейшему средству пропаганды? Газеты? Но всем ли они тогда были доступны? Ведь большая часть населения России оставалась неграмотной. Именно та, к которой и была обращена мощнейшая пропагандистская машина.
Вождь как всегда оказался прав.
Кино становилось главным источником коммунистической пропаганды. По всей стране началось бурное строительство кинотеатров. Они возводились, в основном, по индивидуальному проекту.
Основная цель - превратить каждое посещение в незабываемый праздник.
Кроме собственно фильма, зрителям предлагалась дополнительная культурная программа. Примерно за полчаса до сеанса в фойе начиналось выступление оркестра, состоящего из музыкантов довольно высокого уровня, обычно с консерваторским образованием.
Лишние деньги не повредят, считали одни, а, учитывая размеры зарплат профессионалов от культуры в то время, другим эта "подработка" просто помогала выжить.
Праздник продолжался и в буфетах, где иногда удавалось достать что - нибудь "дефицитное".
Сегодня кинотеатр имени Пушкина превращен в необычный "гибрид" под названием "Театр плюс кино". В верхнем зале по - прежнему демонстрируются фильмы, в основном американские, а внизу разместился муниципальный театр "Манекен".
Под красивым телевизионным названием скрывается проблема - почти полное отсутствие отечественных фильмов. Зрители голосуют ногами, а старейшему в городе кинотеатру хватает и одного полупустого зрительного зала.
Другой попросту сдан в аренду под прикрытием "фигового листочка" единого культурного комплекса.
Сам же кинотеатр имени Пушкина - один из первых многозальных - типичный образец, тогда еще зарождавшегося "ампира". Он сконцентрировал вокруг себя первые дома "заповедника".
Пройдитесь по окружающим улицам, посмотрите на необычные сооружения, лепные карнизы, балконы, эркеры, скульптуры. И тогда вы сможете представить себе уровень "заботы" тоталитарного строя о своих лучших умах, но, большей частью, о "номенклатуре".
У этой сказки часто бывал и другой конец.
Отсюда, из этой социалистической роскоши для избранных, увозили в известном направлении, в большинстве случаев без всякой надежды на возвращение.
Те единицы, которым удалось выжить в сталинских лагерях, "имперские" громады площади Революции, проспекта Ленина и этого "заповедника ампира", напоминали о совершенно иной, лагерной жизни, которую хотелось забыть как можно скорее.
То, что мы видели в "номенклатурном заповеднике", на площади Революции и проспекте Ленина - лишь малая часть челябинской "имперской архитектуры".
Представители той самой архитектурной школы 1947 года выпуска создавали проекты не только для центральной части города, но и для заводских рабочих поселков.
Так "ампир" становится "визитной карточкой" и для отдаленных районов. Причем, каждый из этих "соцгородков" имеет свое лицо. Иногда это даже один дом, глядя на который, коренной челябинец безошибочно определит его местонахождение.
Этот "дом с башней" стал символом Тракторозаводского района. Удивительно гармоничное здание все того же Ф.Л Серебровского.
Роскошный типовой, что для "ампира" большая редкость, проект Дворца культуры Челябинского металлургического комбината.
Сам Металлургический район - еще один "заповедник" "Сталинского ампира", пожалуй, даже больше первого.
В какую бы часть мегаполиса, а я имею в виду не только Челябинск, но и его пригороды - Копейск, Коркино, Еманжелинск - вы не попадете, везде будут, сохранившиеся в том или ином виде, колосья, гербы, звезды и целеустремленные лица "правильных" рабочих и колхозников, чем - то похожие на одну и ту же типовую модель - "зомби"
К концу пятидесятых годов прошлого века "заповедник Сталинского ампира", тот, что в центре Челябинска, подошел к площади Революции с востока.
Успели построить великолепное здание "Челябэнерго", а, на противоположной стороне - символ новой, "хрущевской", эпохи - Совет Народного хозяйства, который и стал "могильщиком" "Сталинского ампира".
Совнархозы просуществовали недолго. До конца правления Н. С. Хрущева. В 1964 году этих никому ни нужных "монстров" расформировали, а здание, уже отдаленно напоминавшее былое "имперское величие", занял Городской Совет депутатов трудящихся.
То, что ныне называется мэрией.
Здесь проходит граница "заповедника", за которой начинается новая эпоха в жизни города, эпоха, вернувшая Челябинск в "барачно - панельный" беспредел.
Ситуация парадоксальная, но более грустная, чем смешная.
С каждой стороны площади Революции, на расстоянии квартала, замыкая его, проходит по улице. На востоке - уже знакомая нам Цвиллинга. Улица, которой достался "счастливый билет", застроена, в пределах центра города, "имперскими" зданиями - составной частью "заповедника Сталинского ампира". 
С противоположной, западной стороны, при разработке второго Генерального плана 1947 года, была запроектирована еще одна улица, зеркальное отражение первой.
"Новая" политика Коммунистической партии, в которой приоритетной целью стала борьба с "излишествами", разделила центрвльную часть Челябинска на две половины, абсолютно разные.
Если "большевику" Цвиллингу досталась "ампирная" сказка, то "большевику" Елькину, а его именем названа "западная" улица, не досталось ничего. Кроме хаотичной застройки, состоящей из частных гаражей, сараев, сохранившихся еще с времен войны, бараков, небольших мастерских и заводиков.
По какому принципу все это строилось до сих пор осталось загадкой.
Так, в самом центре огромного города образовалась "мертвая зона". Для людей там места почти не оставалось.
Проблему эту городские власти решили очень просто. Сохранив существующий "балаган", все свободное пространство застроили типовыми панельными пятиэтажками грязно - серого цвета.
И, хотя люди жили в самом центре города, для того, чтобы попасть, например, на площадь Революции, нужно было затратить немало времени.
Или пробираться напрямую, через дворы, похожие на свалки, утопая по колено в грязи.
Сейчас здесь ведутся большие работы.
Прокладываются новые улицы - на этот раз по логично составленному проекту. Уже сегодня отсюда, за считанные минуты, можно добраться почти до всех объектов центра Челябинского мегаполиса.
Район меняется на глазах. На месте "барачно - панельного" беспредела выросли кварталы красивых современных зданий.
Конечно, проект 1947 года, предполагавший возведение здесь "ампирного заповедника", выполнить уже невозможно. Его место теперь в музее.
А, разбросанных по всему городу, имперских зданий в стиле "Сталинского ампира", достаточно для придания Челябинску особого "шарма" и столичного лоска.
Того, который невозможно найти в большинстве городов необъятной России.

© Copyright: Виленский Юрий, 2009
Свидетельство о публикации №209041700070

Челябинск - счастливый билет - часть третья
Категория: Возвращение в прошлое | Добавил: defaultNick
Просмотров: 1317 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: