Среда, 24.04.2024, 11:49

Мир путешествий

Меню сайта
Категории раздела
Познание нового [22]
Возвращение в прошлое [49]
Политкорректность [8]
Только для зарегистрированных пользователей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мир путешествий


Челябинск - счастливый билет - часть первая
02.04.2009, 18:25

 

 

 
 
     

            "Город растет, как человек, Ребенок не похож на юношу, а юноша - на старика. Человек смертен, а город бессмертен, и в нем воплощается жизнь человека, его труд, знания и творческий полет".
 
Собираясь написать рассказ о Челябинске, я провел своего рода мини - опрос среди некоторых своих знакомых, жителей центральной России, не имевших и не имеющих никакого отношения к Уральскому региону.
Образованные люди, объехавшие половину мира, при слове "Челябинск" морщили лоб, пытаясь вспомнить, где находится этот город, а вспомнив, выдавали один и тот же набор стереотипов. 
Одна из причин такой ограниченности - многолетняя закрытость города, как и всего Уральского региона, от внешнего мира из - за оборонного характера большинства его предприятий. Но и сегодня, несмотря на снятие большей части запретов, этот район - словно белое пятно на туристической карте России.
Маленький ребенок, до определенного возраста, воспринимает окружающий мир как аксиому. Он жадно впитывает все, что видит и слышит.
Критическое отношение к действительности приходит значительно позже, а пока ему и сравнивать не с чем. Первые впечатления откладываются в детской головке и со временем переходят в привычку.
Просто перестаешь замечать окружающие здания, улицы, природу. Кажется, что это было и будет вечно.
Так начинался и мой роман с Челябинском.
Прожив в этом городе определенную часть жизни, а затем, сменив место обитания, я смог взглянуть на Челябинск иным взглядом, со стороны. А, позже, поездив по миру, получил возможность сравнивать и анализировать. Тем более, что, покинув этот город еще в эпоху "развитого социализма", вернулся туда при ином общественном строе - даже не знаю, как его назвать.
Оказалось, что все то, что отложилось у меня в памяти с далекого детства, в действительности выглядит несколько иначе, а сравнения с теми местами, где я побывал, часто оказывались не в пользу последних.
Что такое Челябинск? Огромный промышленный город на Урале, один из "столпов" советской, а теперь российской, экономики. Все это так.
Но, кроме промышленных "монстров", в городе есть еще много того, что порой отсутствует даже в больших мегаполисах той, же Европы.
Знаете ли вы, что уральский город Челябинск находится не совсем на Урале. Административно да, а географически нет.
Почти по центру города, с севера на юг, примерно по трассе железной дороги на Екатеринбург, проходит геологическая граница между Уральскими горами и Западно Сибирской низменностью. Одной ногой там, другой здесь.
Да и до "настоящих" гор не так уж и близко. Примерно девяносто километров на запад, в сторону Европы, там, где она граничит с Азией.
Челябинск, хоть и считается уральским городом, но расположен на обычной равнине с редкими березовыми "колками". Это то, что и лесом назвать нельзя - так, группа деревьев. А в самом городе нас ждет сюрприз.
Два огромных сосновых бора, один из которых выходит прямо на главную улицу. И еще множество озер. Только в административных границах города их четыре.
История Челябинска так же необычна, как и окружающая его природа. В советское время специалисты делили ее на два абсолютно непохожих периода - "до" и "после". "До" - это до революции или Октябрьского переворота 1917 года.
По моему мнению, они правы, только разделяет эти две эпохи не 1917, а 1927 год. Точнее начало строительства первого объекта "сталинской" индустриализации - крупной электростанции, базы для дальнейшего развития промышленности.
Кажется, что Челябинску достался счастливый билет. Из захудалого провинциального степного городка, которых в России тысячи, он превратился в один из крупнейших мегаполисов страны.
Но действительно ли счастливым оказался тот билет? Трудно сказать. Есть много плюсов, но каждая медаль имеет свою обратную сторону.
Думал ли в сентябре 1736 года некий полковник Тевкелев, закладывая на берегу реки Миасс небольшую сторожевую крепость, во что превратится его детище. Эта была даже не крепость, а один из охранных постов по дороге на Оренбург - южному форпосту России по пути на восток, в Сибирь, колонизация которой еще только начиналась.
Докладная записка этого полковника и стала основанием для отсчета возраста города.
 
 
Так примерно выглядела челябинская "крепость". И не только она. Это "типовой проект" с небольшим отличием. В большинстве других подобных охранных постов для строительства стен применялся дерн, а челябинская крепость была немного выше по статусу. И здесь уже стены покрепче, из бревен.
 
Площадь Революции
 
Площадь Революции. Центр Челябинска.
Если вы хотите не просто познакомиться, но хотя бы немного понять этот город, заглянуть в его душу, начинать нужно именно отсюда.
Окружающие площадь монументальные здания не подавляют своей мощью, а наоборот, подчеркивают огромный внутренний потенциал этого российского мегаполиса, важнейшей составляющей уральского региона - "опорного края державы".
Именно такая идея лежала в основе второго Генерального плана развития Челябинска 1947 года, который окончательно определил масштаб застройки его центральной части.
Главная площадь одного из крупнейших городов страны - победительницы, страны. диктовавшей свою волю половине мира, должна была соответствовать статусу "Великой Державы".
"Сталинский ампир", широко применявшийся в то время - это своеобразный симбиоз архитектурных стилей с элементами оформления, используемыми в Древней Греции и Риме. Его еще называют имперским, пафосным, высокомерным.
В этом стиле предполагалось построить все сооружения главной площади. Но проект не был выполнен. Страна восстанавливала разрушенные войной города. Катастрофически не хватало жилья, огромные заводы лежали в руинах.Для помпезности время еще не пришло. Поэтому вместо "плаца" для имперских парадов, Челябинск получил нечто совсем иное.
Сегодня формирование комплекса этой, одной из крупнейших площадей Европы, можно считать завершенным. Здесь, словно на "карнавале архитектуры", представлены практически все стили и направления, применявшиеся в строительстве в течении двадцатого века.
Западная сторона площади совершенно непохожа на восточную, северная на южную, а каждый уголок сам по себе отличается от своего соседа, словно работает в автономном режиме.
Но, несмотря на этот архитектурный "балаган", ансамбль центральной площади Челябинска смотрится как единое целое. Во многом благодаря, установленному здесь, обязательному в советское время, памятнику Ленину.
Точно подобранные скульптором Л. Головницким и архитектором Е. Александровым, пропорции комплекса, а в него входит не только сама скульптура и постамент, но и гостевые трибуны, объединили все сооружения площади. А могло быть и иначе.
В Москве, например, после сноса памятника Дзержинскому, ансамбль одной из красивейших площадей столицы распался, несмотря на то, что все окружающие здания остались на своих местах.
Поэтому спасибо тем, кто решал судьбу города после развала Советской империи.
Хорошо, что также не изменили и название. Площадь возникла и сформировалась в годы советской власти и тем самым стала своеобразным памятником этому периоду.
Молодое поколение новой России довольно смутно представляет себе, о какой революции идет речь. Да и не все ли равно. Это название воспринимается сегодняшней молодежью как данность, своего рода памятник определенной, незнакомой им эпохе. Даже если идет речь о тоталитарном строе. Ведь при всех своих плюсах и минусах, для Челябинска, каким мы его знаем сегодня, он стал и отцом, и матерью.
Площадь Революции - не просто официальный центр. Это еще и душа города. Сюда приходят в праздники, здесь фотографируются новобрачные, собираются спонтанные митинги.
Когда - то, после обязательного прохождения в колонне первомайских или ноябрьских "демонстрантов", передохнув за праздничным столом, уже вечером мы приходили сюда. Смотрели салют, встречались с друзьями, выпивали, знакомились.
Рано утром, после школьного выпускного бала, здесь мы отмечали завершение одного из этапов своей жизни. Из всех концов огромного города сюда двигался бело - черный поток. Традиционная школьная форма в этот день была заменена на белые платья и черные костюмы. Здесь начался наш путь в "большую жизнь". У каждого она сложилась по - разному, но отправная точка у всех была одна.
Северная и восточная стороны площади Революции - это торжество "сталинского ампира". Огромный жилой дом, занимающий почти всю северную часть, построен в 1940 году, Он также, как и здание гостиницы "Южный Урал", представляют собой образцы раннего, довоенного "ампира".
Этот, так называемый, "Главный дом Челябинска" протянулся между двумя улицами, выходя на них своими боковыми фасадами. Справа - бывшая Большая, ныне улица, названная в честь С. М. Цвиллинга.
Про него известно немного. Этот загадочный молодой человек, двадцати двух лет от роду, солдат царской армии, волею случая, оказавшийся в Челябинске в смутное время между Февральской революцией и Октябрьским переворотом 1917 года, стал председателем городского Совета, фактически главой городской администрации.
Правда, выполнять свои прямые обязанности было некогда. Да и правил он недолго. Через несколько месяцев Цвиллинг погиб в бою с, захватившими город, чешскими военнопленными, среди которых был создатель Швейка писатель Ярослав Гашек.
О самом же товарище Цвиллинге напоминает еще маленький деревянный дом на улице его имени.Там, где он жил с женой и ребенком. А также здание Театра юных зрителей в западной части площади Революции, тогда самое большое общественное сооружение города, ставшее в те смутные годы челябинским "Смольным".
И еще небольшой памятник на той же улице. Памятник, к которому местные жители так привыкли, что просто не замечают его, а приезжие уверены, что это сооружение в виде головы на постаменте, установлено в честь поэта Владимира Маяковского. 
Но вернемся к "Главному дому". Левая его часть, вместе с, находящимся напротив, зданием Законодательного Собрания открывают въезд на одну из самых интересных улиц Челябинска. Бывшая Уфимская, потом Кирова, она много лет служила главным торговым променадом города, еще того, маленького, провинциального. Здесь, на перекрестке с нынешней площадью Революции, заканчивался старый Челябинск. Дальше начиналась степь и березовый лес - ныне парк имени Пушкина.
Так бы и продолжалось, если бы не одно важное событие.
Промышленный подъем, начавшийся в конце девятнадцатого века, затронул и сонный степной Челябинск. В 1892 году на новую железнодорожную станцию прибыл из Златоуста первый поезд. Великая Транссибирская магистраль дошла до Челябинска. Тем местам, где проходила железная дорога, вторая по значению в России после трассы Москва - Петербург, очень повезло. Они как - бы получали "второе дыхание".
Станция - это не только вокзал, но и целый комплекс предприятий, включающий железнодорожное депо и всякого рода подсобные производства.
Вместе с железной дорогой вглубь России стали продвигаться и зарубежные инвесторы. Так в Челябинске рядом со станцией был возведен завод бельгийской фирмы "Столль", выпускавший оборудование для сельского хозяйства.
Таким образом, железнодорожный поселок превратился в небольшой промышленный центр.
Образовалось как - бы два города - старый, большей частью ориентированный на переработку сельскохозяйственной продукции и торговлю, и новый, возникший благодаря развитию Транссибирской магистрали. А между ними - пустота, степь и березовый лес.
Но промышленный подъем не мог не затронуть и исторической части Челябинска.
Современники с изумлением наблюдали за происходящими изменениями. Для горожан, привыкших к размеренному, патриархальному образу жизни, наступили иные времена.
Сносились небольшие деревянные домики, составлявшие основной жилой фонд, а на их месте возникали, невиданные здесь прежде здания - банки, торговые фирмы, большие универсальные магазины с зеркальными витринами. Конечно, по сравнению со столицей, в уменьшенном, провинциальном варианте.
Но как писал один из путеводителей того времени - основная особенность Челябинска начала двадцатого века - это "чисто американский рост его".
Необходимо было объединить две части одного города в единое целое.
Старый исторический центр, расположенный в месте основания Челябинской крепости, там, где сейчас раскинулся цветочный партер перед Театром оперы и балета, уже перестал удовлетворять требованиям нового времени. Поэтому на другом конце Уфимской улицы возникает группа общественных зданий, пока наметок будущего городского центра, общего, как для пролетарской, привокзальной части, так и для, преимущественно купеческой, основной, исторической. 
Здесь, на перекрестке нынешних проспекта Ленина и улицы Кирова ( Кировки ), начинает формироваться центр уже не маленького, сонного, уездного, а большого современного капиталистического города. До революции 1917 года успели возвести два здания - Государственный банк и Народный дом. В годы Советской власти банк был перестроен и до 1991 года его помещения занимал областной комитет Коммунистической партии - высшей инстанции местного значения.
Выдержанное в строгом деловом стиле, это здание особо не выделялось в ансамбле площади Революции. Сегодня здесь размещается Законодательное Собрание, для которого снова была проведена реконструкция, согласно вкусам и запросам новых хозяев.
Здание Народного дома завершает перспективу улицы Кирова. Построенный на средства организации со странным названием "Общество народной трезвости", он долгое время был самым большим общественным зданием города. Здесь, в театральном зале, уже известный нам товарищ Цвиллинг объявил о переходе власти в городе в руки Совета рабочих и солдатских депутатов.
Так называемый "Главный дом города" - челябинский вариант известного здания на берегу Москва - реки - "Дома на набережной". Вот две мемориальные доски, укрепленные на его фасаде. Только две, но за ними целая эпоха. Обратите внимание на то, чем занимались эти люди.
Интересный факт - "Главный дом города" - основное здание центральной площади - был спроектирован и построен совсем не для нее.
Несколько мощных, импозантных сооружений - гостиница "Южный Урал", обком КПСС, Госбанк СССР и этот огромный жилой дом положили начало главной улице города - проспекту Ленина, точнее его центральной части.
А главная площадь тогда находилась не здесь, а немного западнее, в месте, которое называется "Алое поле". Там, где высится, построенный в 1936 году, комплекс зданий, известных в Челябинске как "Городок НКВД".
Лишь второй Генеральный план 1947 года документально зафиксировал новое место для центра города. Так этот огромный дом становится основой для дальнейшего развития площади Революции, почти полностью оформляя южную ее часть.
Восточная сторона площади Революции дает представление о нескольких этапах развития "Сталинского ампира".
Здание Управления Южно - Уральской железной дороги было заложено незадолго до начала Великой Отечественной войны и, в спешном порядке, завершено в 1942 году. Только заняли его не железнодорожники, а аппарат, вновь созданного, Министерства танковой промышленности.
Следующий представитель "Сталинского ампира" - "Челябэнерго", одна из лучших работ архитектора Ф.Л.Серебровского. Здание представляет нам этот стиль в самый период его расцвета.
 
