Московский Кремль. Сердце столицы. Он прекрасен с любого ракурса, но особенно красив, если любоваться им с Большого Каменного моста или с противоположной стороны Москва - реки, Софийской набережной.
Перед глазами разворачивается великолепная панорама.
По левую сторону от Кремля - восстановленный Храм Христа Спасителя, фасад которого, по замыслу его архитектора К. А. Тона, служил визуальным продолжением Кремля, его древних соборов - Архангельского, Успенского и Благовещенского.
Современная Москва - гигантский мегаполис, самый большой город России и один из крупнейших в мире.
Считается, что за годы, прошедшие после развала Советского Союза, российская столица фантастически похорошела. Скажите, кто помнит, а когда в нашем обозримом прошлом Москва была некрасива?
Этот город я начал ощущать примерно с середины шестидесятых годов прошлого века.
В то время, названное потом "оттепелью", Москва интенсивно застраивалась. Да, были и "Черемушки", районы однотипных "пяти", а, немного позднее, "девятиэтажек". Но тогда они решали и частично решили жилищную проблему.
Первое в стране скоростное шоссе, подобие немецкого "автобана" и американского "хайвэя" - Московская кольцевая автодорога - МКАД ( протяженность 109 километров, по три полосы движения в каждую сторону и ни одного светофора ), определила на долгие годы границы Москвы.
Помпезные Ленинский, Комсомольский, Кутузовский и другие проспекты стали лицом столицы огромной империи, закрытой от всего остального мира.
Москва с ее символами государственности - Кремль, Красная площадь, Мавзолей Ленина, с ее имперскими "сталинскими" домами, искренне воспринималась нами как самый красивый город планеты.
Как выглядела столица на киноэкране? "Я шагаю по Москве", "Зеленый огонек" - эти лирические фильмы несли на всю огромную страну прекрасный, романтичный образ города.
Какой красивой была Москва в семидесятые годы?
Конечно, архитектура значительно упростилась, стала более функциональной, но, и в этом виде она сохранила имперские символы. Самая большая в Европе гостиница "Россия", здание Совета Экономической Взаимопомощи, Калининский проспект - ныне Новый Арбат.
Проведение в 1980 году в Москве, пусть и в урезанном вида, ввиду международного бойкота СССР, Олимпиады добавило городу множество великолепных сооружений.
До сих пор в мире нет аналога тому размаху, с которым вся страна готовила свою столицу к Олимпиаде.
В каждый период времени Москва была прекрасна по - своему, как был изящен для своей эпохи первый телефонный аппарат, радиоприемник, паровоз, граммофон.
Сейчас Москва не просто похорошела. Город великолепен, но для своего времени и своего "потребителя".
.
Если же нам захочется охватить взглядом весь город или хотя бы часть его, то в Москве это тоже не проблема. Смотровые площадки, расположенные на Останкинской телебашне, в комплексе "Москва - сити" и на других высотных зданиях помогут это сделать.
Но есть в столице место, с которого, по моему мнению, открывается наиболее интересный вид.
Отсюда, с Воробьевых гор, просматривается примерно пятая часть Москвы. Немного.
Но в панораме этой пятой части оказались почти все наиболее известные столичные достопримечательности.
Разных стилей и эпох. От древнего Кремля до ультрасовременного комплекса "Москва - сити".
Присоединяйтесь!
В центре панорамы - "сердце столицы" - Московский Кремль. Левее - блестит золотой купол Храма Христа Спасителя. Можно также разглядеть Книгохранилище Российской Государственной библиотеки. Немного поближе к нам - Новодевичий монастырь.
В том же направлении - блеск стеклянных фасадов комплекса "Москва - Сити", шпиль гостиницы "Украина", "Белый дом", Новый Арбат.
Вдали, в дымке, устремленная в небо, игла Останкинской телебашни. Правее, но значительно ближе, беломраморное, с золотой короной, здание Российской Академии наук. Еще одна телебашня - "Шуховская", одна из первых такого рода. Находится возле старого телецентра на улице Шаболовка. Названа в честь конструктора этого сооружения инженера Шухова.
Теперь посмотрим прямо. На противоположном, левом берегу Москва - реки, там, где она полукругом огибает бывший окраинный район "Лужники", сегодня находятся сооружения, входящие в комплекс Центрального стадиона имени В. И. Ленина.
Прямо, в центре - Большая спортивная арена на сто двадцать тысяч мест - самый большой стадион страны и один из крупнейших в мире.
В 1980 году здесь проходили соревнования Московской Олимпиады. Несмотря на бойкот со стороны ряда стран, Игры состоялись, а церемонии Открытия и Закрытия до сих пор сохраняются в памяти не только участников, но и миллионов зрителей со всего мира.
На территории комплекса также находятся - Малая Спортивная арена, плавательный бассейн и Дворец спорта.
.
Теперь спустимся со смотровой площадки "Воробьевы горы", чтобы посмотреть эти и другие московские достопримечательности вблизи.
.
Раздел первый - Пешеходная часть
.
Начнем с исторического центра, а точнее, Храма Христа Спасителя - главного Кафедрального Собора Русской Православной церкви.
.
Храм Христа Спасителя
.
Одна из наиболее известных "новых" московских достопримечательностей, которой подходит выражение о том, что именно новое - это давно забытое старое.
"Забытое" так хорошо, что последующие поколения, в том числе и мое, понятия не имели об этом сооружении и о том, что с ним произошло. А нашим родителям просто приказали "забыть". Они и молчали, потому что привыкли выполнять приказы.
Ведь у многих еще оставались в памяти сталинские времена и все то, что с ними связано.
Для нас, выросших в ином мире, тоже далеко не идеальном, но все - таки в ином, место, где возведена эта "забытая" "новая" достопримечательность, олицетворялось с тогда самым большим в стране открытым плавательным бассейном. "Москва".
Храм Христа Спасителя был построен в память о победе России над Наполеоном в войне 1812 года и по замыслу своих создателей должен был перекликаться с Успенским, Архангельским и Благовещенским соборами Московского Кремля, которые послужили его прототипами.
Средства для строительства собирались по всей стране, а само здание завершено в 1889 году. Это грандиозное сооружение, высотой 103 метра, должно было служить вторым кафедральным собором Русской Православной церкви, после Исаакиевского, в Санкт - Петербурге.
В начале тридцатых годов прошлого века Советская власть уже окончательно укрепилась на всей огромной территории бывшей Российской Империи.
Потенциальные и фиктивные враги частично были уничтожены, частично нейтрализованы. Но ненадолго, всего на несколько лет, до их полной физической ликвидации.
Завершилось отделение церкви от государства. Старые идолы были разгромлены. С невиданным доселе энтузиазмом разорялись храмы и монастыри, сжигались старинные иконы, взрывались построенные на века здания.
Конечно, большая часть этих погромов проходила по указаниям "сверху", но та ярость, с какой все это исполнялось, приводила в изумление, а потом и в ужас сам "верх".
Сталин и его окружение прекрасно понимали, что, если срочно не дать народу новых "идолов" вместо свергнутых, то может разразиться катастрофа, которая сметет и их самих. И страна получила новую религию - коммунизм.
Основной задачей становится превращение Советского Союза в Великую державу, а Москва, как столица новой Империи, должна была соответствовать этому статусу.
Создаются новые святые и святыни.
Здесь коммунисты не придумали ничего нового - за основу были приняты принципы построения общества в соответствии с христианскими религиозными канонами, с добавлением сюда некоторых символов, взятых из религий древнего Египта, Греции и Рима.
Первым советским канонизированным святым стал сам великий вождь - Ульянов - Ленин. Он захоронен по традициям Древнего Египта - мумифицирование и помещение в Мавзолей - уменьшенной копии пирамид.
Новая, коммунистическая религия требовала также и своих храмов, конечно отличающихся и от христианских и от всех других конфессий. Храмов, спроектированных на основе совершенно иной концепции.
Возведение самого большого в стране здания - "Дворца Советов" - коммунистического кафедрального собора, считалось наиболее приоритетной задачей, что впоследствии, было зафиксировано в Первом Генеральном плане реконструкции и развития Москвы 1935 года.
"Дворец Советов" предполагалось возвести там, где находился храм Христа Спасителя.
Место, выбранное для строительства этого, фантастических размеров, сооружения было идеальным - в самом центре, рядом с Кремлем.
Кроме того, здание прекрасно просматривалось с разных точек города.
В 1931 году Храм Христа Спасителя был взорван, а на освободившейся территории развернулось строительство грандиозного "Дворца Советов".
К началу Второй Мировой войны, точнее перехода ее в 1941 году на территорию СССР, был готов лишь фундамент гигантского здания.