А вот третий дом, замыкающий этот же квартал, попал под "Хрущевскую экономию" и его, задуманный в том же "ампире", проект был безжалостно урезан. Остались лишь отдельные элементы, которые пропустила архитектурная цензура, тогда сама еще толком не знавшая, что запрещено, а что разрешено.
На этой фотографии, справа, хорошо видна восточная сторона площади с, расположенным в центре, зданием Управления Южно - уральской железной дороги. 
Самое старое театральное здание Челябинска - Народный дом - занимает примерно третью часть западной стороны площади.
С начала двадцатых годов прошлого века здесь работал Драматический театр и, по мере роста его труппы, возникла необходимость в увеличении площади подсобных помещений. Эта проблема решалась частями, в разные периоды времени, без единого плана. Из - за многочисленных пристроек, внешний вид которых совершенно не был связан с историческим архитектурным обликом Народного дома, объем здания увеличился почти в три раза.
От небольшого, камерного сооружения сохранился только фасад, выходящий на улицу Кирова, часть фойе и зрительного зала. Остальное поглотили пристройки, выполненные в совершенно ином стиле, а, проще говоря, никаком. Так вот он, этот стиль, и стал частью площади Революции и выглядит это здание, которое сегодня занимает Театр юных зрителей, так, словно большое бесцветное животное заглатывает мелкого, но красивого зверька.
Одно хорошо. Наконец восстановлен оригинальный фасад Народного дома, который тоже успели испортить за эти годы.
Само же здание очень удобно для творческих работников. Это мнение артистов Малого театра, труппа которого проработала здесь, в эвакуации, несколько военных лет.
Центральная площадь Челябинска - место, где можно увидеть почти все образцы архитектурных стилей за последние сто лет.
Современность, которой тоже уже под тридцать, представлена здесь весьма своеобразным сооружением. Но сначала немного истории.
Семидесятые годы прошлого века. Разгар брежневского "застоя". "Золотой период" для многочисленной советской номенклатуры.
Первый секретарь областного комитета Коммунистической партии - главный человек в области. Для него же самого - это лишь очередная ступенька на пути к более высокой должности, обычно в столице.
В те годы для "первого лица" существовала традиция - оставлять после себя весьма своеобразную память в тех местах, где он правил.
Это мог быть и новый институт, и жилой район, и крупное общественное сооружение.
Так и поступил очередной секретарь обкома, подарив Челябинску новое здание Драматического театра, которое действительно стало памятником тому человеку, который сумел "выбить деньги" на его строительство.
Этот объект оценивался в фантастическую для своего времени сумму. При этом у театра не было никакой необходимости в новом здании. Но традицию никто не отменял.
Таким образом и возникло на южной стороне площади, строго по ее центральной оси, словно завершая композицию, огромное беломраморное строение. 
Здание имеет шесть наземных и три подземных этажа. Последние предназначены не для автомобильных стоянок. Об этом тогда никто и не думал. Строительство театра было закончено в 1982 году. Здание оборудовано по последнему слову техники, естесственно на то время, и имеет некоторые особенности.
Так, художественный цех расположен над сценой, выше колосниковой коробки. Отсюда готовые декорации через специальное отверстие, с помощью сложной системы блоков, спускаются вниз, на сцену.
Не забыли проектировщики и "спонсора". Для него и других "высоких гостей" предназначена "правительственная" ложа, с отдельным входом из соседнего парка, специальным лифтом и комнатами отдыха.
В здании два зала. Большой, который находится на уровне второго этажа и Малый, в подземной части. С наружной стороны, на всю высоту шести этажей, здание облицовано белым коелгинским мрамором. Месторождение это находится рядом с Челябинском, а саму работу выполняли лучшие в стране специалисты.
Внутри - та же роскошь. Хрустальные люстры в фойе, двери, сделанные по спецзаказу из особых пород дерева, кресла зрительного зала, по удобству не уступающие сиденьям бизнес - класса самолетов лучших международных авиакомпаний.
Но больше всего поражают человека, впервые увидевшего это здание, три главных входа со стороны площади Революции.
Здесь впервые использовано, в таком количестве, каслинское художественное литье - визитная карточка Челябиской области. Прообразом зтого оформления послужил знаменитый "Каслинский павильон", который находится в Екатеринбургском художественном музее.
Ничего не скажешь. Красиво. Местный "удельный князь" поставил себе хороший памятник, правда не из своего кармана. О человеке давно уже забыли, а театр остался.
Еще одно интересное сооружение на площади - здание, построенное в 1934 году, которое сегодня занимает Арбитражный суд. Спроектированное в виде советского символа - серпа и молота, оно состояло из двух частей. Пятиэтажной, выходящей на площадь, в которой размещались разные мелкие конторы и семиэтажной, занятой гостиницей.
Из - за такого большого количества "арендаторов" здание выглядело довольно убого, особенно внутри. Именно здесь, на крыше, была установлена, первая в городе, динамичная реклама - "бегущая строка", прообраз современного огромного лазерного экрана, смонтированного на том же месте, а теперь поднятого еще выше, на стену очередного бизнес - центра.  А серп и молот тогда так никто и не видел.Зато сегодня этот "архитектурный изыск" хорошо просматривается с соседнего высотного комплекса "Мизар", особенно с площадки для посадки вертолетов, расположенной на его крыше.
Центральная площадь Челябинска - очень престижное место. Поэтому к ней с разных сторон подбираются всякого рода инвесторы. На саму площадь они пока еще не вышли, но своими высотками ее уже окружили.
А подземное пространство сдано под торговый центр. 
Площадь Революции состоит из трех частей, несущих абсолютно разную функциональную нагрузку. Та, подземелье которой уже использовали, парадная, служившая местом проведения праздничных демонстраций в прошлом.
Ограниченная с юга памятником Ленину, она и сегодня воспринимается многими как собственно площадь Революции.
На самом же деле - это только ее часть.
Сквер с фонтаном, расположенный позади фигуры бывшего вождя и двухуровневое пространство перед фасадом драматического театра - вот три составляющие единого целого, имя которому - площадь Революции.
 