Работы приостановили, часть готовых металлоконструкций пошла на изготовление противотанковых "ежей" для обороны Москвы. А по окончании войны строительство этого никому не нужного "циклопа" прекратилось. Так в центре столицы образовался пустырь, превращенный позже в открытый плавательный бассейн "Москва".
Сейчас бассейна уже нет, а снова есть Храм Христа Спасителя, точнее, его усовершенствованная, согласно требованиям времени, копия.
Храм возводился круглосуточно, днем и ночью. Пик строительства пришелся на самое тяжелое для новой России время - почти полный развал экономики, "дикая" приватизация и дефолт. Однако работы не останавливалось ни на один день и в январе 2000 года состоялось освящение собора. Сегодня Храм гордо возвышается рядом с Кремлем, возвратившись на свое "законное" место.
.
Волхонка, Манежная, Моховая
.
Район Храма Христа Спасителя - по количеству достопримечательностей и интересных мест - один среди наиболее насыщенных в Москве.
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина - второй в стране после Эрмитажа по значению и объему хранения. Когда говорят - "Музей на Волхонке", нет смысла уточнять, что это такое.
Увы! Это далеко не Эрмитаж, и не Лувр, и не Прадо.
.
Волхонка, небольшая улица, которая соединяет Храм Христа Спасителя с Московским Кремлем.
В этом районе находится несколько музеев, так или иначе связанных с "Пушкинским" - Музей личных коллекций, Галерея искусств стран Европы и Америки XIX - XX веков и частные картинные галереи художников А. Шилова и И. Глазунова.
.
Улица Волхонка, вокруг которой сконцентрированы эти "художественные" достопримечательности, выходит на Боровицкую площадь и перед нами предстает Кремль во всей его красе.
Перед нами - Боровицкая башня, названная в честь холма, на котором собственно и стоит Кремль. Через ворота этой башни сюда прибывают почетные гости и руководство страны.
.
22 сентября 1969 года здесь, почти на самом въезде в Кремль, произошел террористический акт - покушение на Генерального секретаря Центрального комитета КПСС.
Л. И. Брежнев находился в машине вместе с космонавтом А. Николаевым. В этом же кортеже, но в другом автомобиле, ехала еще одна группа космонавтов.
Но ничего, пронесло. Это было первое в истории СССР, фактическое, не выдуманное, покушение на жизнь лидера государства.
Материалы следствия проходят под грифом "секретно". Говорят, что нападавший стрелял в первый автомобиль кортежа, а Брежнев находился где - то в середине, согласно действующим тогда нормам КГБ по охране VIP - персон.
Но, так или иначе, Леонид Ильич после этого происшествия, руководил страной еще много лет, давая повод сегодня ностальгировать о временах "Брежневского застоя ".
.
Напротив Боровицкой башни, на холме высится самое красивое здание Москвы - "Дом Пашкова". Он построен в 1784 - 1786 годах по заказу лейб - поручика Семеновского полка Пашкова архитектором Василием Баженовым. Однако до сих пор точное авторство не установлено.
Возникает вопрос - как мог простой офицер построить себе такой особняк в одном из [ уже тогда! ] самых престижных мест второй столицы.
Да, и в то время эти сомнения были вполне правомерны.
Оказывается, лейб - поручик Пашков был сыном денщика Петра Первого.
Дом стоит на Знаменском холме, под которым проходят несколько линий метрополитена. Много лет это сооружение находится в состоянии ремонта из - за проблем с грунтом, но не только. Здание принадлежит Российской Государственной библиотеке - организации не очень богатой. И, почти столько же времени "Пашков дом" находится в аварийном состоянии.
В Москве говорят, что где - то в подвалах этого здания спрятана знаменитая библиотека Ивана Грозного.
Может быть, но пока ничего не нашли.
Михаил Булгаков в своем романе "Мастер и Маргарита" описал этот дом, как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея.
"На закате солнца, высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло.
Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами.
Но им город был виден почти до самых краев. (...) Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг".
.
"Дом Пашкова" расположен на Моховой улице, которая протянулась параллельно Кремлю.
Следующие кварталы занимают корпуса Российской Государственной библиотеки, а далее - комплекс исторических зданий Московского государственного университета.
Так называемый "Старый" корпус построен в 1786 - 1793 годах по оригинальному проекту М. Ф. Казакова, расширен и перестроен в 1817 - 1819 годах архитектором Д. Жилярди в рамках восстановления Москвы после "Наполеоновского пожара" 1812 года.
"Новый" корпус полностью был закончен позже, к 1837 году архитектором Е. Тюриным.
Многие представляют это учебное заведение по роскошной "Сталинской" высотке на Воробьевых горах.
Часть факультетов Московского университета переехала туда в 1953 году.
С тех пор те, чья студенческая жизнь прошла здесь, в центре, с гордостью подчеркивают, что они выпускники "С Моховой".
.
Квартал Воздвиженка - Моховая - Знаменка вплоть до Арбатской площади занимают здания Министерства обороны Российской Федерации, а в огромном беломраморном доме, выходящем главным фасадом на Арбат, размещается Генеральный Штаб.
.
По другую сторону Моховой протянулся боковой фасад Манежа - творение архитектора Бове и инженера Бетанкура. Построенное в 1817 году, это, чисто функциональное, сооружение предназначалось для военных парадов, тренировок, иначе - Дворец спорта для верховой езды.
Здание считается шедевром мировой архитектуры. Точнее - инженерной мысли девятнадцатого, да и нашего двадцать первого века.
Деревянные конструкции, в частности, перекрытия больших пролетов и слуховые окна впервые были использованы на этом сооружении.
После пожара, который несколько лет назад вспыхнул здесь, в Центральном выставочном зале, который сегодня размещается в бывшем Манеже, от здания остались только фасады. Один из них выходит на Манежную площадь.
.
Когда - то от Манежа до гостиницы "Москва" простиралось огромное асфальтированное поле, названное проспектом Маркса. Оно образовалось после сноса Охотного ряда, мясного и рыбного базаров прямо под стенами Кремля.
Лавки и склады этих "ароматных" заведений тянулись почти до Большого театра.
Часть, освободившейся после сноса, территории заняло огромное здание гостиницы "Москва".
Отсюда должна была начинаться главная улица столицы Империи - проспект Коммунизма, ось, соединявшая два символа - Дворец Советов и первый отель, построенный при новой власти.
Возвести успели только гостиницу, а вместо всех остальных проектов Москва получила огромное асфальтированное поле, где не было даже движения транспорта.
В шестидесятые годы площадь "украсил" небольшой камень, надпись на котором сообщала, что здесь в 1967 году будет сооружен памятник пятидесятилетнему юбилею Советской власти.
Прошли семидесятые, восьмидесятые, девяностые, а камень так и стоял посреди поля, и увидеть его, тем более прочитать надпись можно было только при помощи бинокля.
На окружающих площадь улицах кипела жизнь, а здесь, совсем рядом, было пусто.
Наступивший, вслед за "развитым социализмом", "капитализм Советского разлива", не смог обойти вниманием такое "поле деятельности". Здесь появился подземный торговый центр, а сама площадь превратилась в оригинальный променад с каналами, скульптурами сказочных персонажей и просто местами для отдыха.
.
Гостиница "Москва" была не просто местом временного проживания гостей столицы.
Памятник Советской архитектуры, возведенный в самом сердце Москвы, в нескольких сотнях метров от стен Кремля, "Москва" много лет считалась главной гостиницей страны.
Она задумывалась как величественный символ победы социалистического строя.
Здание первоначально проектировалось в стиле конструктивизма - официального стиля того времени.
Авторами проекта были молодые архитекторы Л. Савельев и О. Стапран.
Строительство гостиницы "Москва" началось в 1930 году и ознаменовалось стартом генеральной реконструкции исторического центра Москвы, которая продолжалась до семидесятых годов прошлого века.
Строительные работы уже велись, когда архитектурная политика Советского государства совершила резкий поворот - на смену аскетическому конструктивизму пришел величественный неоклассицизм, в советском варианте - так называемый "Сталинский Ампир".
Для переделки проекта был привлечен крупный советский архитектор, академик А. Щусев, прославившийся в частности созданием Мавзолея Ленина.
Будучи знатоком и конструктивизма, и классического стиля, Щусев удачно переработал декор будущей гостиницы, украсил строгие фасады капителями и виньетками, живописью Герасимова и Серова.
Здание стало более величественным, фасад со стороны Манежной площади украсили портик и две внушительные башни - правда, асимметричные, что послужило источником для слухов и легенд.
По слухам, проект гостиницы "Москва" был подан на утверждение лично Сталину. На рисунке фасад здания был разделен вертикальной чертой, и Сталин должен был выбрать, какая часть ему нравится больше - левая или правая.
Вождь, однако, написал одобрительную резолюцию ровно посередине рисунка, а уточнять, что он имел в виду, никто не решился. Так у гостиницы "Москва" появились знаменитые асимметричные башни.
На самом деле все было намного проще.
Привлечение к проектированию архитектора Щусева практически сводило на нет работу Л. Савельева и О. Стапрана. Прежде всего в плане организационном.
Академик А. В. Щусев в то время был одним из ведущих архитекторов. Свое звание он получил еще до революции, которую встретил в разгар строительства здания Казанского вокзала в Москва.
Несмотря на, открыто декларированное, неприятие новой власти, коммунисты относились к нему очень благосклонно.
Настолько, что поручили строительство своей главной "святыни".
По проекту А. В. Щусева на Красной площади было построено три мавзолея - два временных, деревянных и постоянный. Тот, который мы видим сегодня.
Между академиком А. В. Щусевым и молодыми архитекторами сразу возникли напряженные отношения.
Поэтому проектирование разных частей здания производилось двумя раздельными группами.
Так на главном фасаде появились две ассиметричные башни = левая Л. Савельева и О. Стапрана, правая - А. В. Щусева.
Гостиница "Москва" приняла первых посетителей в 1935 году.
Много лет оставаясь самой крупной гостиницей СССР, "Москва" пользовалась репутацией престижного отеля международного класса. Восхищение приезжих иностранцев вызывали не только комфортабельность и уют гостиницы, но и отделка номеров, в которой использовались ценные породы дерева, лепнина, мрамор и бронза, произведения живописи и скульптуры. Для мягкой мебели специально создали новую ткань - "полушелк".
В номерах и ресторанах гостиницы снималось кино, в стенах "Москвы" разворачивалось действие многих литературных произведений. Среди знаменитых постояльцев отеля - Валерий Чкалов, Алексей Стаханов, Илья Эренбург, Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Аркадий Райкин, Юрий Гагарин, Фредерик Жолио-Кюри, Пабло Неруда.
20 июля 2003 года гостиница "Москва" была закрыта на реконструкцию, а с 15 сентября того же года начался демонтаж здания.
В ноябре 2003 года, когда торжественно отмечалось 130-летие со дня рождения А. Щусева, снос гостиницы "Москва" уже шел полным ходом, и к августу 2004 года гостиница была практически снесена.
Здание ликвидировали, оставив в самом центре Москвы голое поле с кучами мусора.
Что - то не получалось с инвесторами.
Так пустырь и простоял несколько лет.
Чтобы прикрыть этот срам, городские власти стали уже поговаривать о продолжении променада от Манежной площади до Большого театра, тем самым используя место снесенного отеля для парка.
Но тут нашелся богатый инвестор и начался процесс "воссоздания гостиницы по первоначальному замыслу архитекторов".
Что же получилось? Отель или "элитное жилье" с видом на Кремль? И то, и другое.
Многофункциональный комплекс "Москва" - так он теперь называется - располагает апартаментами класса "Супер - премиум", чьими владельцами могут стать активные потребители товаров класса "люкс", а также обладает редкими для центра Москвы, и крайне востребованными наземными и подземными парковками для гостей, арендаторов, владельцев апартаментов.
Торговая Галерея находится в исторической зоне Кремля, в непосредственной близости к другим отелям высокого уровня, офисам, государственным учреждениям, объектам культуры и досуга.
В этой связи целевая группа потребителей товаров и услуг относится к высокодоходной категории.
Торговая галерея "Москва" - место "шопинга" также для тех, кто остановился в пяти, расположенных в шаговой доступности отелях - "Метрополь", "Ritz-Carlton", "Националь", "Арарат парк Хайатт", "Four Seasons".
Среди постояльцев этих отелей - ведущие политики и бизнесмены, звезды шоу-бизнеса, известные спортсмены.
Только давайте на этот раз не будем говорить про цены.
.
Манежная улица,которая начинается от Боровицкой башни, проходит параллельно Моховой по другую сторону Центрального выставочного зала. Здесь, примерно в средней части западной стены Московского Кремля, находится Троицкая башня, вторая по высоте, после Спасской.
Манежная улица тянется вдоль русла реки Неглинка, которая впадает в Москва - реку в районе Боровицкой площади.
Когда - то судоходная, сегодня она по всей своей длине течет под землей, в тоннеле, построенном еще в девятнадцатом веке.
Начинается река из болот близ Марьиной рощи и течет с севера на юг.
Быстрый рост населения Москвы привел к тому, что уже к концу восемнадцатого века Неглинка была настолько загрязнена стекавшими с улиц нечистотами, что вода ее считалась опасной для здоровья.
По плану Екатерины Второй, в 1775 году должны были заключить реку Неглинку в открытый канал, по берегам устроить бульвары для гулянья, а по восточному берегу реки проложить из Мытищ до Кузнецкого моста водопровод с фонтанами. Проект был выполнен почти в полном объеме.
После пожара 1812 года "Комиссия для строения города Москвы" постановила - "Открытый канал с бассейнами по недостаточному в нем течению воды от накопившейся нечистоты, производящей неприятность в воздухе, перекрыв арками, засыпать". Что и было осуществлено в 1817 - 1819 годах.
Во второй половине девятнадцатого века коллектор Неглинки уже не справлялся с потоком.
Ситуация усугублялась тем, что владельцы стоявших рядом домов устраивали самовольные врезки, через которые сбрасывали в реку нечистоты.
Троицкая башня Московского Кремля связана с "Кутафьей". Эта ажурная башенка, в те времена, когда Москва - река и Неглинка были частью оборонительных сооружений Кремля, служила воротами для входа на мост через, ныне подземную, реку.
Между Манежной улицей и западной стеной Кремля расположен Александровский сад.
Он создан по распоряжению Императора Александра Первого и призван был служить памятью об Отечественной войне 1812 года. А также дать москвичам возможность вновь ощутить радость мирной жизни.
Сегодня Александровский сад хранит символ еще одной победы русского оружия - у Кремлевской стены расположен мемориал, построенный в 1967 году и посвященный Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
Здесь горит Вечный огонь и на главном посту страны у Могилы Неизвестного Солдата несут караульную службу военнослужащие Президентского полка.
Почетный караул из двух часовых первоначально был учрежден у Мавзолея В. И. Ленина в 1924 году, но в 1993 году его упразднили, а в 1996 году Пост Номер Один был восстановлен в этом, священном для народа, месте.
Прекрасная решетка Александровского сада, которая содержит символы победы русского оружия, выходит на Манежную площадь, на то самое асфальтированное поле, которое получилось после сноса Охотного ряда.
Слева - главная улица столицы - Тверская.
Она начинается весьма символически - двумя отелями высшего класса Националь тот, в котором в 1918 году поселилось первое Коммунистическое правительство страны после переезда из Петрограда в Москву.
Второй Ритц Карлтон построенный на месте недавно снесенной тридцати этажной башни гостиницы Интурист
Улица Моховая продолжается дальше но уже под другим именем - Охотный ряд и до Лубянской площади опять меняет название - Театральный проезд.
При выходе из Александровского сада, с правой стороны, высится сказочное здание Государственного Исторического музея.
Перед ним, установленный в 1995 году, памятник Маршалу Победы Г. К. Жукову работы скульптора В. М. Клыкова.
Манежная площадь сегодня - это не то пустое асфальтированное поле с камнем посередине.
Сейчас здесь своего рода туристический центр Москвы - многочисленные экскурсионные группы, продажа сувениров и путеводителей, частные гиды, туристические автобусы.
Манежная площадь - это "фойе" перед входом туда, где "начинается Земля, как известно - от Кремля".
Точнее, от вмонтированного в мостовую памятного знака "Нулевой километр автодорог Российской Федерации", что напротив Воскресенских { Иверских } ворот. Знак был установлен здесь в 1996 году.
Существует традиция - стать в центре круга и бросить монетку через плечо. Смысл понятен.
Вернуться в Москву еще раз, а может быть и не один.
.
Многовековой спектакль Красной площади
.
Ознакомившись с тем, что находится в "фойе" мы переходим в "театральный зал" и сразу попадаем в сказку Красной площади.
Проходов два. Первый - около Кремлевской стены.
Второй - между Государственным Историческим музеем и зданием, в котором до 1917 года размещалась Московская Городская Дума, а после 1924 года - Музей В. И. Ленина.
Помните - "В воскресный день, с сестрой моей мы вышли со двора. "Я поведу тебя в музей", - сказала мне сестра".
После смены политических приоритетов на какое - то время Дума снова вернулась в это здание. Сегодня здесь - филиал Исторического музея.
Второй проход встречает нас Воскресенскими воротами, В народе их еще называют Иверскими - часовня Иверской иконы Божией Матери расположена за дверью между двумя арками.
Разобранные в тридцатые годы прошлого века, сегодня ворота восстановлены по оригинальным чертежам.
.
Часто гости столицы, посетив Красную площадь, задают такой вопрос.
Москва - город довольно прагматичный, столица Великой Державы, город Имперской архитектуры. Откуда же здесь, в самом центре огромного мегаполиса, появилась и сохранилась такая сказка?
Несмотря на общее впечатление единой гармонии, окружающие площадь здания, построены в разных архитектурных стилях и в разное время.
"Площадь перед Кремлем есть главный рынок города. В продолжении целого дня тут кишит народ. Вся эта площадь полна лавками, а равно и все примыкающие к ней улицы и свой квартал, так, что купцы, торгующие шелком,не мешаются с продавцами сукна и полотна" - так писал путешественник Адам Олеарий в 1630 году.
Торговля на Красной площади велась уже с пятнадцатого века Система базаров начиналась на нынешней Манежной площади продолжаясь в сторону Лубянки, а также выходила на Красную площадь, спускаясь к Москва реке.
В начале девятнадцатого века, во время восстановления Москвы после пожара 1812 года, городские власти наконец обратили внимание на состояние центральной площади
Лавки довольно неопрятного вида захватили почти все пространство и даже проезжую часть.
Поэтому на первом этапе предполагалось построить на площади или около нее специальное здание с целью переноса туда всех торговых помещений.
.
Вдоль Красной площади на всю ее длину, в 1883 году по проекту архитектора А Померанцева и инженера В.Шухова строится огромное, даже по современным меркам, торговое сооружение.
Здание Верхних торговых рядов представляет собой Пассаж, состоящий из трех линий с магазинами с каждой стороны. Каждая такая "улица" перекрыта специальной арочной конструкцией.
Трудно себе представить, что этот "Торгово - развлекательный центр" построен в позапрошлом веке.
Но прошло совсем немного времени и снова обнаружилась та же проблема - нехватка торговых площадей. В продолжении Верхних, строятся Нижние торговые ряды с таким же фасадом, как у "старшего брата" - в старорусском стиле.
На параллельных улицах Китай - города, района, находящегося позади Верхних Торговых рядов, возводятся новые торговые центры типа "Гостиного двора".
После Октябрьского переворота 1917 года все это торговое богатство национализируется, а магазины закрываются.
Только непонятно, куда пропал весь товар.
Помещения бывших магазинов заняли различные конторы, которых при Советской власти развелось множество. То же было и в "Гостином дворе", и в других местах. Торгово - финансовый Китай - город превратился в сборище никому не нужных фирм типа "Рога и копыта" из романа И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой теленок".
В 1954 году здание Верхних Торговых рядов освобождают от контор и, после ремонта, на Красной площади открывается самый большой в стране Государственный универсальный магазин - ГУМ.
Советские люди приезжали в Москву за покупками. Из - за постоянного дефицита - невозможности купить иногда даже самые элементарные вещи.
Москва была тем островком, где, отстояв огромные очереди, можно было хоть как - то, что - то, где - то приобрести.
В центре города сложился "туристическо - торговый треугольник" - ГУМ, ЦУМ, "Детский мир".
Вот между этими тремя вершинами и тусовалась масса приезжих со всех концов огромной страны.
ГУМ - Государственный универсальный магазин сегодня выполняет точно ту же функцию, для которой и был возведен.
Сейчас здесь множество небольших магазинов известнейших фирм, естественно далеко не дешевых.
Кафе на мостиках, эскалаторы, лифты - полный набор обычного западного мола.
На Красной площади, ближе к реке, высится внешне точно такое же сооружение, но немного поменьше - Нижние торговые ряды.
В советское время здесь располагались различные учреждения, в основном Министерства Обороны. Поэтому потребовалось намного больше времени, чтобы их выселить.
Сейчас полным ходом идет реконструкция этого сооружения.
Сзади Нижних торговых рядов находится, прямоугольный в плане, "Московский Гостиный двор".
В прошлом, здание, несмотря на близость к Кремлю, имело ужасный вид.
И это с фасада. А огромный внутренний двор представлял собой некое подобие мусорной свалки.
Сегодня, после реконструкции, "Гостиный двор" изменился неузнаваемо.
Все внутренние пространство перекрыто стеклянным куполом и используется для проведения разного рода выставок и презентаций.
Здание надстроено и так мастерски реконструировано, что со стороны наружного фасада этих изменений почти не видно.
Здесь также много эксклюзивных магазинов и даже магазинов - музеев.
.
Противоположная сторона Красной площади. На ней находится главная часть того, что мир ассоциирует со словами "Москва" И "Россия". Кремлевская стена здесь не граница между двумя отдельными частями а, наоборот, поддерживает утверждение, что Московский Кремль и Красная площадь - одно целое.
Спасская башня со знаменитыми часами, которые своим боем будят всю страну. По ним сверяют время во всех концах огромной державы.
Ворота этой башни предназначались для торжественных шествий, через них въезжали в Кремль цари и почетные гости.
Символ Советской власти - Мавзолей В. И. Ленина. Тоже часть истории страны. Отношение к этому творению Академика А. В. Щусева неоднозначное, но и сегодня в Мавзолей тянется очередь любопытных туристов.
"Пост номер один". Так во времена Советского Союза называли караул около самого святого места страны - Мавзолея Ленина на Красной площади.
Сегодня эту, созданную архитектором А. Щусевым, усыпальницу лишили ее круглосуточного "шоу" - смену караула.
"Шоу", которое должен был увидеть каждый гражданин СССР, приезжающий в столицу. Нет, никто никого не заставлял.
Люди добровольно выстаивали огромную очередь, а, вернувшись домой. еще долго вспоминали об этом событии.
.
Возвращаемся к сказке.
"Покровский собор, что на рву" построен в южной части Красной площади в 1552 году в честь взятия русскими войсками Казани. Этой победой и присоединением Казанского Ханства завершилось объединение русских земель.
"На рву" означает, что в шестнадцатом веке здесь находился ров, заполненный водой. Он, как и Москва - река, и Неглинка был частью оборонительных сооружений Кремля.
"Народное название" собора - Храм Василия Блаженного.
.
За собором начинается Васильевский спуск, выходящий на набережную Москва - реки.
С левой стороны, в продолжение здания Нижних Торговых рядов, тянется... забор.
Трудно себе представить, что в самом сердце страны, напротив Кремля появится такая "достопримечательность" - самый настоящий пустырь, окруженный высоким забором, используемым для размещения рекламы. Все, что осталось от крупнейшей в Европе гостиницы "Россия".
Так продолжается уже много времени.
Подрастает новое поколение, для которого это поле станет объективной реальностью, существующей вечно.
Также как для нас бассейн "Москва" на месте Храма Христа Спасителя.
Гостиница "Россия" - один из самых известных отелей мира. Почти сразу после окончания строительства она была включена в книгу рекордов Гиннеса, как самый масштабный отель в Европе.
Строительство гостиницы "Россия" началось в 1964 году в историческом центре Москвы, в Зарядье, на улице Варварка, одной из старейших и красивейших улиц столицы.
В начале шестидесятых годов прошлого века на страницах советской прессы развернулась бурная полемика о судьбе этого района.
Несмотря на многочисленные выступления видных архитекторов и художников, москвичей, прессы, единодушно возражающих против строительства рядом с Кремлем, гостиница была построена в таком виде, в котором предложил Н. С. Хрущев.
Первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза был инициатором возведения здания Кремлевского Дворца Съездов, который был построен в 1961 году прямо на территории Московского Кремля.
Здание проектировалось как площадка для проведения общественно-политических мероприятий. Так, в 1960 - 80-х годах его стены принимали делегатов XXII - XXVII съездов КПСС.
Зрительный зал дворца рассчитывался на 4000 мест. В то же время Председатель Мао построил в Пекине подобное здание на 6000 мест.
Такого неравенства Никита Сергеевич стерпеть не смог и дал указание об изменении проекта.
Для делегатов съездов и различных конференций Н. С. Хрущев предложил построить отель. Здесь же, на Красной площади. Чтоб было близко до работы.
Так родилась идея о возведении огромной гостиницы на Варварке, в Зарядье.
Улица Варварка, основная магистраль района, пестрит золотыми куполами старинных соборов и церквей
Среди всего этого великолепия возвышалась гостиница "Россия", которая в течении многих лет была самой грандиозной в Москве.
Теперь она разрушена. Вместе с лучшим в Москве концертным залом, вместе с двухзальным кинотеатром с самым современным оборудованием.
Нет инвесторов, нет инвестиций.
Больше тридцати лет на месте уничтоженного Храма Христа Спасителя был пустырь.
Не один год пустует площадка снесенной гостиницы "Россия".
В конце концов время все расставит на свои места.
Может быть его уже нет, этого пустыря?
Скорее всего.
Надеюсь, что великолепная московская архитектурная школа подарит нам сооружение,