Кировка
 
Представьте себя на огромной, окруженной монументальными сооружениями, площади Революции.
По проспекту Ленина движется непрерывный поток автомобилей. автобусов, троллейбусов. Спешат по своим делам пешеходы. Трамваи, почти "в хвост" друг другу, пересекают площадь. Обычная урбанистическая картина центра огромного мегаполиса.
Если, обойдя "Главное здание города". вы завернете за угол. то окажетесь на улице Кирова, в сердце исторического центра, главной улице старого Челябинска.
За поворотом приготовьтесь увидеть картину, совсем не похожую на ту, что у вас за спиной.
Несмотря на промышленный подъем конца девятнадцатого века и. связанный с ним. "чисто американский рост",, в целом Челябинск продолжал оставаться маленьким уездным степным городком. И центральная улица у него была соответствующая.
Несколько новых зданий - торговый дом Валеева. Государственный банк. торговый дом Яушева - конечно выделялись своей претензией на "столичность". Но на облик главной улицы не повлияли.
Начавшаяся в 1927 году, индустриализация. тоже не изменила статус, теперь уже не Уфимской. а Кировской. Новый "имперский" центр еще находился в стадии проектирования и частично, строительства. Проекты были такими гигантскими. что об их завершении в ближайшее время не могло быть и речи. А жизнь продолжалась.
В 1934 году Челябинск становится центром одной из крупнейших областей Советского Союза. Положение обязывает. На главной улице областного центра появляются несколько новых общественных зданий, в том числе комплекс Главпочтамта. Обустраивается квартал, примыкающий к площади Революции. На месте снесенного Христорождественского Кафедрального собора начинается возведение монументального здания Театра оперы и балета, проекта, просто немыслимого в старом Челябинске. Строится еще несколько жилых зданий. Но при этом главная улица продолжает сохранять свой уездной, патриархальный вид, тем более, что почти все здания, постройки периода "до", были взяты под охрану государства.
Получалась странная картина. Находясь посреди архитектурного карнавала, где ведущую роль играл "Сталинский ампир", человек внезапно оказывался в другом измерении. Если последний квартал улицы Кирова хоть как - то поддерживал масштабы челябинского центра, то дальше начинался совсем другой город - исторический центр существовал как - бы сам по себе.
Так продолжалось до последнего времени.
Архитекторы предлагали множество вариантов реконструкции, но ни один из них не подошел. В конце концов, городские власти приняли весьма неординарное решение.
Для того, чтобы превратить улицу маленького провинциального городка, в равноправного партнера, полноправную часть центра гигантского мегаполиса, решено было... обратить все в шутку. На участке улицы Кирова от площади Революции до реки Миасс создается что - то вроде московского Арбата.
Подобного рода променады стали массово возникать по всей стране вслед за открытием в Москве в 1988 году реконструированного Арбата - одной из первых пешеходных улиц Советского Союза. Называли их чаще всего так же, как в Москве.
В Челябинске был объявлен конкурс, который еще раз подтвердил правильность политики городских властей в отношении сохранении названия улиц. Результаты голосования показали, что шутка горожанами принята, но имя улицы - дело серьезное.
Кировка - так теперь называется пешеходная зона в центре Челябинска. Она абсолютно не похоже на московский Арбат. "Лицо" Кировки - прежде всего это скульптурные композиции, непосредственно связанные со зданиями, перед которыми установлены. Именно они создают тот дружелюбно - шутливый тон, который лежит в основе концепции реконструированной улицы. 
Если спускаться вниз от площади Революции, то первым нам встретится знакомое здание - Государственный банк, обком КПСС, а ныне - Законодательное Собрание. Перед ним - веселая фигурка крестьянина, изучающего свод Законов.
Следующий по этой стороне - солидный двухэтажный дом, построенный в 1910 году и известный тем, что здесь в том же году открылся первый в Челябинске кинотеатр, существующий до сих пор. 
Перед "Альфа - банком" - еще одна скульптура - попрошайки. А, если серьезно - здание банка - образец приоритетов "новых русских", в данном случае банкиров. Этот дом, несмотря на его "антикварный" вид, построен несколько лет назад в стиле того же "ампира". который предпочитает примерно половина "заказчиков". Другие пятьдесят процентов требуют так называемый "бизнес - модерн". Его яркий пример находится на противоположной стороне улицы.  Каких только имен не получило здание "Челябинск - Сити". Не будем о них говорить, но и мне кажется. что этот многоэтажный, бирюзового цвета "бизнес - модерн", находится явно не на своем месте и что он сам это чувствует. 
Пешеходная Кировка - небольшая по длине. Ее три квартала можно быстро пройти пешком. Если глядеть только прямо, а не по сторонам. А посмотреть есть на что.
Около реконструированного моста через реку Миасс расположена большая площадь. Когда - то здесь возвышался кафедральный Христорождественский собор и именно на этом месте полковник Тевкелев заложил небольшую крепость, с которой и начался город.
Весь тот период челябинской истории. который мы называем "до", Соборная или Христорождественская площадь выполняла функции центральной. Что в небольшом степном торговом городке это, прежде всего, место проведения ярмарок. Так они и жили много лет - собор и базар.
Сегодня, глядя на современную площадь Ярославского, с большим трудом представляешь на этом месте ярмарку.
   С началом периода "после", исторический центр старого города постепенно превращается в культурный. Северная сторона площади - концертный зал имени Прокофьева и картинная галерея, разместившаяся в помещении бывшего пассажа братьев Яушевых.
Прекрасное торговое здание в стиле "модерн" с большими залами, высокими потолками, идеально подошло для музея. Галерея небольшая, но сама коллекция очень приличная. На ее основе, музей проводит большую просветительскую деятельность - лекции, концерты, передвижные выставки, корпоративные мероприятия.
По соседству с галереей находится здание Концертного зала имени Прокофьева. В начале тридцатых годов прошлого века здесь работал небольшой кинотеатр "Пролетарий",построенный путем реконструкции, стоявших на этом месте жилых домов.
В 1934 году Челябинск становится областным центром и ему "по рангу" становится положена филармония - организация артистов "легкого жанра" а к ней - концертный зал. Найти место для очередной конторы в те бюрократические времена было делом сложным, но возможным. Для концертного зала, недолго думая, передали кинотеатр "Пролетарий". Он имел только один недостаток - в нем не было места для сцены. Выход нашли. Сцену соорудили за счет разрушения нескольких залов соседнего здания картинной галереи.
После этого "обрезания". музей не только лишился почти половины своей выставочной площади, но и получил, испорченный колосниковой коробкой сцены, фасад.
Самому же концертному залу пришлось еще пристраивать помещения для фойе. Эта часть здания уже почти висела над рекой и, в один прекрасный день, благополучно рухнула. Ночью и без зрителей.
И все - таки этот "временный гибрид" продержался свыше пятидесяти лет и стал одним из символов города. При реконструкции концертного зала фасады, выходящие на улицы Кирова и Труда, постарались сохранить почти без изменений.
Сегодня на месте кинотеатра "Пролетарий", а затем, слепленного из кусочков, здания филармонии расположено уютное, камерное сооружение - концертный зал имени Прокофьева с памятником композитору перед входом.  Так получилось, что почти все челябинские театры оказались на одной улице - Кирова.
С завершением строительства на площади Революции нового здания театра Драмы начался обмен помещениями.
Бывший Народный дом - занял театр юных зрителей. старый зал которого находился на площади Ярославского. Здание ТЮЗа было передано сначала Дому Актера, а потом. уже в девяностые годы, - Художественному театру.
Вот такой культурно - обменный процесс произошел в начале восьмидесятых годов прошлого века на площади Ярославского. Кстати, многим челябинцам она знакома под другим названием - площадь Оперного театра, зданию которого здесь по праву принадлежит главенствующее положение.  Челябинский театр оперы и балета имени Глинки открылся в сентябре 1956 года. С опозданием на пятнадцать лет.
Строительство этого грандиозного сооружения имеет свою, необычную историю.
Решение об открытии театра было принято в 1938 году и почти сразу начались работы по возведению здания. Следует сказать, что первоначальный проект был намного скромнее, чем окончательный, не такой роскошный, но не без излишеств. К началу Второй Мировой войны, точнее ее переходу на территорию СССР. здание театра было полностью готово и в этом же 1941 году планировалось открытие первого сезона.
Но не получилось. Оборудование эвакуированных заводов устанавливали везде, где была хоть какая - то крыша, а чаще - под открытым небом. До наступления осени на наиболее важных объектах успевали достраивать коробку, а были и такие места, где цеха всю первую военную зиму проработали в палатках. Понятно, что в таких условиях, вновь возведенные здания театра оперы и балета, публичной библиотеки и еще несколько других автоматически превращались из объектов культуры в военные.
Так место театра занял московский завод "Калибр", большая часть оборудования, которого осталась в Челябинске после окончания войны. В 1951 году предприятие перебирается в новые, специально построенные для него корпуса,
Начинаются работы по восстановлению театрального здания. Что открылось перед глазами проектировщиков, можно было назвать по - разному, но только не театром.
На первых этапах реконструкции часто вставал вопрос о целесообразности восстановления здания. За десять лет завод "Калибр" хорошо постарался, впрочем перед ним не стояла задача сохранения памятника истории.
За пять лет реконструкции на месте мрачного промышленного здания с пропитанными маслом стенами появился шедевр архитектуры. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.
Открытие в Челябинске театра оперы и балета поставило город на совершенно иной культурный уровень. Дело в том, что, согласно советскому "табелю о рангах", областному центру средних размеров "полагался" драматический театр. Городу побольше добавлялся музыкальный театр, не предназначавшийся для постановки сложных классических опер и балетов. "Идеальный" набор - опера, драма, оперетта, юного зрителя, кукольный.
Решение об открытии в Челябинске театра с полноценной оперной и балетной труппой было воспринято весьма неоднозначно. К тому времени на Урале работали - Академическая Свердловская опера, бывшая Екатеринбургская, ведущая свою историю с начала двадцатого века, Академический Пермский театр оперы и балета со знаменитым хореографическим училищем и Башкирская опера.
Появление четвертого театра многим казалось излишним.
Для открытия первого сезона была собрана труппа, состоящая из лучших сил страны. Конечно. в таком составе она долго не продержалась. Но определенную репутацию театру дала. Шли годы. сменялись сезоны. Какой - то лучше. какой - то хуже.
Но за все это время вы почти не найдете публикаций о целесообразности существования в Челябинске театра оперы и балета.
Период восстановления здания театра счастливым образом совпал с "пиком" популярности "сталинского ампира" в самой роскошной его форме. В то время возводилось множество зданий дворцов культуры с шикарными театральными залами. Но челябинская опера отличается от них. Прежде всего - это чисто театральное здание, спроектированное и построенное на базе опыта возведения подобного рода сооружений.
Театр открылся всего на несколько лет раньше начала "хрущевского обрезания излишеств". Поэтому он все получил сполна - классический шести колонный портик с тремя скульптурами. отделанное мрамором. двусветное фойе с двумя огромными хрустальными люстрами, отделанный золотом зрительный зал на 1200 мест, с полным набором опций для зрителей - партер. амфитеатр, бенуар, бельэтаж, ярусы, балкон. И, конечно, огромная сцена, позволяющая ставить спектакли во всех известных форматах.
В здании свыше двухсот помещений. включающих репетиционные классы балета. Роспись плафонов фойе и зрительного зала выполнена по эскизам и под руководством академика Дейнеки.
Здание уверенно возвышается над окружающей низкорослой застройкой, словно подтверждая народное название - площадь Оперного театра.  Реконструкция Кировки добавила шарм этому месту. На западной стороне площади, на самой улице появились роскошные фонтаны и обелиск "Нулевая верста Челябинска". возведенный на предполагаемом месте основания города. Отсюда отсчитываются все расстояния Челябинской области.
Пересекая реку Миасс, Кировка продолжается, но уже под старым своим названием. Здесь, на отрезке набережной, между Театром оперы и балета и Свердловским проспектом. находится несколько общественных зданий. построенных в разное время, но с одной целью.
На этом месте претворялся в жизнь очередной проект челябинских градостроителей - новый центр города. Своего рода местная традиция. Алое поле, площадь Революции, набережная реки Миасс - вот неполный список мест, предназначенных стать новым городским центром. 
С превращением Челябинска в огромный мегаполис, изменились и понятия о внутригородских расстояниях. Таким образом. Все эти места, предлагаемые для центра города, автоматически вошли в его границы. Но вернемся на улицу Кирова, к очередной мечте местных градостроителей. В данном случае история проекта ведется с 1967 года. Вся страна готовила подарки к пятидесятилетию Великого Октября.
Самое большое общественное здание города - дворец спорта "Юность" - челябинский вклад в юбилей. Это был типовой проект, по которому построены подобные сооружения в Минске, Волгограде и Челябинске. Благодаря универсальности зрительного зала, дворец служил не только базой хоккейной команды "Трактор" - одного из международных символов Челябинска, но и местом проведения различных общественных мероприятий до семи тысяч человек.
Получив такой "кассовый" зал, город мог себе позволить пригласить "дорогих" отечественных звезд и иногда побаловать своих жителей звездами из "стран народной демократии". что само по себе уже было не принято в так называемых "закрытых" городах.
Со временем такая загрузка зрительного зала. просто не оставляла времени для тренировок хоккейной команды "Трактор". не говоря уже о фигурном катании.
В 1982 году возводится новый Ледовый дворец, соединенный со старым зданием в единый комплекс. Это был "подарок" секретаря обкома партии. Того самого, который оставил городу новое здание театра Драмы.
Другое крупное общественное сооружение появилось на противоположном берегу реки в 1975 году. Торговый центр - огромный купол размером 100 на 100 метров - тоже типовой проект, но здания этой серии использовались, в основном, для рынков - например Комаровский в Минске.
В Челябинске поступили весьма оригинально.
Под куполом разместился центральный универмаг и один из первых в городе супермаркетов. В этот необычный, для того времени, комплекс входил даже ресторан.
На набережной были построены еще несколько административных и общественных зданий, открыт Геологический музей под открытым небом.
Все перемешано на левом берегу реки Миасс. 
Отреставрированные домики Челябинска дореволюционного, здание отеля "Малахит" середины семидесятых годов прошлого века, дворец спорта "Юность", ультрасовременный золотистый Краеведческий музей. Торговый центр на противоположном берегу сменил декорацию. Теперь его купол отлично смотрится на фоне нового высотного жилого комплекса "Святогор". 
Солнечные лучи отражаются в брызгах струй фонтана, расположенного посередине реки. В хороший летний день такая картина неожиданно открывается со стороны Кировки в районе площади Ярославского. 
Больше бы теплых солнечных дней. За мостом улица Кирова становится магистральной, торговой и жилой.
Добродушная, веселая, расслабленная Кировка исчезает. Здесь, за рекой, уже иная власть, иной темп жизни.
Кажется, что огромный мегаполис уже полностью поглотил старый район Заречье, со всеми его домиками. Как оказалось, не совсем.
Старинная Троицкая церковь, отреставрированная и восстановившая свои купола. и сказочный дом - Кукольный театр здесь, в окружении потоков машин и серых панельных коробок, напоминают нам, что совсем рядом есть иной мир.
Он не отторгает первый, а, наоборот, является его составной частью. своего рода отдушиной среди серых трудовых будней.
 
© Copyright: Виленский Юрий, 2009
Свидетельство о публикации №209041700070
 
 


 

 

 

Категория: Возвращение в прошлое | Добавил: defaultNick | Теги: Екатеринбург, челябинск, урал
Просмотров: 1457 | Загрузок: 121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: